Введение

Педагогическая наука подходит к изучению феномена точки зрения осуществления формированию

«развития человека» прежде всего с возможностей организации и целенаправленной деятельности по определенных свойств и характеристик растущего человека.

Если в ряде смежных наук говорится об универсальных характеристиках человеческого бытия, то в педагогике речь идет о формировании и развитии доступных педагогическому воздействию качеств в определенных социокультурных условиях и определенными средствами, соответствующими уровню развития самой педагогики.

Идея современного гуманизма о том, что человек -принципиально незавершенное уникальное существо, открытое для мира, для возможностей действия, способное и вынуждаемое делать выбор, имеет для образовательной деятельности принципиальное значение. В исходных пунктах отношение педагогики к «человеку» является сугубо практическим, так как, во-первых, определенным образом задаются цели и задачи образовательной деятельности, во-вторых, реально обозначены исходные параметры, которые должны быть преобразованы, и, в-третьих, существуют уже отработанные и социально зафиксированные приемы и процедуры педагогического воздействия, которые позволяют успешно решать поставленные достигать положительного гуманистическое понимание обучения позволяет выйти технократической, социально-детерминированной педагогической практики. Выявлению принципиальных положений современной гуманистической педагогики и описанию её специфики как педагогической действительности (теории, общественного сознания и практики) и посвящена первая часть данного учебного пособия.

задачи результата, процессов за рамки

и эффективно При этом воспитания и нормативной,

Предлагаемая во второй части пособия характеристика образования как сложноорганизующейся социальной системы раскрывает структуру и характеристики определенным образом связанных между собой организаций и учреждений, выполняющих образовательные функции. В качестве разноуровневых элементов рассмотриваются подсистемы образования меньшего масштаба, которые расчленяются на еще более частные структурные единицы, вплоть до педагогической системы конкретного образовательного учреждения.

Специфика предпринятого в данной работе анализа исходит из утверждения, что в современном информационном обществе происходит своеобразное возрастание роли и объема усвоения «обобщенных знаний и умений», экзистенционально необходимых всем членам сообщества вне зависимости от их профессиональной и социальной, а порой и возрастной принадлежности. Данное утверждение позволяет ограничить сферу изучения объекта и сконцентрироваться на изучении особенностей системы общего образования как гуманитарной подструктуры всей системы образования в стране.

Определение специфики общего образования предполагает соотнесение двух существенно различных планов - плана функционирования и плана развития системы. При обозначении функциональных характеристик внимание будет сфокусировано на те из них, которые обеспечивают устойчивость, стабильность системы в относительно изменчивых условиях. При анализе развития главный акцент будет сделан на тех характеристиках и параметрах, которые обеспечивают различного рода сдвиги при одновременном сохранении важных для системы образования свойств и качеств, позволяющих рассматривать её как тождественную самой себе. Механизмы обеспечения стабильности и механизмы развития не тождественны и действуют в значительной мере автономно и связаны обычно с разными компонентами системы. Из чего следует, что знание первых далеко не всегда является условием понимания вторых.

Логика изложения материала во второй части данного пособия будет строится следующим образом: изначально будут рассмотрены функциональные, сущностные характеристики входящих в неё институтов, а затем, применяя обозначенные положения при анализе реальной педагогической действительности в альтернативных педагогических проектах, будут рассмотрены динамические показатели и механизмы педагогического процесса, обозначены пути выявления его закономерностей, обоснованы возможности прогнозирования динамики альтернативных педагогических систем гуманистической ориентации.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >