Моделирование объемно-пространственной структуры на основе гладкой поверхности

Выход плоскости листа в пространство осуществляется в следующем порядке (рис. 1.32):

  • 1. Лист гладкой бумаги преобразуется в цилиндр, затем часть цилиндра разрезается в виде прямоугольника и отгибается в сторону в виде дополнительного цилиндра, меньшего по размеру В результате получаем усложненный цилиндр с выходом формы в пространство.
  • 2. На полученном новом цилиндре делаются пластичные разрезы и отгибаются в разные стороны. Таким образом, пространственная форма цилиндра становится более сложной и зрительно более легкой за счет просветов.
  • 3. На исходной поверхности чистого листа бумаги делаются параллельные разрезы, затем сгибаются по определенным линиям; формируется новая форма цилиндра.
  • 4. На исходной форме цилиндра делаются многочисленные разрезы с последующим отгибанием, как по прямым, так и по пластичным линиям. Загибы можно делать жесткими и закручивающимися. В целом получаем возможность проигрывать множество вариантов различных по пластике объемов, которые являются макетами будущих моделей костюма, обуви, ювелирных изделий в соответствии со специализацией студента (рис. 1.33-1.37).
Формирование ОПС сложного цилиндра на основе плоскости

Рис. 1.32. Формирование ОПС сложного цилиндра на основе плоскости

Проектирование новых форм объектов

Рис. 1.33. Проектирование новых форм объектов

5. Пространственное преобразование цилиндра в трапецию

Цилиндр разрезами делится на несколько поясов, затем развитие верхнего пояса путем отгибов отрезков в стороны, получаем трапецию вверху; далее — развитие нижнего пояса до образования трапеции внизу (рис. 1.34).

Преобразование цилиндра в трапецию в костюме

Рис. 1.34. Преобразование цилиндра в трапецию в костюме

Развитие исходной формы треугольника в пространстве костюма

Рис. 1.35. Развитие исходной формы треугольника в пространстве костюма

Костюмы, выполненные на основе преобразования формы цилиндра

Рис. 1.36. Костюмы, выполненные на основе преобразования формы цилиндра.

Авт. Н. Финошкина

Усложнение объемной формы цилиндра путем его пластических трансформаций

Рис. 1.37. Усложнение объемной формы цилиндра путем его пластических трансформаций

Разработка последовательно развивающихся ОПС костюма на манекене

Цель работы: Из листового материала построить три формы последовательно развивающихся структур костюма.

Задание

  • 1. Построить модульную схему женской фигуры. На ее основе подготовить для последующей работы каркасы или приобрести манекен (рис. 1.38).
  • 2. Из листового материала (бумаги) на манекене построить три формы, структура которых должна представлять собой последовательное развитие предпосылок, заложенных в первой форме (рис. 1.39).
Манекены для работы с макетами костюма

Рис. 1.38. Манекены для работы с макетами костюма

Для выполнения задания необходимо сделать (или купить) манекен женской фигуры с параметрами манекенщицы (рис. 1.38).

При разработке форм костюма следует выдерживать интервал различий между ними, т.е. расставить формы на «равном расстоянии» друг от друга так, чтобы они отражали постепенный переход из одного состояния в другое. При выполнении форм можно использовать бумагу разной фактуры и цвета для выделения изменяющихся частей формы или деталей.

Формирование структуры костюма не может проходить без учета строения фигуры. С точки зрения тектоники фигура человека представляет собой несущую основу, а костюм несомую. В свою очередь в фигуре человека несущей системой является скелет, имеющий свою пропорциональную я ритмическую организацию, а несомые — мышечные системы, определяют внешний вид, пластическую выразительность фигуры.

Правильно пропорционально сложенная фигура всегда являлась объектом пристального изучения ученых, художников. Уже со времен Древнего Египта художники пытались отыскать соразмерность частей фигуры между собой, выявлялись модули, создавались каноны гармоничного строения фигуры (Египетский канон, каноны Фидия и Лисиппа в Древней Греции, в период Возрождения канон гармонично сложенного человека разрабатывали Леонардо да Винчи, Дюрер, затем исследования в этой области проводились Фричем-Шмитом и др.).

На хорошо сложенной фигуре любой костюм выглядит красиво, ибо, повторяя формами костюма формы хорошо сложенной фигуры, мы закладываем в костюм хорошие пропорциональные отношения. А поскольку организация форм костюма, осуществляемая посредством различных швов, соединяющих детали, вытачек и пр. происходит на взаимоотношениях между собой объемов, ритмов основных блоков, костюм приобретает определенный порядок, положительно влияющий на восприятие человека. Этим объясняется тот факт, что в каждую эпоху, каждый период устоявшиеся, проверенные жизнью формы костюма, отвечающие требованиям времени и относимые в разряд классических, следуют формам и пропорциям фигуры человека. И, наоборот, каждый новый этап поиска форм знаменуется уходом от естественных пропорций и объемов фигуры с тем, чтобы найденная экстравагантная вначале форма, затем, получая более спокойную трактовку и подчиняясь определенному функциональному назначению, приобрела ту уравновешенность, которая приводит эту идею в разряд классического для своего времени решения костюма.

Итак, мы проследили влияние фигуры человека на восприятие формы костюма. Теперь рассмотрим закономерность изменения формы костюма.

Зарождаясь, новая форма костюма имеет простой геометрический вид. Затем художественно оформляется изделие прямого силуэта отрезными кокетками, разнообразными вставками, подрезами, что позволяет использовать защипы, складочки и т.п., таким образом в форме костюма начинают накапливаться изменения мобильных элементов.

Изменения в структуре проходят по поясам, от плечевого спускаются на талию, бедренный пояс и дальше, к низу изделия. Появляясь в виде линейных ритмов вертикально-горизонтальной направленности (вытачки, защипы, складочки, полосы и простейшие рисунки тканей), они затем усложняются и приобретают диагональное направление, подготавливая зрителя к положительному восприятию разрастания формы в дальнейшем ее развитии. Начинают появляться объемные крупные детали сначала воротников, затем карманов, а далее крупных оборок по низу изделия. Затем появляются асимметричные решения в рисунках тканей либо в расположении деталей. Наметившееся винтообразное асимметричное решение и выход деталей в пространство подготавливает появление более объемной формы костюма.

Объемная форма требует более пластичных материалов, из которых логичнее выполнять сложные сборки, складки, драпировки и пр. Винтообразное решение фор мы подготавливает одновременно с увеличением объемов и профильное прочтение формы костюма. Таким образом (по мнению Г.И. Петушковой), исчерпав все возможности фронтального силуэта, форма «поворачивается» и ведущим становится профильный силуэт, что можно проследить в историческом костюме (например, турнюр в костюме стиля модерн, объемные напуски и фалдящие спинки в костюме 60-х годов XX века). Такова схема перехода от простой геометрической к сложной пластической форме любого объекта, в том числе и костюма.

При выполнении формы «одежды» используются приемы работы с бумагой, приобретенные при выполнении рельефов и объёмно-пространственной формы — декоративного манекена (рис. 1.39).

Развитие формы костюма из прямоугольника в трапецию путем деления, дробления, выделения цветом

Рис. 1.39. Развитие формы костюма из прямоугольника в трапецию путем деления, дробления, выделения цветом

Художники, создавая новые формы костюма, питают свою творческую мысль самыми разными образами. Значительное место среди них занимают образы природы и не только в зафиксированном, статическом состоянии, но и в динамике, в процессе развития. Развитие биоформ демонстрирует закономерности деления клеток, организация форм на основе подобия элементов, ее составляющих, пространственное разрастание формы от наметившихся в период ее зарождения мест дальнейшего ее членения, пример тому бутоны цветов (рис. 1.40).

Развитие формы костюма на основе цветка розы. Авт. К. Черникова

Рис. 1.40. Развитие формы костюма на основе цветка розы. Авт. К. Черникова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >