Анализ экспериментальных программ с различным содержанием занятий студентов физической культурой

Изучение литературы в целом обнаруживает тот факт, что студенты вузов не проявляют значительного интереса к упражнениям с циклическим характером мышечной деятельности (беговые легкоатлетические упражнения, плавание, лыжные гонки, конькобежный спорт), которые, однако, развивают жизненно необходимые способности юношей и девушек, являются эффективными средствами воздействия на функциональные возможности организма студентов.

За минувшие 15-20 лет изучены следующие наиболее популярные и интересные для студентов виды спорта и формы организации занятий:

  • - циклические виды спорта [12, 88, 126, 133, 160, 176, 184, 192, 193];
  • - фитнесс и аэробика [9, 12, 21, 26, 76, 79, 90, 135, 138, 149, 173, 178];
  • - игровые виды спорта [18, 39, 65, 165].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что основным методом оздоровительной тренировки является равномерный метод, способствующий развитию общей выносливости и аэробных возможностей [121, 159].

В этой связи следует учитывать результаты физиологических исследований, в которых показано, что систематические занятия физическими упражнениями умеренной интенсивности оказывают значительный оздоровительный эффект на организм. Однако при этом степень выраженности и характер влияния физических упражнений на организм неодинаковы и зависят от выбора средств физической культуры, используемых в ходе занятий. Так, упражнения циклического характера предъявляют высокие требования к вегетативным системам организма, к опорно-двигательному аппарату. Адаптация вегетативных систем организма к циклическим нагрузкам происходит постепенно и в случаях применения нагрузок, неадекватных текущим возможностям организма, может сопровождаться быстрым развитием утомления, снижением способности к компенсации наступивших сдвигов [45]. Поэтому при планировании и организации занятий с использованием упражнений циклического характера необ ходимо соблюдать постепенность в нарастании физических нагрузок. Для обоснованного суждения об эффективности воздействия двигательного режима такого характера необходимо учитывать, с одной стороны, исходное функциональное состояние занимающихся и, с другой - длительность физической тренировки.

Регулярные занятия физической культурой и спортом до поступления в институт и продолжение их после обучения оказывают полноценный оздоровительный эффект (своевременное включение адаптационно-приспособительных механизмов), что в целом способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы студентов [144]. Эксперимент проводился на относительно небольших группах студентов (контрольная группа - 16 человек и опытная - 15 человек), однако выявил эффективное течение врабатывания функциональных систем организма в ходе обучения в вузе.

П.П. Смирнов [161] экспериментально показал преимущество комплексного построения физических нагрузок в учебных занятиях по сравнению с «однопредметными». В частности, отмечено, что изучение технических приемов из нескольких видов спорта (баскетбол, волейбол, гимнастика), различных по структуре движений и характеру воздействия на организм, в ходе учебного занятия значительно расширяет диапазон двигательных умений и навыков учащихся, обеспечивая при этом комплексное развитие физических качеств. Кроме того, волнообразное построение нагрузок при выполнении упражнений из разных видов спорта способствует повышению подвижности нервных процессов, улучшению технической подготовленности и функциональных возможностей организма.

Педагогический эксперимент, проведенный позднее Г.М. Соловьевым [167], напротив, показал, что концентрированное распределение учебного материала по относительно ровным микроциклам подготовки в учебном семестре более эффективно по сравнению с рассредоточенным или комплексным вариантами распределения нагрузок.

Существенный прогресс в разработке критериев физической нагрузки в занятиях студентов достигнут в работе И.В. Никишина [133], который предлагает при программировании циклических нагрузок исходить из индивидуально типологических особенностей телосложения, что, как известно, в значительной степени определяет организацию нервно-психических процессов занимающихся. Эксперимент по моделированию трех основных тренировочных режимов циклических нагрузок (преимущественно аэробный, смешанный и анаэробный) показал неодинаковую эффективность каждого из перечисленных режимов для различных типов телосложения. Так, у представителей астеноторакального типа наибольшие сдвиги в развитии отстающих звеньев подготовленности отмечались при более выраженных анаэробных вариантах нагрузки; у студентов мышечного типа - при вариантах нагрузок смешанного характера; у студентов с диге-стивным типом телосложения - при преимущественно аэробных нагрузках. При этом автором предложены оптимальные для каждого из типов телосложения пульсовые режимы нагрузки: для студентов астеноторакального типа (аэробный режим нагрузки - 15% от общего времени основной части занятия, смешанный режим - 55%); для мышечного типа (аэробный и анаэробный режимы - по 10% от времени основной части занятия, смешанный режим - до 80%); для студентов дигестивного типа (аэробный режим - 30%, смешанный - 55% и анаэробный - 15% от времени основной части занятия).

В этой связи при обсуждении конституциональных различий студентов из разных стран применительно к проблеме физического воспитания иностранных студентов целесообразно придерживаться основных положений антропогенетической концепции развития в интерпретации Б.А. Никитюка и др. [3, 4, 131, 132]. В соответствии с позицией перечислен ных авторов, конституция человека определяется совокупностью признаков - унаследованных и приобретенных, связанных с особенностями реактивности организма и темпами его индивидуального развития. Анатомическим «паспортом» человека является его соматотип. Люди разных соматотипов отличаются нормой реакции на воздействия окружающей среды; процессы роста и развития у них не согласованы во времени: у астеников они хронологически растянуты, при гиперстении - как бы «спрессованы» во времени. Соматотип определяет и уровень развития двигательных качеств, которые в ряде случаев зависят от удельной величины силы мышц. По данному показателю размах соматотипологиче-ских различий у юношей значительнее, чем у девушек. Кроме того, у представителей астеноидного типа телосложения, как правило, лучше развита так называемая зрительнодвигательная память, в то время как представителей диге-стивного соматотипа отличает хорошая проприоцептивнодвигательная память. Известно также, что зрительнодвигательная память использует корковые механизмы зрительного анализатора. Замедленный рост и развитие индивида астеноидного типа может способствовать более продуктивному совершенствованию механизмов зрительного анализатора в процессе физического воспитания и спортивной деятельности.

При анализе различных оздоровительных систем в работах многих авторов отмечается один общий недостаток -относительно «узкое» воздействие на функции организма.

Например, отличительным свойством системы «Аэрофитнесс» считается ориентация на критерии здоровья индивида и, соответственно, оптимального развития физических качеств, в противовес рекламным стандартам (параметрам) фигуры, при помощи которых маскируется узконаправленное развитие отдельных мышечных групп нередко в ущерб здоровью занимающихся физическими упражнениями.

В.В. Митрохина и Г.А. Панов [122] показали, что программы силовой направленности у девушек-студенток в целом обеспечивают положительный прирост силового компонента подготовленности. Однако наибольший тренировочный эффект наблюдался при реализации программы «Аэробика плюс» в сочетании с упражнениями общей физической подготовки (ОФП). При этом занятия с более высокой интенсивностью обеспечивали и более значительный эффект.

Вместе с тем, В.Д. Бакланов и Г.Г. Щеглов [14] систематизировали различные подготовительные упражнения, наиболее часто выполняемые в ходе занятий по физической культуре.

Применительно к процессу обучения двигательным действиям и совершенствования функциональных возможностей организма перспективный подход продемонстрирован в работах О.В. Жбанков и др. [56, 57]. Авторы предлагают использовать информационно-методическую систему (ИМС) с целью более глубокого осознания студентом сути и закономерностей тренировочных эффектов, их взаимодействия, возникающего в ходе и после выполнении физических упражнений различной преимущественной направленности. Такой подход реализуется в качестве дополнительной обучающей среды для студента, что позволяет, например, стимулировать не только физические возможности, но и интеллектуальные способности, активизируя их в ходе активного обучения студентов в вузе. В основе данного подхода лежит принцип адекватного подбора стимулов - содержания, структуры и форм мыслительной и двигательной деятельности студента, которая отражает способность ЦНС посредством обработки информации в сознании занимающегося. Это позволяет сформировать некоторое информационное пространство, включающее функции обучающей среды. Ключевыми механизмами активизации познавательных процессов, по мнению автора, является задействование систем и анализаторов, обеспечивающих устойчивость и, что особенно важно, концентрацию внимания при выполнении физических упражнений. Эти влияния оказывают положительный эффект не только на объем и качество двигательной активности студента, но и на уровень его интеллектуальной деятельности (регуляция последовательности и скоростные характеристики выполнения мыслительных операций).

Группа авторов [25], обсуждая проблему обучения двигательным действиям, считают, что ловкость и координационные способности обнаруживают многообразные связи с другими физическими качествами, тесно связаны с двигательными навыками, которые в свою очередь способствуют улучшению ловкости. Примечательно, что в данной публикации акцентируется внимание на необходимости повторных решений двигательной задачи, поскольку в реальных условиях внешние обстоятельства в точности никогда не повторяются в том числе и ход решения двигательной задачи не может повториться абсолютно одинаково. В результате такого обучения накапливается определенный двигательный опыт и совершаются сенсорные коррекции осваиваемого действия во всем разнообразии решений самой задачи в изменяющихся условиях внешней обстановки. В конечном итоге приобретение двигательного навыка отражается в большей эффективности движений, экономичности проявляемых усилий и улучшении результата. Однако при этом, как справедливо утверждают авторы, результат запоминания движений зависит от активности самих занимающихся. Важная роль в этом процессе принадлежит развитию отчетливости кинестетических ощущений и восприятий (таких как усилие, ритм, темп, скорость). При этом важнейшее значение имеет требование к точности и качеству движения. Авторы рекомендуют следующие схемы изучения новых двигательных действий:

1) сначала усваивать «базовое» движение (так называемое концентрированное обучение); 2) к усвоению нового движения приступать после того, как предыдущее движение доведено до уровня двигательного умения (при специальной фик сации внимания в ходе выполнения), в том числе при многократном возвращении к повторному разучиванию на последующих этапах обучения; 3) разучивать новое движение после овладения основным механизмом техники предшествующего движения (рассредоточенное обучение). Такая схема обучения упражнениям на развитие ловкости предполагает включение их в первую треть учебного занятия сразу после разминки, сериями примерно по 15 минут. При этом используются равномерный, повторный, игровой и соревновательный методы выполнения упражнений. Характерным для игрового метода развития координационных способностей считается также выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в новых условиях. Кроме того, в целях исправления ошибок, возникающих при освоении движений, рекомендуется исправлять грубые ошибки (с нарушением структуры упражнения), а затем устранять ошибки, снижающие эффективность конкретного выполняемого действия [25].

В этой связи в целях упреждения технического брака при освоении игровых движений Ю.Н. Смирнов [162] рекомендует акцентировать внимание на причинах возникновения ошибок, которые имеют место либо вследствие недостаточной двигательной подготовленности и, соответственно, недостаточного уровня координационных способностей, либо по вине педагога, который предлагает выполнять заведомо непосильные упражнения. В этой связи рекомендовано также методически грамотно и обоснованно подбирать упражнения на развитие отстающих качеств занимающихся; использовать упражнения, направленные на освоение рисунка и ритма движения, которое не получается; активизация зрительного анализатора и мышечных ощущений, что достигается при выполнении упражнений перед зеркалом или с использованием различных отягощений, приспособлений, тренажеров.

Е.А. Шуняева [192] в экспериментальной программе использовала элементы легкоатлетических упражнений, акцентируя внимание на структуре физической подготовленности студентов. Однако при этом автор исходит из процентного соотношения отличных, хороших и удовлетворительных оценок в контрольных тестах. Некоторым недостатком такого подхода, возможно, явилось то обстоятельство, что в обеих экспериментальных группах, сформированных на основе оценки физических качеств, испытуемые уже в начале эксперимента «контрастно» отличались по уровню развития скоростно-силовых качеств и общей выносливости. При этом контрольные тесты с положительной оценкой выполнили 77% девушек и 85% юношей.

Аналогичный подход к изучению структуры физической подготовленности студентов (по степени выраженности тех или иных физических качеств) продемонстрирован в работе М.В. Стефановского [171], который разделил испытуемых на три группы по критерию преимущественного проявления физических качеств. При этом автор предпринял попытку несколько расширить представления о структуре, объединить физическую и психологическую составляющие подготовленности студентов младших курсов (применительно к успешности учебного процесса в целом). Развивая исследовательский подход С.В. Малиновского к проблеме комплексного обучения и оценки подготовленности студентов [108, 109], М.В. Стефановский использовал в качестве контрольных показателей свойства внимания и памяти, что имеет непосредственное отношение к учебному процессу и, очевидно, выделяет данную работу среди других исследований в этом направлении.

В одной из работ [179] также показано, что уровень психофизической подготовленности и уровень мотивации студентов к занятиям можно повысить путем расширения арсенала тренировочных средств, а также с помощью увеличения количества занятий с одновременным сокращением их длительности либо посредством увеличения величины нагрузки, направленности и в целом - содержания занятий. Однако при этом авторы не уточняют, что подразумевается под содержанием занятий.

Н.В. Данилова [43] констатирует, что средний темп снижения уровня физической подготовленности студентов вузов даже при 4-часовых академических занятиях в неделю может составлять у юношей 6-7%, у девушек 10-12% в год. Увеличение объема двигательной активности учащихся сверх нормативного минимума на 10-15% снижает темп ухудшения физической подготовленности в среднем на 2-3% и 4-5% в год соответственно. В данном исследовании показано также, что физические нагрузки низкой интенсивности не могут способствовать существенному повышению уровня физической подготовленности при использовании, например, фитнесс-программ оздоровления или преимущественно игровых видов физических упражнений. Для устранения этих недостатков автор предлагает классифицировать физические нагрузки развивающего уровня. В основе этой классификации положена суммарная дистанция бега в заданном пульсовом диапазоне. В качестве нормативной единицы нагрузки предложена у юношей дистанция до 1900 метров при времени работы 8-9 минут, у девушек - до 1400 метров при времени работы 6-8 минут. Указанные параметры нагрузки составляют одну нормативную единицу (что соответствует низкой физической нагрузке). Объем бега, равный двум нормативным единицам, классифицируется автором как средняя физическая нагрузка; величина нагрузки в три нормативных единицы - как высокая физическая нагрузка. Такая методика нормирования двигательного режима учащихся, по мнению автора, способствует достижению должного эффекта занятий по физической культуре. Следует подчеркнуть, что Н.В. Данилова [43] не ограничилась разработкой нормативных показателей физической нагрузки на занятиях студентов и создала комплексы общеразвивающих упражнений, содержащие по 16 тренировочных заданий, выполняемых методом круговой тренировки.

Исходя из медицинской оценки здоровья студентов, Н.Е. Кириллова [80] провела математический анализ заболеваемости студентов младших курсов и пришла к выводу о необходимости модернизации учебной программы по дисциплине «Физическая культура». Примечательно, что в беговом тесте на выносливость (дистанция 3000 м) около 18% студентов не смогли преодолеть рубеж «удовлетворительно» и около 15% студентов получили оценку «отлично». Около 38% юношей по силовым показателям и 33% девушек по скоростно-силовым показателям не смогли выполнить норматив государственной программы на оценку «удовлетворительно».

Применительно к построению занятий по физической культуре в структуре тренировочного занятия выделяют, как правило, четыре его фазы (подготовительная, основная, заключительная и силовая). Первая фаза имеет целью выполнение разминочных упражнений для мышц верхних и нижних конечностей и суставов. В основной фазе выполняются аэробные упражнения из разных видов спорта (бег, лыжи, плавание) оптимальной интенсивности и продолжительности, основная цель которых сводится к повышению уровня аэробных возможностей путем увеличения максимального 02-потребления. При проведении основной нагрузки автор предлагает ориентироваться на уровень функционального состояния. В заключительной части занятия выполняются упражнения с пониженной интенсивностью для обеспечения плавного перехода к состоянию покоя. Силовая фаза продолжительностью 15-20 минут может включать упражнения общеразвивающего характера, цель которых состоит в укреплении основных мышечных групп; эти упражнения чередуются с упражнениями на гибкость и растягивания в медленном темпе, что обеспечивает восстановление основных мышечных групп и позвоночника.

На примере студентов вуза изучены три варианта влияния различных двигательных режимов на успеваемость и физическую подготовленность студенток - начинающих лыжниц-гонщиц [92]. В контрольной и первой опытной группах объем физических нагрузок увеличивался постепенно и в конце эксперимента, на II курсе прирост составил 11-12% в год, а во второй опытной группе изменялся скачкообразно и таким образом, что в конце года прирост нагрузок составил 33%. При этом все двигательные режимы положительно воздействовали на изучаемые параметры, однако их эффективность была неодинаковой. Авторы полагают, что на первых этапах обучения студентов постепенное увеличение нагрузок не оправдывает себя - скачкообразный вариант построения нагрузок более эффективен.

Г.А. Каданцева и С.В. Рябышева [73] считают, что узловым компонентом эффективного развития физических качеств студентов в ходе обучения в вузе является совершенствование скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости, объем которых в основной части занятия может составлять 40-60%. При этом авторы высказывают убеждение в том, что двухразовые в неделю занятия, очевидно, недостаточны для эффективного совершенствования физических способностей студентов.

В этой связи имеется также мнение [91, 114], что ключевым компонентом долгосрочных целенаправленных программ является внедрение методов активного обучения и широкого диапазона оздоровительных и дыхательных упражнений с элементами восточных оздоровительных систем, например, Китая и Индии. В работе Е.В. Матухно [114] предложена 3-летняя программа занятий по дисциплине «Физическая культура» в объеме 408 академических часов.

При изучении литературы выяснилось ограниченное количество работ, посвященных вопросам занятий иностранных студентов по дисциплине «Физическая культура» в российских вузах [87, 95, 98, 99, 118, 120, 139-141].

Н.Н. Ларионова [95] указала на отсутствие базисной учебной программы подготовки для иностранных студентов. В рамках предварительного двухгодичного эксперимента были обследованы 375 иностранных студентов Ростовского государственного университета. При этом изучались показатели физической подготовленности и физического развития, функциональное состояние основных систем организма, заболеваемость и успеваемость по предмету «Физическая культура». Автором справедливо указывалось, что в российских вузах практически не учитывается уровень теоретической подготовленности, двигательной активности и физкультурно-спортивный опыт, а также климатические, экологические, социальные и экономические условия тех регионов, из которых прибыли иностранные студенты для обучения в вузе.

Исходя из этих трудно учитываемых факторов, при разработке экспериментальной программы Н.Н. Ларионова руководствовалась приоритетом сохранения физкультурноспортивных интересов иностранных студентов; учитывалось также влияние программы на физическое состояние и здоровье студентов, а также влияние программы на успеваемость по предмету. В основном эксперименте приняли участие 60 студентов-мужчин, из которых были сформированы три группы, равные по численности; одна группа - из 20 российских студентов. Испытуемые каждой группы занимались дважды в неделю. Характерной особенностью экспериментальной программы являлись: обеспечение (по возможности) гибкости организации занятий, прежде всего исходя из удобства по времени занятий и приближенности мест занятий к месту проживания, а также комплектование групп по 8-12 студентов, независимо от курса обучения. Таким образом, во главу программы ставилась тесная увязка экспериментальной программы с формами внеклассных занятий, проводившихся самостоятельно. В результате двухгодичного эксперимента опытная группа иностранных студентов превысила результаты контрольных испытаний в беге 3x10 м на 100 м, а также в подтягиваниях и 12-минутном беге.

В.Э. Вилькевич [29] предлагает перенести основные закономерности построения тренировочных нагрузок разной физиологической направленности на занятия студентов по плаванию, однако с учетом 3-5 разовых занятий в неделю, что для повышения уровня спортивного мастерства предполагает проведение дополнительных самостоятельных занятий. По мнению автора, планирование объемов нагрузки соответствующей направленности по критерию пульсовой стоимости мышечной работы позволит студентам-спортсменам повысить уровень результатов в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности. В связи с необходимостью проведения дополнительных занятий по физической подготовке студентов, следует упомянуть некоторые другие работы [58,62,63], в которых раскрываются особенности содержания самостоятельных занятий студентов, независимо от вида спорта или характера применяемых упражнений.

В.С. Якимович [196] считает, что раскрытие потенциала личности в полной мере зависит от характера и направленности педагогического процесса, степени сформированное™ его условий в рамках деятельности педагога. В качестве одного из требований к учебной программе по физической культуре автор выдвигает обеспечение в педагогическом процессе творческой атмосферы, познавательной и общественной активности, создание условий для проявления сообразительности учащихся. В структуре педагогической программы автор считает необходимым выделять две части: первая - базовый компонент, состоящий из стабильных, инвариантных, унифицированных знаний, умений и навыков, и вторая часть - динамичная, вариативная, в которой фиксируются знания, умения и навыки учащихся. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и является обязательным для всех образовательных учреждений. Вариативная часть программы обусловлена необходимостью отражения малейших колебаний развития научной мысли и творчества и ориентирована на опережающее развитие качества физического воспитания. Таким образом, учитываются требования к содержанию занятия.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >