Главная
Авторизация/Регистрация
Агро
БЖД
Естествознание
История
Культура
Литература
Медицина
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
СМИ
Социология
Спорт
Техника
Философия
Экономика
-
Главная
Педагогика
Введение в педагогический дискурс
РЕЗЮМЕ
След >
Введение в педагогический дискурс
Предисловие
Введение: что такое дискурс?
Дискурс как речевое пространство. — Типология дискурса. — Понятие педагогического дискурса РАЗДЕЛ I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: АРХЕТИП - МИФ - МЕТАФОРА
Педагогическая дискурсология как наука
Становление педагогической дискурсологии. — Связь педагогической дискурсологии с другими науками. — Участники педагогического дискурса. — Характеристики педагогического дискурса. — Разновидности педагогического дискурса. — Жанры педагогического дискурса ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Педагогическая мифология
Понятие архетипа. — Архетипы и стереотипы. — Миф и мифотворчество. — Миф как заблуждение. — Миф как символическое отображение действительности. — Символические атрибуты. — Приметы, суеверия, запреты. — Что такое мифологема? — Мифологема Ума. — Мифологема Свободы. — Мифологема Власти. — Мифологема Труда. — Демифологизация педагогического дискурса ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
Педагогическая метафорология
Концептуальная метафора. — Метафорология как научная дисциплина. — Становление педагогической метафорологии. — Виды педагогических метафор. — Уровни метафоризации педагогического дискурса. — Педагогическая метафора в художественной литературе ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДИСКУРСИВНЫЕ УМЕНИЯ ПЕДАГОГА
Рефлексивные умения
Рефлексия как психический процесс и как педагогическое умение. — Исторические аспекты педагогической рефлексии. — Возможности саморефлексии современного педагога. — Сложности педагогической саморефлексии ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Импровизационные умения
Специфика педагогической импровизации. — Педагогическая интуиция. — Дискурсивная позиция педагога. — Ораторский страх. — Внимание аудитории. — Достаточность и избыточность речи. — Что такое тезаурус? — Прецедентные тексты ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Прогностические умения
Источники способности к антиципации. — Речемыслительные механизмы антиципации. — Педагогическая антиципация. — Прогностические ошибки. — Прогностические и проективные умения педагога ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
Аудиальные умения
Внимание как психическое свойство. — Слушание как вид речевой деятельности. — Слушание как дискурсивное умение. — Виды слушания. — Приёмы слушания. — Барьеры и правила ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мнемонические умения
Память как психическое свойство. — Что такое мнемоника? — Классическая мнемоника. — Педагогическая мнемоника. — Мнемонические приёмы. — Память в цифровую эпоху ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Эмпатические умения
Педагогическая эмпатия. — Слагаемые способности к эмпатии. — Слагаемые способности к толерантности. — Алгоритм формирования толерантной позиции. — Показатели отсутствия эмпатии и толерантности ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОНТРОЛЯ
Речевая агрессия
Отличие речевой агрессии от сходных и смежных явлений. — Игровая агрессия. — Причины речевой агрессии. — Как проявляется агрессия в речи учащихся и учителей? — Моббинг, буллит, хейзинг. — Стратегии агрессивного общения. — Последствия речевой агрессии. — Как предотвращать и сдерживать речевую агрессию? ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
Словесное манипулирование
Механизмы словесного манипулирования. — Каким бывает манипулирование? — Манипулирование в педагогическом дискурсе. — Как противостоять манипулированию? — Что такое макиавеллизм? — Что такое «троянское» обучение? ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вульгаризация речи
Почему сквернословие столь жизнеспособно? — Как реагировать на сквернословие учащихся? — Педагогические эвфемизмы. — Эвфемизмы «наоборот» ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Жаргонизация речи
Происхождение жаргона. — Какие предметы и понятия подвергаются жаргонизации? — Как появляются жаргонизмы и сленгизмы? — Чем отличается употребление жаргонизмов и сленгизмов от литературных слов? — Как относиться к сленгу? ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Речевой этикет в педагогическом дискурсе
Дискурсивные функции речевого этикета. — Употребление обращений. — Вежливая просьба. — Вежливый отказ. — Одобрение, похвала. — Извинение. — Предупреждение, напоминание. — Выражение несогласия ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ответы, «ключи», комментарии
Указатель терминов и понятий
РЕЗЮМЕ
След >
Внедрение ФГОСов в высшую педагогическую школу на примере дисциплины «Введение в педагогическую деятельность»
Н.Е. Седова
ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре
Модернизация высшего педагогического образования включает в себя переход на новые Федеральные стандарты. Как отмечает Е.В. Никитенко, «система стандартизации образования в первой...
(Педагогические условия реализации ФГОС общего и профессионального образования)
Введение: что такое дискурс?
Дискурс — один из самых употребляемых и, одновременно, самых многозначных терминов современных гуманитарных наук. Существует множество трактовок и вариантов применения этого термина. Для каждого из нас вся жизнь - не что иное, как лоскутное одеяло из мыслей, слов, предметов, событий, действий и взаимодействий...
(Введение в педагогический дискурс)
Дискурс как речевое пространство. — Типология дискурса. — Понятие педагогического дискурса РАЗДЕЛ I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС: АРХЕТИП - МИФ - МЕТАФОРА
Педагогическая дискурсология как наука
Дискурсология -
теория дискурса; междисциплинарное научное направление, исследующее дискурсы разных типов и проблемы специфики, структуры, особенностей функционирования дискурса как культурного и коммуникативного феномена. систике (без употребления...
(Введение в педагогический дискурс)
Становление педагогической дискурсологии. — Связь педагогической дискурсологии с другими науками. — Участники педагогического дискурса. — Характеристики педагогического дискурса. — Разновидности педагогического дискурса. — Жанры педагогического дискурса ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
I. Сопоставьте разные определения дискурса, выделите общее и различное. На основании данных формулировок выведите собственные определения дискурса — научно-терминологическое и образно-метафорическое.
1. Дискурс — 1) связный текст; 2) устно-разговорная форма текста; 3) диалог; 4) группа высказываний,...
(Введение в педагогический дискурс)
Понятие архетипа. — Архетипы и стереотипы. — Миф и мифотворчество. — Миф как заблуждение. — Миф как символическое отображение действительности. — Символические атрибуты. — Приметы, суеверия, запреты. — Что такое мифологема? — Мифологема Ума. — Мифологема Свободы. — Мифологема Власти. — Мифологема Труда. — Демифологизация педагогического дискурса ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
I. Прочитайте статьи: Рябов А.Е. Учитель — глазами учеников, и ученик — глазами учителя //Директор школы. 2002. № 1 (начало), 2004;№2 (окончание); Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей И Вопросы психологии. 1990. № 4. Выполните следующие задания.
1. Выделите зафиксированные авторами...
(Введение в педагогический дискурс)
Концептуальная метафора. — Метафорология как научная дисциплина. — Становление педагогической метафорологии. — Виды педагогических метафор. — Уровни метафоризации педагогического дискурса. — Педагогическая метафора в художественной литературе ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
I. Какие свойства и функции метафоры отражены в высказываниях известных учёных, философов, писателей? Проиллюстрируйте ответы примерами из собственного ученического / педагогического опыта.
1. Когда употребляют старое слово, то часто оно идёт к разуму по каналу, который прорыт ещё азбукой;...
(Введение в педагогический дискурс)
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОНТРОЛЯ
В этом разделе учебника раскрываются деонтологические — профессионально-этические — основы организации и функционирования педагогического дискурса.
Деонтология
(лат. deontos — должное, надлежащее) — раздел этической теории, рассматривающий проблемы долга и моральной ответственности. Более широкое...
(Введение в педагогический дискурс)
Механизмы словесного манипулирования. — Каким бывает манипулирование? — Манипулирование в педагогическом дискурсе. — Как противостоять манипулированию? — Что такое макиавеллизм? — Что такое «троянское» обучение? ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
I. Прокомментируйте суждение С. Дерябо и В. Ясвина, авторов популярной книги «Гроссмейстер общения». Выразите согласие либо возражение, приведите аргументы. Назовите качества, отличающие, по вашему мнению, Гроссмейстера общения от Манипулятора. По аналогии с предложенной подберите другие метафоры,
...
(Введение в педагогический дискурс)
Речевой этикет в педагогическом дискурсе
3.5. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Овладение нормами речевого этикета — важная составляющая дискурсивной компетенции педагога. Рассмотрим речевой этикет в системе смежных понятий: общая этика, профессиональная и корпоративная этика, вежливость.
Этика
(греч. fjOoc; — обычай, характер)...
(Введение в педагогический дискурс)
Типы введения интериоризованного дискурса в художественное произведение
По структурному признаку важно рассмотрение путей введения ин-териоризованной речи в текст художественного произведения и описание ее структурно-лингвистических особенностей. Типология интериоризованного дискурса, построенная на основании путей его введения (лексико-синтаксическое оформление) в ткань...
(Характеристики интериоризованного дискурса)