Ребенок как объект и субъект образовательного процесса

4.1. Программа

Принципиальные научные положения о сущности человека и факторах, определяющих его становление как личности и индивидуальности. Общие закономерности воспитания и их психологопедагогические основы.

Сущность и пути формирования человеческой личности. Развитие ребенка как результат активного взаимодействия его внутренних природных сил и социальных условий. Показатель уровня, широты и глубины развития ребенка как фактора его воспитания. Понятия: общефизическое и специальное физическое развитие, трудовое, интеллектуальное, общедуховное, гражданско-политическое, эмоциональное, нравственное, эстетическое развитие, их характеристика.

Периодизация детства и особенности развития детей различных возрастных групп. Потребности и становление сознания детей различных возрастных групп.

Детская одаренность, талант, гениальность как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности человека. Первые экспериментальные работы Дж. Гильфорда по одаренным детям (Германия, 1946 г). Детское творчество как итоговый показатель деятельностно-практического критерия одаренности. Организация Всесоюзного Совета по одаренным и талантливым детям в СССР, 1975 г.

  • 4.2. Вопросы для обсуждения
  • 1. Специфика детства.
  • 2. Педагогическая поддержка ребенка.
  • 3. Индивидуальная деятельность детей в системе их воспитания.
  • 4. Педагогический смысл народных сказок. В какой ситуации Вы рассказали бы эти сказки маленькому ребёнку?
  • 4.3. Темы сообщений и докладов
  • 1. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - одно из перспективных моделей мировой тенденции гуманизации образования.
  • 2. Детская одаренность, проблемы их сохранения и приумножения.
  • 3. Посетите школу. С помощью бесед и путем наблюдений постарайтесь выявить круг интересов и потребностей детей. Анализ проведите в нескольких параллельных классах, различных по возрасту (5-х, 8-х, 10-х классах). Сопоставьте полученную информацию в следующем алгоритме:
    • а) нравиться ли тебе школа, в которой ты учишься?
    • б) какие дисциплины интересуют тебя больше всего?
    • в) чем ты занимаешься в свободное от уроков время?
    • г) есть ли у тебя кумир среди твоих товарищей и кто он?
    • д) что тебе хотелось бы изменить в окружающем тебя мире?

Оформите ваше исследование, подкрепив фотографиями, схемами, таблицами, рисунками.

4.4. Литература

Основная

  • 1. Лихачев Б.Г. Педагогика. - М., 2001.
  • 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2006.
  • 3. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). -М.-В., 2006.
  • 4. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

Дополнительная

1. Конвенция ООН «О защите прав ребенка» от 20.11.89.

  • 2. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012.
  • 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  • 4. Юнг К.Г. Конфликты детской души. - М., 1995.
  • 4.5. Резюме

Ребенок - широко открытая, объективно и закономерно взаимодействующая система: ребенок, его внутренние природные силы и социальная среда.

«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его во всех отношениях», -К.Д. Ушинский.

Дошкольное детство - накопление значительного количества личностно- значимого опыта, чем за все последующие периоды.

Младший школьник отличается от дошкольника большей сознательностью. У ребенка возникает ведущая для этого возраста духовная познавательная потребность, многообразные познавательные стремления и интересы.

Подростковый возраст. Ребенок начинает осознавать себя как личность и индивидуальность. Ведущей потребностью этого возраста является духовно- нравственная потребность в самосознании, в осмыслении своего места среди других людей.

Юношеский возраст характеризуется тем, насколько развиты к этому периоду сущностные силы человека - умение думать, воображать, решать жизненные задачи, видеть, слышать, переносить физические нагрузки, предпринимать усилия, владеть орудиями деятельности, испытывать разнообразные эмоциональные состояния и волевое напряжение.

Их ведущая потребность закладывается в стремлении найти, определить свое место в жизни, в реальных общественных отношениях. Разрешением противоречий является тесная связь с жизнью, производительным трудом, что позволяет узнать свои действительные возможности и скорректировать идеальные представления.

Детская одаренность. Одаренность, талант, гениальность проявляется в личности как яркие индивидуальные неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные способности в той или иной области деятельности. При благоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренное существо.

Талант (от греч. talanton - самая крупная единица античного мира) - высшая степень развития определенной группы способностей в их сочетании, дающая возможность самостоятельно, успешно и оригинально выполнять сложные виды деятельности.

Свойство личности, соответствующее тому уровню развития способностей, которое называется талантливостью.

Талантливость включает в себя прежде всего специальные способности, поэтому талант детей рассматривается как специфическая одаренность. Талант связывают больше с понятием интеллекта как способностью к применению знаний, чем с понятием «креативность» как способностью к преобразованию знаний. Следовательно, талант осуществляется в процессе деятельности.

Гений (от лат. genius-дух) - высший уровень развития способностей как общих, так и специальных. Уровень гениальности предполагает способность создавать принципиально новое, достичь результатов в творческой деятельности, составляющих эпоху в развитии культуры, жизни общества. Гениальность больше рассматривается с понятием креативности, чем интеллекта, поэтому должно рассматриваться как общая одаренность в форме творческой одаренности. Следовательно, гениальность обнаруживается в процессе творчества.

Мудрость - это свойство человека, достигшего универсального уровня своей психологической организации, заключающейся в балансе опосредованных его богатым жизненным опытом интел-лектульаных и креативных способностей, а также способностей к общению.

4.6. Summary of theme 4: the child the object and the subject of the educational process

The child is a wide open, objectively and naturally interacting system: the child, his internal natural forces and social environ-ment/surroundings.

«If the pedagogy wishes to bring up the person in every respect it should also know him in every respect» K.D.Ushinsky.

Preschool childhood - the accumulation of a more considerable amount of personally significant experience, than in all the subsequent periods.

The primary schoolboy differs from the preschool child by his more conscious attitude. The child gets a leading for this age spiritual cognitive need, diverse cognitive aspirations and interests.

Adolescence. The child becomes aware of himself as a personality and individuality. The main need of this age is spiritual and moral need for self-awareness, for finding one's place among other people.

Youth is characterized by the level of the development of the intrinsic forces of the personality - the ability to think, to imagine, to solve vital problems, to see, to hear, to endure physical pressure, to undertake efforts, to wield instruments of activity, to feel various emotional states and to exercise will-power. Their main aspiration to find, define their place in life, in real social relations. The best way to solve the inner conflicts is a close connection with life, productive work that enables one to evaluate one's real opportunities and to correct one's ideal notions.

Child prodigy. Endowment, talent, genius are manifested in the person as bright individual unique creative, intellectual, emotional abilities in this or that sphere. Under favorable circumstances each child can be a prodigy.

Talent (from the Greek talanton - the largest monetary unit of classical antiquity) - the maximum degree of development of a certain group of abilities in their combination, enabling one to carry out complex kinds of activity independently, successfully and originally.

The property of the person corresponding to the level of the development of his abilities which is referred to as being talented.

Being talented includes first of all special abilities, therefore talent in children is considered as specific endowment. Talent is more often connected with the concept of intelligence as an ability to use knowledge, than with the concept «creativity» as ability to the transformation of knowledge. Hence, the talent is carried out during activity.

Genius (from lat. genius-spirit) means the highest level of the development of both general and special abilities. The level of genius includes the ability to create something totally new, to reach the results, making an epoch in the development of culture, the life of a society in the creative activity. Genius is more often associated with the concept of creativity, than intelligence, therefore it should be considered as a general endowment in the form of creative endowment. Hence, genius is usually discovered in the process of some creative work.

Wisdom is a property of a person who has reached a universal level in his psychological organization, consisting in the balance in his intellectual and creative abilities mediated by his rich life experience, and also the ability to be sociable.

Тема 5

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >