Предисловие

Эта книга явилась результатом многолетней работы, направленной на описание и изучение гуманистической педагогики как направления в теории и практике образования, признающего нравственный, со-бытийный, персонифицированный характер обучения и воспитания в качестве базовых приоритетов педагогической деятельности как таковой. Ведущая идея и замысел монографии были сформулированы следующим образом: на современном этапе развития отечественной системы образования формой существования гуманистической педагогики выступает педагогическая альтернатива - форма социально-педагогической самоорганизации, направленная как на содействие индивидуальному развитию и позитивной самореализации обучаемых, так и на преобразование ближайшего социума педагогическими средствами.

Актуальность рассматриваемых в работе вопросов объясняется рядом причин, среди которых, во-первых, общие гуманитарные проблемы современной цивилизации, во-вторых, проблемы переходного периода России к открытому обществу, и, в-третьих, проблемы современного состояния и развития общего образования в нашей стране.

Что касается мегапроблем, то растущая урбанизация и техногенная утилизация природного окружения, сопровождаемые унификацией культурных видов деятельности, сводят восприятие жизни современным человеком к набору объектов рыночных отношений и тем самым порождают практику «покупаемое™» культуры и образования. Современники становится заложниками «общества массовой культуры» со своей институциональной базой (индустрия моды; радио-, кино- и телеиндустрия), с абсолютизацией роли коммерческого успеха, с вовлечением все большего количества людей в потребление и воспроизводство однообразных продуктов культурного обмена.

В обществе информационных технологий существует реальная опасность проявления рецидивов, связанных с созданием эффекта «виртуализации» (порожденности и интерактивности) окружающего мира, при этом современные СМИ создают беспрецедентные возможности манипулирования информационным пространством.

Пропаганда универсального образа жизни, как последствие глобализации мировой экономики, стала реальностью Российской жизни (интернациональные издательства, мода, киноиндустрия, телевидение, музыка и развлечения с ориентацией на эталоны западной цивилизации) связана со скрытой или явной унификацией культурной жизни, с постепенным вытеснением уникальных форм собственной национальной культуры и языка.

Реальным заслоном против подобной массовой индокри-нации могло бы стать персонифицированное, индивидуальное начало в сообществе, проявляемое в становлении институтов гражданского общества и, в частности, в гуманизации образования. Однако затянувшийся переход России от закрытой системы общества «социального равенства» к открытой системе общества «равных возможностей», где развитие идёт не от возможного к реальному, а от реального к возможному, во многом осложняется тем, что в Российской действительности слабо развиты формы институализации социальной и педагогической инициативы.

Что же касается собственно педагогических вопросов, которые нашли своё отражение в монографии, то к ним можно отнести следующее:

необходимость философского и методологического осмысления опыта становления и развития гуманистической педагогики в двадцатом веке и её современного состояния в Российской образовательной действительности;

  • - потребность выявления системообразующих факторов, условий и средств возникновения и реализации педагогических проектов гуманистической ориентации, обозначения и анализа тенденций, закономерностей и противоречий этого процесса;
  • - необходимость систематизации представлений о гуманитарной экспертизе образовательной действительности;
  • - потребность создания методологии изучения и прогнозирования развития Российского образования с позиции гуманистической парадигмы образования.

Монография адресована работникам институтов профессиональной педагогической подготовки и переподготовки, аспирантам, социологам и работникам управления общим образованием.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >