ФОРМА

ПОНЯТИЕ формы многозначно. Различают основные контексты его употребления: форма как внутренняя организация предмета и форма как его внешний облик. Существуют два греческих термина (morfe и eidos) и единый их латинский эквивалент (forma). Основные аспекты понятия формы — организующий принцип, облик-вид, тип, правило-канон. Формы могут быть природные и искусственно созданные человеком. В искусстве применяют две области использования понятия формы — форма как свойство самого произведения и форма как когнитивное средство. Когнитйвность (от лат. cognitio — познание, изучение, осознание) — это способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Термин, характеризующий приобретение знаний посредством умственных процессов.

В науке при изучении формы возникает множество проблем, таких как: соотношение облика вещи и самой вещи; форма как наделение обликом (оформление), форма и ее восприятие, узнавание вещи через ее облик (форма как характеристика, набор специфических свойств). Форма преобразуется в процессе творчества, изготовления вещи с получением искусственной формы и формы иллюзорной. Отдельно стоит соотношение формы и материи, формы и ее структуры.

Мы будем рассматривать аспекты художественной формы как уровни формальной организации произведения (пространство, время, свет, цвет, композиция), форму как средство воздействия на зрителя.

Основные свойства формы

Силуэт

Что можно считать формой предмета? То, что мы видим, осязаем, ощущаем по цвету, запаху, тяжести и т.д. Таким образом, происходит оценка реального объекта либо органами чувств человека (зрением, обонянием, слухом, осязанием), либо с помощью вспомогательных технических средств. Вес, масса предмета измеряются аптекарскими весами, если это малый предмет, а если это огромный предмет — весами с тоннажной грузоподъемностью. При определении размеров, масштабов применяется сложная оптика от микроскопа до телескопа и т.п.

Каковы основные характеристики формы как понятия? Форма каждого существующего объекта имеет: силуэт, объем, пространственность (размеры по высоте, ширине, глубине), массу, тяжесть (вес), фактуру, цвет, пластику.

Рассмотрим пример объекта с позиции формы. Когда мы говорим «шар», то сразу представляем силуэт в виде окружности. Окружность — это видимая замкнутая линия с постоянным радиусом кривизны, выполненная любым графическим материалом (карандашом, фломастером, пальцем на песке...). Люди, взявшиеся за руки в тан-

Различные объекты с силуэтом в виде окружности

Рис. 1.1. Различные объекты с силуэтом в виде окружности

це, тоже образуют окружность, либо фрагментарно описывают в воздухе круг руками. Далее, круг — та же окружность в виде конечной плоскости, заполненной либо графическим пятном, либо каким-то материалом, например, диск солнца или диск легкоатлета. Шар имеет в отличие от круга, диска, пространственно-объемную характеристику, а материалы, из которых он сделан, могут быть различными (земной шар, чугунное ядро, шарик от пинг-понга, воздушный шар, мыльный пузырь) (рис. 1.1). Силуэт — одна из ведущих характеристик формы, которую мы воспринимаем через органы зрения, поэтому она называется визуальной характеристикой.

Понятие круглой фигуры возникает как изображение модели реальных объектов определенной формы, поэтому изучение сферы, шара, цилиндра, конуса является важной геометрической задачей, имеющей практическое содержание. Окружность, круг естественным образом возникают как сечение пространственных круглых фигур, в этой связи их изучение, как и анализ любых сечений круглых фигур, составляют необходимый компонент исследования объектов реального мира. Задача исследования взаимного расположения круглых фигур и многогранников как отражение взаимного расположения реальных объектов, в том числе и в костюме, приводит к задачам исследования взаимного расположения прямой и окружности, плоскости и сферы, двух окружностей и т.д. Выделенные задачи исследуются на основе зрительного восприятия, их главная цель — формирование пространственных представлений о форме, ее образов. Эти цели в наилучшей степени могут быть реализованы с использованием компьютерных технологий обучения (рис. 1.2). Силуэт объектов одинаковый, изменяется их объемность от диска до шара.

Силуэты диска, шара и сферы

Рис. 1.2. Силуэты диска, шара и сферы

Мультипликация сферы является наиболее простым способом понимания того, что все вещи имеют форму, оттенки и тени, и в этом основную роль играет освещение. Форма — это основание всех визуальных объектов.

От того, чем наполнена форма, какого она цвета, как она освещена и т.п., зависит ее выразительность, ее суть (рис. 1.3).

Шар в природе и жизни человека

Рис. 1.3. Шар в природе и жизни человека

На рис. 1.4 приведен ряд трехмерных компьютерных канонических форм, показано влияние освещения на тени и оттенки различных областей форм. Эти формы могут быть использованы на практике в различных ситуациях.

Трехмерные изображения плоских фигур

Рис. 1.4. Трехмерные изображения плоских фигур

Пластика — одно из самых выразительных свойств формы.

Под пластикой понимается постепенность перехода одного направления формы в другое, плавное движение одних элементов в другие. Направление движения формы костюма, ее поверхности определяется изменением силуэтных и конструктивных линий (рельефов, линий бортов, лацканов и т.д.).

Все разнообразие линий сводится к двум эмоционально различным группам: пинии прямые и кривые. К прямым относят также ломаные линии, состоящие из отрезков прямых под разными углами. Кривые линии могут быть с постоянным радиусом кривизны (дуги, окружности), они вызывают ощущение равномерности, статики, уравновешенности. Кривые линии с переменным радиусом кривизны (параболы, гиперболы, спирали) создают представление о динамике, напряжении, изменчивости, остроте. Любая сложная линия в объекте может быть составлена из названных линий (рис. 1.5-1.7).

Примеры пластики в дизайне

Рис. 1.5. Примеры пластики в дизайне

Примеры пластики в природе, дизайне и костюме

Рис. 1.6. Примеры пластики в природе, дизайне и костюме

Пластика в костюме. Коллекция из трикотажа «Виртуальные сны». Авт. Т. Крылова

Рис. 1.7. Пластика в костюме. Коллекция из трикотажа «Виртуальные сны». Авт. Т. Крылова

Цвет как визуальная характеристика формы

Каждый цвет имеет свои характеристики: светлый-темный; холодный-те-плый, насыщенный-слабый. Цвет является одной из самых выразительных характеристик формы объекта, так как визуально влияет на размеры формы, увеличивая либо уменьшая их. Например, желтый и красный цвета делают фигуру более объемной, громоздкой по сравнению с синими и зелеными оттенками, которые нивелируют, «съедают» контуры предмета, делают его меньше (рис. 1.8.).

Влияние цвета на форму объекта

Рис. 1.8. Влияние цвета на форму объекта

В этом разделе определяется субъективная (психологическая) природа цветоощущения, физические и оптические аспекты цвета, спектральные составляющие, физические атрибуты (параметры) цвета (длина волны, интенсивность и спектральная чистота), описываются их психологические соответствия (цветовой тон, яркость, насыщенность). Взаимодействие и взаимозависимость цветовых параметров, смешение цветов дает эмоциональное, ассоциативное и символическое наполнение цветовых ощущений.

Цвета делятся на две группы: хроматические и ахроматические. Ахроматические — это белый, серый и черный. Все цвета спектра — хроматические. И хроматические, и ахроматические цвета воздействуют на организм человека, вызывая физиологические реакции, создают определенное настроение и даже влияют на самочувствие, возбуждая или успокаивая нервную систему. Цвет возбуждает ассоциации, человек всегда непроизвольно связывает с каким-либо цветом определенные события своей жизни. Цвет может восприниматься как символ чего-либо. И мало кто знает, что цвет мы воспринимаем не только зрением, но и кожей. Поэтому цвет нижнего белья не менее важен для организма, чем цвет верхней одежды и предметов, нас окружающих. Воздействие цвета проявляется и в появлении осознаваемых человеком ощущений. Цвета воспринимаются как теплые или холодные, легкие или тяжелые, близкие или далекие и др. В результате исследований воздействия цвета на человека выяснилось, что используемые цвета определенным образом формируют его эмоции. Используя необходимые цвета в одежде или интерьере, можно создать желаемое настроение или скорректировать нежелательное. Свойства теплых и холодных тонов необходимо использовать при моделировании. Подбором теплых и холодных тонов ткани можно подчеркнуть естественную красоту человека, уменьшить или даже скрыть его недостатки. Полные фигуры, одетые в костюмы холодного тона, зрительно кажутся тоньше. Для создания цветовой гармонии костюма важно научиться не только различать сочетаемые и несочетаемые цвета, но и скомпоновать детали одежды по цвету и цветовым пропорциям в единое целое.

Желтый, золотой, оранжевый поднимают настроение, радуют, веселят. Сине-зеленый, бирюзовый, зеленый, оливковый, желто-зеленый, коричневый, белый цвета успокаивают и способствуют нормально-нейтральному настроению.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >