Структура и функции дисциплины «История и теория институтов конфликторазрешения»

«История и теория институтов конфликторазрешения»

На основе проведенного рассмотрения представляется возможным описать структуру настоящей дисциплины. Последняя состоит из трех составных частей. Первая часть, историко-методологическая, включает в себя научные знания об объекте изучения, предмете истории и теории институтов конфликторазрешения и поддержания мира, а также знания об истории зарождения, формирования и развития институтов конфликторазрешения с античных времен до нашего времени.

К этому компоненту, кроме того, относятся концептуальные методологические подходы к изучению истории и теории институтов конфликторазрешения, включая гносеологические принципы и методы познавательной деятельности в этой области конфликтологического знания.

Вторая составная часть содержит позитивные конфликтологические, преимущественно теоретические знания о специфике, структуре, особенностях генезиса, градации, функциях, закономерностях функционирования разнообразных реально существующих, на сегодняшний день, институтов конфликторазрешения; их деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению многочисленных международных, межгосударственных, экономических, социально-политических, межличностных, семейных и других конфликтов в современном обществе.

Таким образом, если первый сегмент состоит в основном из историкометодологического знания, то второй включает в себя устоявшиеся теоретические положения и знания о реальной градации и социодинамике институтов конфликторазрешения в конкретных социально-временных координатах: то есть в конкретных странах и в определенных исторических условиях.

Наконец, третьей составной частью структуры данной дисциплины выступают многочисленные эмпирические (статистические и социологические) данные о повседневной социодинамике институтов конфликторазрешения в современном обществе. Их добывают ученые-прикладники, собирающие первичные социальные данные о практическом функционировании всех основных разновидностей современных институтов конфликторазрешения.

Особое место в совокупности таких эмпирических данных занимают материалы прикладного мониторинга общественного мнения по важнейшим вопросам функционирования современных институтов конфликторазрешения и поддержания мира. На основе этих материалов делаются теоретические обобщения, выводятся закономерности социодинамики разнообразных институтов конфликторазрешения в современном обществе.

Названная структура в полной мере отвечает внутренней логике учебного курса истории и теории институтов конфликторазрешения. Она позволяет осуществить своеобразное восхождение от абстрактного методологического знания к позитивным теоретическим знаниям о градации реальных институтов разрешения социальных конфликтов во всех областях жизнедеятельности современного общества как в России, так и за рубежом. Отсюда вытекают важнейшие социально значимые функции (стандартизированные социальные роли), исполняемые дисциплиной «История и теория институтов конфликторазрешения».

Во-первых, гносеологическая (познавательная) функция, состоящая не только в изучении истории и теории институтов конфликторазрешения, но и в получении достоверного и объясняющего социального знания об их природе, специфике, структуре, а также объективных закономерностях социодинамики. Тем самым дисциплина «История и теория институтов конфликторазрешения» оправдывает свое существование и отвечает на вопрос о социальном назначении в обществе.

Во-вторых, прогностическая функция, связанная с разработкой кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов социодинамики различных институтов конфликторазрешения в современном обществе.

В-третьих, управленческая функция, заключающаяся в создании солидного фундамента научных знаний по вопросам истории и теории институтов конфликторазрешения, на основе которых на всех уровнях власти могут и должны вырабатываться и приниматься политикоуправленческие решения по конкретным социальным конфликтам.

Принять правильное решение об адекватных мерах воздействия на определенные конфликты, выборе соответствующего инструментария и процедур управленческого воздействия: от предупреждения, урегулирования, разрешения социальных конфликтов до простого управления конкретной конфликтной ситуацией — можно, только опираясь на солидную научную базу. Без этого политико-управленческие решения рискуют становиться ошибочными, волюнтаристскими или даже губительными.

В-четвертых, мировоззренческая функция, связанная с формированием у студентов, изучающих историю и теорию институтов конфликторазрешения, современных мировоззренческих представлений об этических и социальных ценностях, а кроме того, ценностных ориентаций, с позиций которых они будут подходить к практическому участию в предупреждении, урегулировании и разрешении социальных конфликтов.

В-пятых, воспитательная функция (социализации студентов), выражающаяся в том, что социальное знание по истории и теории институтов конфликторазрешения оказывают позитивное влияние на формирование личности студентов, воспитывает у них толерантность к любым проявлениям конфликтного поведения в обществе со стороны отдельных лиц или групп людей.

Кроме того, изучение дисциплины «История и теория институтов конфликторазрешения» научает студентов знаниям и навыкам активного участия в предупреждении, урегулировании, разрешении социальных конфликтов или просто в управлении конкретной конфликтной ситуацией.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • 1. В чем состоит отличие объекта изучения от предмета дисциплины «История и теория институтов конфликторазрешения»?
  • 2. Дайте определение предмета истории и теории институтов конфликторазрешения.
  • 3. Раскройте соотношение историко-методологического, позитивного и эмпирического знания в структуре учебного курса.
  • 4. В чем заключаются социальные функции дисциплины «История и теория институтов конфликторазрешения»?
  • 5. Перечислите основные термины категориального аппарата дисциплины «История и теория институтов конфликторазрешения».

Тема 2

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >