Комплексные обследования функциональных, физических и отдельных психологических характеристик студентов

Цель, методология обследований, характеристика обследованных студентов

Цель комплексных обследований функциональных, физических и некоторых психологических возможностей студентов из разных регионов мира заключалась в экспериментальной проверке гипотезы о возможности выбора и использования рациональных режимов выполнения физических упражнений в основной части занятия, которые отличаются по характеру и двигательной структуре.

Основанием для проведения обследований являлось продолжение НИР кафедры физического воспитания и спорта РУДН и научно-исследовательской лаборатории «Адаптация и функциональные резервы здоровья» ФОК РУДН по теме № 211802-4-000 «Изучение физиологических механизмов адаптации и динамики резервов здоровья студентов в процессе обучения». В течение ряда лет сотрудники кафедры физического воспитания и спорта РУДН занимались разработкой официальной базы данных «Физическое состояние студентов» (свидетельство № 2005620251 - см. приложение А) в рамках проекта «Народный Спорт Парк» под руководством В.А. Орлова, Н.А. Агаджаняна, Ю.Л. Кислицына.

Примерная программа подготовки студентов вузов, как известно, регламентирует время, отводимое на отдельные виды подготовки. В свою очередь это требует соблюдения двух условий - упражнения для студентов должны быть, с одной стороны, достаточно быстро осваиваемыми, а с другой - должны обеспечивать необходимую физическую, функциональную и психическую нагрузку.

В этой связи основные требования Примерной программы подготовки студентов вузов («быстрое» освоение и достаточная «нагрузочность» упражнений, восстановление после занятия) в целом обусловливают содержание основной части занятия и характер воздействия упражнений, а также определяют организацию всего занятия, включая контроль подготовленности.

Таким образом, роль методики дифференцированного регулирования содержания занятий физической культурой, включая режимы выполнения упражнений, проявляется в обосновании рационального выбора упражнений, направленных на устранение или компенсацию «отстающих» звеньев подготовленности студентов. В основе такого выбора заложена методика определения структуры функциональных, физических и некоторых психологических характеристик студентов-первокурсников (девушек и юношей) с целью выявления «отстающих» звеньев подготовленности студентов.

Руководствуясь основными положениями теории и методики физического воспитания [33, 113] и рекомендациями специалистов [10, 11, 42, 51, 59, 61, 70, 96, 136, 147, 169, 170], нами разработана схема ключевых (базовых) компонентов методики дифференцированной коррекции (варьирования) содержания занятий (рисунок).

Ведущую роль в методике варьирования содержания основной части занятий по физической культуре выполняют три структурные компонента:

  • - методические задачи, решаемые в ходе занятий по Примерной программе подготовки студентов по данной дисциплине;
  • - критерии, на основе которых осуществляется подбор упражнений в соответствии с отстающими звеньями подготовленности учащихся;
  • - основные виды и функции контроля подготовки студентов.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Вводная часть ОСНОВНАЯ Заключительная часть

ЧАСТЬ

Базовые компоненты методики дифференцированной коррекции содержания занятий студентов из разных регионов по дисциплине «Физическая культура»

Рисунок. Базовые компоненты методики дифференцированной коррекции содержания занятий студентов из разных регионов по дисциплине «Физическая культура»

Каждый базовый компонент методики дифференцированного регулирования режимов физических упражнений может включать не менее трёх вариантов регулирования параметров упражнений.

Задачи учебного процесса, реализуемые в контексте программы подготовки студентов естественно должны отвечать требованиям Примерной программы, включая обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, а также повышение уровня физической и координационной подготовленности. Решение этих задач реализуется в контексте разных видов подготовки (физической, координационной, технической).

В комплексных обследованиях в период 2000-2002 гг. приняли участие 258 студентов I-II курсов РУДН (140 девушек и женщин, 118 юношей и мужчин). Распределение студентов по регионам мира представлялось следующим образом: Россия (девушки и юноши), Африка (девушки и юноши), Азия (девушки), Индия (юноши), Латинская Америка (девушки).

Основные данные по обследованным испытуемым приведены в табл. 1.

Из числа студентов по каждому региону формировали контрольную и экспериментальную группы. Студенты контрольных групп по каждому региону занимались по Примерной программе подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура» (2000 г.).

Студенты экспериментальных групп по каждому региону занимались по методике вариативности содержания занятий, разработанной для устранения влияния «отстающих» звеньев в функциональной и психофизической подготовленности российских и иностранных студентов. Для этого были разработаны специализированные комплексы упражнений, направленных на компенсацию влияния «отстающих» звеньев физической и функциональной подготовленности студентов из разных регионов мира. Обследования планировали на двухлетний период обучения студентов на первых курсах в вузе в ходе плановых (одноразовых в неделю) занятий физической культурой. В начале и конце каждого учебного года оценивали уровень и динамику функциональных, физических и психологических характеристик российских и иностранных студентов.

Таблица 1

Общая характеристика студентов по регионам мира

Основные данные

Россия

Африка

Азия

Индия

Латинская Америка

Девушки и женщины

Количество обследованных

61

32

25

-

22

Возраст, лет

17,3 ±0,2

21,6 ± 1,3

21,2 ±0,7

17,7 ±0,4

Длина тела, см

168

± 1,8

166 ±3,3

164

±2,3

160

± 1,1

Масса тела, кг

57,2 ±2,1

59,6 ± 1,9

54,5 ±2,1

59,1 ± 1,6

Юноши и мужчины

Количество обследованных

52

33

-

33

-

Возраст, лет

17,8 ±0,4

24,2 ±0,3

21,8 ±2,2

Длина тела, см

179

± 1,4

179 ±2,6

170

± 1,9

Масса тела, кг

68,5 ± 1,8

69,5 ± 1,4

60,7

± 1.3

Таким образом, программа обследований предполагала комплексное тестирование функциональных, физических и отдельных психологических характеристик российских и иностранных студентов с целью контроля динамики подготовленности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >