ВВЕДЕНИЕ

СОВРЕМЕННАЯ практика дизайна одежды показывает, что без теоретических разработок, являющихся основой для прикладных исследований, невозможен поиск эффективных путей к новым технологиям производства товаров народного потребления, в том числе получения новых эффективных материалов для текстильных отраслей.

Новые варианты решений традиционных проблем дизайна одежды из тканей, трикотажа, обуви и т.д. Могут выявляться в области исследования зависимостей и взаимосвязей формы костюма и материала, из которых она выполнена. Эта область исследований может развиваться в результате применения традиционных методов изучения формы в ее объемно-пространственной структуре и различных свойств соответствующих материалов на стыке отраслевой науки и материаловедения.

Дисциплина «Архитектоника объемных структур» определяется как дисциплина, изучающая соотношения между физическими характеристиками материала в форме объекта и особенностями ощущений и восприятия ее человеком. При эксплуатации одежды у человека возникает целый комплекс психофизиологических ощущений: зрительных (визуальных), тактильных, слуховых и проч. Ощущения физической комфортности материалов, психологические особенности восприятия формы, силуэта изделия, а также цвета и фактуры в одежде — все это является результатом воздействия на человека объекта заданной формы, выполненной из конкретных материалов.

В течение всего этапа формирования и развития школы дизайна костюма и текстиля на факультете прикладного искусства периодически вставал вопрос о разработке целостной стратегии профессиональной подготовки будущих специалистов новой модели бакалавров. Это вызвало необходимость художественно-образного подхода следующих проблем промышленного дизайна изделий из текстиля: формообразование в дизайне, учебная пропедевтика дизайна, практическая реализация принципов формообразования в курсовом и в дипломном проектировании.

О. Нимейер стоит за почти неограниченную свободу пластических форм, противопоставляет ее рабскому подчинению технике и функционализму, за свободу, которая в первую очередь будит воображение, позволяет создавать новые и прекрасные формы, способные удивлять и волновать. Однако он считает, что эта свобода должна быть разумна. Опираясь на такую концепцию, студент сознательно отбрасывает конъюнктурные соображения, предпочитая активный эксперимент с формой, материалом, конструкцией.

Последовательность этапов метода двухступенчатого проектирования, главная цель которого состоит в формировании аналитического подхода к оценке и выбору стилистических предпочтений, такова: вначале систематизируется ряд исторических образцов-аналогов по теме проекта, внешний вид которых изображается в соответствующей характеру изделия графической технике. Затем на основе наиболее типичного изделия осуществляется так называемая детерминация формы, в результате чего выводится основной стилеобразующий определитель. На втором этапе, усвоив алгоритм формообразования, студент предлагает свой вариант проектного решения, построенный по одной из логически закономерных схем и доведенный до нюансной проработки самой мелкой детали.

В дисциплине «Архитектоника объемных структур» (АОС) одним из базовых учебных циклов выступает пропедевтика формообразования, реализуемая через систему дисциплин, сгруппированных вокруг доминирующей программной установки, работа с формой, цветом, материалом, конструкцией. В результате отрабатываются профессиональные приемы по созданию графических изображений, объемных структур, цветофактурных композиций в условиях создания художественного образа.

Акценты пропедевтики смещаются в сторону экспериментального формообразования, где наряду с интуитивно-образным мышлением предлагается переход к логически понятийному формообразованию, при котором варьируются элементы современного проектного творчества — рациональность, технологичность, экономичность и т.д.

Цель учебной дисциплины АОС — подготовить студента к обучению по профилирующим дисциплинам — художественному проектированию костюма, обуви, аксессуаров. АОС включает в себя лекционные занятия по основам композиции, бионике, архитектонике, комбинаторике. На этих занятиях студенты получают теоретические знания, которые обогащают их профессиональный интеллект, помогают более углубленно работать над практическими упражнениями по формообразованию различных объектов. Практические навыки позволят студентам в дальнейшем свободно образовывать различные формы при решении проектных задач.

Первая часть курса представляет собой практическую работу с плоскостью листа бумаги. Во время выполнения упражнений необходимо изобразить на листе бумаги разные линии (прямые, кривые, ломаные), разные варианты их сочетаний и пересечений, в результате чего студент постепенно приближается к пониманию образования поверхности. Таким образом, он переходит от работы с линией к работе с поверхностью, от одномерного пространства к двумерному.

Затем наступает переход от двумерного к трехмерному пространству. На практике это реализуется в процессе ряда усложняющихся упражнений. Превращая плоскость (лист бумаги) в цилиндрическую или коническую поверхность, выполняя из него «гармошку» и другие формы с помощью надрезов, прорезей и т.п. приемов, соединяя их в разных сочетаниях, студенты переходят к работе с объемными пространственными структурами, с которыми и будут работать в дальнейшем.

Приведенная схема нарастания сложности упражнений достаточно фундаментальна в том смысле, что опирается на фундаментальные предметно-пространственные представления, начиная от нольмерного и кончая трехмерным пространством. Принцип нарастания сложности является в рассматриваемой работе константой, а конкретные упражнения, формирующие каждый этап работы, и постановка учебных задач в них, являются переменными и должны из года в год наполняться новым содержанием.

Предметная форма, с которой работают студенты в процессе освоения данной дисциплины, (т.е. общего для всех специальностей пропедевтического курса), носит преимущественно неизобразительный, условный, иносказательный характер. Ее создание связано с тонкими сферами эмоциональной и интеллектуальной деятельности человека, а потому и не должно быть втиснуто в рамки жестких методик.

Если смысл первой части курса заключается в постепенном подведении студента к работе с объемными телами, то во второй части внимание сосредоточено на обучении формированию объемных тел в зависимости от задаваемых условий. При этом усваиваются такие фундаментальные для сферы проектно-художественной деятельности понятия, как «функция», «материал», «среда». Серия упражнений, рассчитанная на построение форм в зависимости от определенных функций, включает в себя заданность таких из них, как «держать», «разветвлять», «хранить» и пр. Необходимо создать форму, которая бы вызывала у зрителя впечатление именно заданной функции. В рамках этой серии студенты работают с абстрактными формами, но последние упражнения предусматривают выполнение реальной конкретной формы костюма, обуви, ювелирного украшения (по соответствующей специализации) из материалов с различными свойствами.

Свойства материалов (мягкость, жесткость, пластичность, прозрачность и пр.) должны учитываться при проектировании новых форм, т.е. форма должна соответствовать заданному материалу и быть наиболее выразительной при этом. В упражнениях используется в основном бумага разных сортов с различными свойствами (ватман, копировальная, картон, калька, бархатная, прессованная и т.д.).

Следующая серия упражнений предусматривает создание форм с определенным заполнением их поверхности в виде линий, точек, пятен неизобразительного характера, таким образом закладываются основы понимания взаимосвязи формы и орнамента в костюме, обуви и т.п.

Выбор материалов свободный: металл, дерево, пластик, гипс, картон, бумага разных сортов, проволока, текстильные нити и пряжи, различные отходы реальных промышленных изделий и т.д.

На экзамен выносится созданная студентом модель изделия определенного ассортимента по профилю специализации (костюм, обувь, аксессуары, ювелирные украшения), участвующая в конкурсе «Шаг в будущее».

В моделях должна быть достигнута образная содержательность, раскрытие идеи должно воплощаться через работу материала и конструкции.

Таким образом, курс дисциплины «Архитектоника объемных структур» ориентирован на привитие студенту практических навыков, которые позволят ему в дальнейшем образовывать различные формы при решении проектных задач.

Весь иллюстративный материал учебного пособия (за некоторым исключением) — это работы, выполненные студентами под руководством проф. О.И. Докучаевой, остальные иллюстрации взяты из материалов интернета.

Темы упражнений:

  • • установление взаимосвязи между элементарными образами (с учетом распределения массы основных и подчиненных форм);
  • • деформация плоскости, позволяющая получить рельеф и объем (с использованием прорезов, вырезов, надрезов и последующего отгибания плоскостей);
  • • моделирование пространственных конструкций и элементов, работающих на сжатие и растяжение (на основе разрезов, складчатости);
  • • топологическое изменение формы (без разрывов и складок, например, плоскость из сетки, переходящая в полусферу);
  • • выявление влияния материала, конструкции, технологии на форму;
  • • изучение влияния орнамента на форму и пластику объекта;
  • • влияние оптических иллюзий на форму;
  • • пластические изменения формы;
  • • композиции на тему комбинаторного формообразования (с учетом исходного модуля по закономерностям симметрии).

Архитектоника (от греческого ARCHITECTONIC — строительное искусство) — художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения, произведения, т.е. объекту.

Архитектоника в архитектуре — художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмическом строе форм, делающем наглядными статические усилия конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях, цветовом строе произведений и т.п.

В более широком смысле архитектоника — композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитектоника в литературе — общее построение произведения. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе, но различие между этими понятиями легко устанавливается в связи с тем характером, который они соответственно имеют в архитектуре и в живописи, т.е. в искусствах, откуда эти понятия условно перенесены в литературу. Под композицией в живописи понимается распределение фигур, выбор положения, «драпировок» и т.п.; вообще «композиционное» изучение произведения сводится к изучению отдельных его деталей для установления по ним характера целого и обратно.

Понятие «архитектоника» охватывает соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и построение внутри: деление произведения на части, тип характерных элементов, та или иная их последовательность или группировка. Приёмы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными.

К главным средствам художественной выразительности архитектоники относятся объемно-пространственная структура форм, их конструктивная гармония, их соответствие закономерностям материалов и формам окружающей среды, а также их художественный синтез с формами скульптуры, живописи и прикладного искусства.

Архитектоника будет нами рассматриваться как общий для всех видов искусств принцип конструктивного совершенства композиции. Термин «архитектоника» состоит из двух корней — «архи» (старший, главный) и «тектоника» — зримое отражение работы конструкции и материала в форме. Взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в конкретном материале, — наиболее существенное качество, предопределяющее композицию всякого изделия и, естественно, работу над нею, начиная от композиционного приема и кончая использованием всех средств композиции вплоть до выявления характера формы и ее нюансов. В то же время форму можно рассматривать с точки зрения взаимодействия всех ее элементов между собой и с пространством как объемно-пространственную структуру (в одних случаях простую и лаконичную, в других — сложную).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >