ВТОРАЯ. Общее образование как педагогическая действительность. Образование как гуманитарная система

Основные для данного параграфа понятия: «общее образование», «гуманитарная система», «образовательная политика».

Попытаемся рассмотреть структуру системы образования в единстве с другими элементами и институтами общественной жизни, выстраивая понятийное поле «образовательная среда» (или пространственный аспект непрерывного образования), под которой понимают систему ключевых факторов, определяющих развитие человека:

  • - люди и заинтересованные группы, влияющие на образовательные процессы;
  • - образовательные учреждения;
  • - социокультурная среда (включая менталитет сообщества и культуру педагогической среды);
  • - общественно-экономические условия и общественно-политический строй;
  • - средства массовой информации;
  • - исторические и случайные события;
  • - природная и техногенная среда. (2,28)

К способу существования системы образования вряд ли применимы понятия технических систем, такие, как целевая детерминация функций, направленное воздействие, автоматическое регулирование и контроль. Если образование как гуманитарная система и определяется через определенные цели, то эти цели по отношению к ценностям занимают подчиненное положение, как средства по отношению к желаемому результату. В процессе своего развития гуманитарная система вырабатывает, принимает, совершенствует идеалы, ценности, нормы, которые и определяют с учетом ситуации окружающего мира ее путь, и приоритетно можно говорить не о целеориентированности, а о ценностносообразности системы образования. В этом контексте возникает понимание всей сложности изучения и описания образовательной среды, которая выступает частью общего образовательного пространства современного общества со своей территориальной обозначенностью, когда трудно определить структуру и значимость различных институтов этой среды, так как их воздействие может быть скорее стихийным, чем упорядоченным и мировоззренчески устоявшимся, что позволяет вычленить такие свойства гуманитарных систем как: определения начала и образовательной неопределимая преобразования

невозможность однозначного завершения формирования среды как гуманитарной системы, множественность вхождения и информационных потоков,

взаимозависимость всех воздействий и их неизолированность, ценностно-ориентированный характер развития самой

системы. (2,34)

Система образования как «живая» или гуманитарная система предполагает три основных параметра изучения: структура, функции и динамика развития.

выделяют две

общее (базовое) образование специальному (профессиональному) общего образования - развитие и общих способностей человека, деятельности, «взращивание» отзывчивости, внимания, а также способности к

Формально в системе образования п од структуры, где

противопоставляется образованию. Цель совершенствование

универсальных способов нравственной и эстетической воображения, мышления, речи, постоянному самосовершенствованию. Вместе с тем, общее образование является сопровождающейся целенаправленного и специальных способностей в отдельных сферах человеческой активности. Исходя из этого, общее образование можно определить как процесс, средство и результат культурного становления человека, когда в качестве результата оно признается как желательное и необходимое для всех членов данного общества независимо от рода их возможной или существующей профессиональной или иной другой специализации. Формально главной целью общего образования признано «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-педагогических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)». (6,21)

базой любой последующей или специализации, то есть систематического формирования

Качественная характеристика образования и его динамические показатели в той или иной степени предопределяются провозглашаемой и реализуемой в обществе образовательной политикой, которая выступает как система педагогических ориентиров и средств достижения определенных политических целей. Можно выделить два ведущих фактора формирования и развития образовательной политики: государственный и гражданский. Государство (по определению) заинтересовано в управляемости общества, так как является ни чем иным, как властной структурой, призванной обслуживать и обеспечивать жизнедеятельность определенных институтов общества, выполнять роль стабилизатора. Самоорганизующиеся институты гражданского общества играют роль источников инноваций, они ищут и пробуют новые способы устройства системы образования. Государство же, в свою очередь, способно обеспечить условия для поиска, инициативы, расширять возможности альтернативных форм образования. При этом государству несвойственно руководить инновационными процессами (это противоречит самой природе инноваций), так как оно не в силах тотально контролировать и определять их результативность - это дело независимой экспертизы. Поэтому многие управленческие функции в сфере образования государство вынуждено разделить с институтами гражданского общества. В свою очередь, эти институты (профессиональные сообщества, творческие ассоциации, группы заинтересованных лиц) как раз и призваны определять содержание и формы этих процессов.

Возможности такой совместно-раздельной деятельности в сфере развития образования схематично отражены в первых плодотворного раскрываются властных и

двух графах Таблицы 3. Особенности государственно-общественного управления через иное качество взаимодействия общественных институтов, когда и те и другие обладают существенными правами и образовательную политику, принимать управленческие

ответственностью контролируя решения,

влиять на [ друг друга,

участвовать в (а не только

функций.

выполнении именно управленческих ресурсообеспечивающих и регулирующих) Позитивные предпосылки такого сотрудничества: совпадение вектора и целей развития государственной образовательной стратегии с общественными инициативами; поддержка и укрепление гражданских инициатив и общественного участия в образовании; оформление и осознание общественного интереса и групповых интересов в образовании, (см. 7)

Своеобразным дополнением к обозначенным выше двум факторам формирования образовательной политики может служить исследование Т.Парсонса, который, рассматривая структуру современного социетального общества, выделяет три главных типа операциональной организации: рынок (единство коммерческих интересов), бюрократия

(административная иерархия власти) и ассоциация (добровольное сообщество). Именно они, по мнению Парсонса, занимают ключевые позиции в процессах дифференциации и плюрализации современной социальной жизни. (9,131)

При этом Парсонс, рассматривая соотношение всех этих факторов в современном обществе (государство/бюрократия, гражданское общество/ассоциация, рыночный тип организации), указывает на то историческое обстоятельство, что революция в образовании, произошедшая в XX веке, дала старт кардинальному реформированию всей структуры современного общества, в результате чего в социальной динамике неизмеримо возросла роль организации по принципу ассоциации, особенно в ее коллегиальной форме, то есть возросла роль гражданского общества в определении общей социальной динамики и образования в частности.

Таблица 3. Разделение сфер компетентности и ответственности в определении образовательной политики.

Государство

Гражданское общество

Рынок

Сфера интересов преимущественно стратегия образования: определение стратегии, общего содержания и форм образования; прогноз развития; создание системы государственных образовательных учреждений;

  • - обеспечение финансирования этих учреждений и их работников;
  • - обеспечение доступности и разнообразное ресурсное обеспечение образования;
  • - нормативно-правовое

обеспечение всех

типов образовательных учреждений;

- разработка рекомендуемого базисного

плана и примерных

Сфера интересов преимущественно тактика образования:

- организация, поддержка и развитие инновационного движения в образовании;

организация работы профессиональных союзов и ассоциаций в сфере образования;

обеспечение работы попечительских и

родительских советов в образовательных учреждениях;

- экспертиза и оценка

качества образования, программ, учебников,

образовательных учреждений;

  • - общественный контроль системы государственных экзаменов;
  • - разработка и апробация альтернативных нормативных документов;

Сфера интересов -преимущественно результаты образования:

дополнительное финансирование образовательных учреждений и педагогов, обивающихся успехов в повышении качества образования (спонсорство);

  • - внедрение в сферу образования технократических регуля-тивов (быстрее, больше, эффективнее, дешевле и пр.)
  • - содействие специализации и дифференцированию образования;
  • - профессиональная направленность содержания учебной деятельности в рамках общего образо-

программ;

издание типовых учебников и пособий в соответствии с этими программами;

разработка общих принципов аттестации и лицензирования образовательных учреждений;

  • - организация системы единых государственных экзаменов;
  • - обеспечение правовой защиты воспитанникам, образовательным учреждениям, и их работникам;
  • - обеспечение системы повышения квалификации работников образования;
  • - реализация альтернативных проектов в организации дополнительного образования, досуга детей, их летнего отдыха и труда;

развитие сотрудничества с различными общественными организациями и деловыми кругами;

  • - организация совместной деятельности учреждений сферы образования и культуры;
  • - организация альтернативных форм повышения квалификации работников образования;
  • - защита образовательных учреждений от возможного произвола и некомпетентности

органов управления;

вания;

  • - модернизация содержания образования в соответствии с изменяющимися условиями рынка;
  • - содействие развитию системы дополнительных образовательных услуг профессиональной направленности;
  • - проявление конкуренции в умышленном ограничении, искажении или утаивании информации определенного содержания, имеющей коммерческую ценность;

Дополнительно к социокультурному и политико-экономическому факторам формирования образовательной политики важно отметить значение таких факторов, как международный, природный и профессиональный (общественно-педагогический). Если более подробно обозначить роль последнего из названных факторов, то в общем виде общественно-педагогическое движение как фактор формирования образовательной политики структурируется следующим образом:

  • - как реакция педагогической общественности на проводимую государством образовательную политику;
  • - как педагогическая самодеятельность в формальных и неформальных, государственных и негосударственных институтах общего образования;
  • - как форма профессионального объединения педагогов по координации своей деятельности совместно с государственными и общественными структурами.

В круг задач общественно-педагогического движения входит:

компенсирование недостаточной образовательной деятельности властных структур в тех сферах образования, где общественные запросы настоятельно требуют создания или изменения существующего положения;

  • - поддержание и усиление образовательной работы властных органов в тех областях системы общего образования, где финансовое и организационное участие государства не позволяет надеяться на полноценный результат;
  • - развитие педагогической теории как реакции на неудовлетворительное состояние этой сферы в рамках государственного её понимания; такая теория неизбежно становится альтернативной и выходящей за рамки имеющихся традиций;
  • - активизация недостаточного развития общественной теоретической и практической инициативы в образовательной сфере; формирование у сообщества стойкой заинтересованности к вопросам образования как приоритетным;

перенесение части государственно-управленческих образовательных функций в сферу общественной компетенции, борьба за равноправное общественной участие в решении всех вопросов образовательной политики;

создание неформальной системы подготовки и переподготовки педагогических работников, а также институтов независимой экспертизы образовательных учреждений. (13,123)

Цель и сущность общего образования проявляются в его содержании и институализации.

Содержание общего образования определяется, во-первых, уровнем и объемом «обобщенности» социально необходимой информации или так называемой «общей культуры», и исходит из критериев природы и возрастных особенностей человека, полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития и совершенствования его способностей, во-вторых, оно определяется тем объемом социально-культурного опыта, который становится объективно необходимым каждому человеку для успешной и осмысленной жизни, спецификой социокультурного и экономического контекста жизни, спецификой возможных видов предпрофессионального образования. Раскрывая специфику «общей культуры», можно выделить следующие аспекты в содержании образования:

  • - нравственное образование: антропологическая культура как постижение человека через проявление его собственной деятельности, как знание о переживаемом бытии личности, как понимание человеком самого себя; здесь подразумеваются следующие составляющие: представления, переживания и ожидания человека, связанные со смыслом жизни; представления о центральных оппозициях бытия (знание -неведение, мудрость-глупость, добро-зло, сила-слабость, красота-уродство, вера-безверие, любовь-ненависть, надежда-отчаяние и т.п.);
  • - художественное образование: филологическая культура с ее лингвистической и литературоведческой составляющей; музыкальная и художественная культура; владение основными знаковыми системами и представления об информационнокоммуникативных и символических структурах и связях;
  • - научное (теоретическое) образование: философская культура, представленная такими направлениями, как науковедение, этика и эстетика, праксеология, семиотика, логика, натурфилософия; историческая культура, позволяющая осмыслить историю социальных групп и отдельных людей, религиозных течений и научных идей, естествознания и техники, искусств и ремесел, методов и форм общественного сознания; экологическая культура, обеспечивающая целостно-системное видение космического устройства мира и человека в нем (специфичным проявлением здесь может выступать религиозное образование: формирование культового мироощущения и соответствующего ему поведения, основанного на вере в существование сверхъестественного); математическая культура как усвоение философии математики в виде основ, без которых не обходится ныне ни одна из наук;
  • - правовое образование: философия и теория права, позволяющая раскрыть механизм государственного устройства, нормы гражданского общества и основы политики.

Институализацию общего образования как гуманитарной системы можно рассмотреть через взаимодействие элементов формальной подструктуры (официальной, поддерживаемой из государственного и муниципального источников финансирования; результатом курса обучения здесь является выдача общепризнанного сертификата или аттестата), неформальной (в виде заведений и услуг дополнительного образования, создаваемых на бюджетной основе или частным образом на местах и ориентированных на удовлетворение конкретных потребностей и интересов обучаемых) и информативной подструктуры (индивидуальная

познавательная деятельность, не всегда имеющая целенаправленный характер и связанная с освоением нового жизненного опыта, знаний и ценностных установок в процессе повседневной жизнедеятельности; эта подструктура представлена институтами, интегрирующими все возможные способы влияния на общество и человека, среди которых ближайшее окружение и неформальная референтная группа, электронные банки данных и другие индивидуальные источники получения информации, СМИ и т.п.). До сих пор при формировании политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным двум категориям не уделялось должного внимания. Современные условия образовательного пространства сообщества предполагают, что неформальное и информальное образование должны выступать равноправными участниками процесса образования.

Изучение институализации формальной подструктуры общего образования предполагает рассмотрение совокупности регулярных (государственных (муниципальных) или негосударственных) институтов разного уровня, представленных как непосредственно общеобразовательными учреждениями, так и институтами специального образования, выполняющими и общеобразовательные функции, а также дополняющими их деятельность учреждениями неформального образования (массового и индивидуального). Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ, представляющих собой определенный набор знаний, операционных действий и логику изучения одного из аспектов культурного наследия. Эти учреждения можно классифицировать по двум основаниям -вертикальному и горизонтальному: первый - намечает ступени перехода от одного уровня к другому; второй - выделяет учреждения и формы по их функциям в подготовке к различным формам социальной активности (к горизонтальному строению системы образования можно отнести и различие национальных, региональных особенностей обучения, типы организационных форм).

В данной работе особый акцент делается на обозначение одной из характеристик образовательного пространства, а именно на непрерывность образования, которая подразумевает активную роль самого растущего человека в образовательной среде и возможности его движения как в «вертикальном», так и «горизонтальном» направлениях. Иначе говоря, современная система образования представляет собой совокупность образовательных учреждений, которые находятся в прямой зависимости от тех действий, посредством которых субъекты образовательной деятельности реагируют на изменяющиеся обстоятельства свой жизнедеятельности, и которые предполагают согласованное совершенствование вертикальной и горизонтальной структур образовательных институтов, сопровождающих человека на различных стадиях его жизненного цикла - от дошкольных учреждений до клубов по интересам и наставничества для пенсионеров.

Базовым формальным институтом общего образования выступает школа. Среди основных характеристик школьного образования можно выделить то, что содержание обучения здесь довольно строго определено и структурировано, доминирующей дидактической формой служит урок, основной метод обучения - вербальный, отработка и усвоение знаний проводится, как правило, через групповые и фронтальные приемы, контроль продуктивности и эффективности образовательного процесса осуществляется поэтапно на всем протяжении курса обучения. Школьное образование (вертикальный срез) включает в себя три качественных ступени, отражающих возрастные характеристики обучаемых: 1. начальная школа (3-4 года), 2. школа основного общего образования (5-6 лет), 3. средняя полная школа (2-3 года).

Наряду с государственными (муниципальными) школами в современной отечественной системе общего образования функционируют негосударственные, внебюджетные, частные школы, получившие название НОУ - негосударственные учебные учреждения. Первые Российские частные школы, появившиеся после семидесятилетнего перерыва в конце 80-х годов, в своем большинстве возникали либо как средство реализации альтернативной педагогической идеи, либо как результат частной инициативы «протеста» одного или нескольких людей (как правило, заинтересованных родителей). В марте 1991 года была создана Российская Ассоциация негосударственного образования (РАНГО), что положило начало организационному объединению частных школ как общественного движения, и если в 1991 году в стране насчитывалось немногим более ста негосударственных школ, то в 1998 году их стало уже более шестисот с общим числом более 50 тысяч учащихся и около 20 тысяч учителей. Наиболее обобщенная классификация частных школ включает в себя элитарные образовательные учреждения закрытого типа, школы для одаренных детей, учреждения для плохо адаптирующихся в массовой школе детей (с целью «педагогической поддержки», «предотвращения депривации» и т.п.), конфессиональные школы, экспериментальные учебные заведения.

Появление в России негосударственных школ вызвано целым рядом обстоятельств, среди которых: несовпадение общественных и государственных стратегий развития общего образования; предоставление учащимся права на вариативность выбора путей получения образования и квалификации в соответствии с собственными возможностями, склонностями и интересами; ограниченность средств финансирования бюджетного образования; изменение рыночного спроса на отдельные специальности и виды образовательных услуг; реализация зарубежных педагогических проектов в отечественном образовательном пространстве; создание условий для самореализации педагогов, не получивших возможности на авторскую профессиональную деятельность в рамках государственной системы образования.

Система формального образования в виде школ обладает во многом монопольным правом на осуществление целенаправленной социализации, то есть весьма значительной степенью доминирования всей сферы образования, как следствие, система формального образования диктует условия поступления ресурсов (ограничивая их характеристики: возраст, состояние здоровья, уровень развития и обученности у субъектов процесса, качество содержания этого процесса в виде объема информации, технологий и форм), опираясь не столько на актуальные требования среды, сколько исходя из своих собственных стандартов. (10,14)

В настоящее время одно из «слабых мест» в формальной подсистеме общего образования (и прежде всего государственного сектора) - возможность получения образования теми, кто нуждается в особых условиях обучения (ускоренном или замедленном прохождении материала), обучении вне школьного коллектива или теми, кто хочет получить образование самостоятельно. В связи с этим встает проблема индивидуального обучения, которую в рамках массовой общеобразовательной школы решить довольно сложно. Звеном, восполняющим этот пробел, выступает «семейное образование» и экстернат, которые в современной России официально признаны как полноправные формы получения формального общего образования.

Семейное образование представляет собой организацию формального образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения. Экстернат - это аттестация учащихся, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе. Эта форма предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и полного общего образования с последующей аттестацией в общеобразовательных учреждениях, имеющих аккредитацию и имеющих право выдавать документы об образовании государственного образца. Как самостоятельное образовательное учреждение экстернат в перспективе может стать мобильным образовательным институтом с гибкой организационной структурой, перестраивающим свою деятельность в связи с изменением социальных потребностей региона и образовательных потребностей населения, ориентирующимся в работе на принцип опережающего воздействия (не только спрос определяет предложение образовательных услуг, но и предложение стимулирует развитие потребностей). (12,37)

Если рассматривать особенности неформальной подструктуры общего образования, то, во-первых, государственные, муниципальные и частные школы вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги. Такими услугами могут быть: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных дисциплин и подготовительных курсов, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов, создание различных учебных групп специального обучения детей с отклонениями, создание различных кружков по интересам, студий, факультативов, клубов и т.п. Во-вторых, этот вид образовательных услуг существуют не только в форме специализированных и профилированных школьных подразделений, но и в форме таких самостоятельных образовательных учреждений дополнительного образования как дворцы, центры и дома детского и юношеского творчества, детские парки, спортивные, художественно-эстетические, военно-патриотические школы, технические, туристско-краеведческие, эколого-биологические станции, детские студии, музеи, детские оздоровительно-образовательные лагеря, клубы и контактные группы по интересам и т.д. (14,31)

Для обозначения роли информальных институтов часто употребляют термин «досуговое образование», подразумевая нецеленаправленное приобретение навыков, знаний и информации в свободной (неструктурируемой извне) время. Наиболее типичными и распространенными здесь являются: чтение книг, чтение периодики, интернет и компьютерные программы, путешествия и туризм. (5,36)

Наиболее общими признаками образовательной среды в учреждениях дополнительного образования являются: наличие ведущей идеи в сфере образования как цели и основного направления развития совместной деятельности; отсутствие какого-либо организационного давления извне; автономность и самобытность жизнедеятельности; добровольность и открытость; динамичность членского состава; самоуправление и самоорганизация; отсутствие возрастных ограничений; стирание традиционного ролевого барьера в отношениях взрослых и детей; естественные связи с внешней средой; синтетический характер деятельности (общение, игра, познание, спорт, труд); создаваемая своими руками предметно-эстетическая среда (по своему вкусу, для себя и своих товарищей). (3,66)

Информалъная подструктура общего образования как таковая предполагает два основных уровня анализа:

  • а) первичный уровень:
    • - объекты и условия природной и техногенной среды;
    • - экономический уровень развития;
    • - исторические и культурные события;
    • - информационная среда;
    • - средства доступа, хранения и обработки информации;
  • б) вторичный уровень (элементы которого предопределяют особенности социокультурных шаблонов восприятия и критериев оценки элементов первичного уровня):
    • - политическое устройство;
    • - моно- или полинациональная среда сообщества, менталитет;
    • - печатные и электронные средства массовой информации;
    • - художественная и научно-популярная литература;
    • - городской или сельский тип сообщества;
    • - символическая (языковая, музыкальная, художественная и т.п.) среда;
    • - религиозные предпочтения;
    • - возрастные особенности культуры и моды.

При всей взаимосвязи выделяемых в системе общего образования подструктур, их иерархия в последнее десятилетие претерпевает определенные изменения, когда все большее значение в современной ситуации приобретает информальная подструктура, позволяющая на бытийном уровне обеспечить связь между формальным образованием и культурной деятельностью, жизненной активностью человека. При чем наибольшей вариативностью и педагогической направленностью обладают элементы вторичного уровня информальной подсистемы, так как они непосредственно используются или более подвержены целенаправленному воздействию со стороны отдельных людей или заинтересованных групп. (11,9)

Подструктуры системы образования

Рис. 2. Подструктуры системы образования.

Всё это позволяет говорить об образовании как об открытой гуманитарной системе, которая:

осуществляет интенсивный взаимообмен и

взаимодействие со средой;

интегрирует формальное, неформальное и информальное образование; проявляет потребность и способность гибкого реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;

- ориентирует на предоставление широкого спектра образовательных услуг, сочетающих обучение в рамках государственного стандарта с вариативными образовательными программами и народным просвещением. (8,10)

В полной степени идея открытости реализуется через создание и поддержание системы непрерывного образования (временной и пространственный аспект), когда человеку обеспечиваются условия для развития своих индивидуальных способностей и задатков в ходе всей его жизни. При этом непрерывное образование понимается не как административное соединение разнотипных учебных программ, курсов и заведений в интегральную структуру, а как вариативная система предоставления образовательных услуг, позволяющая человеку воспользоваться ими в соответствии со своими потребностями, предпочтениями и возможностями в различные периоды жизни. Непрерывность образования - это прежде всего гибкость и адаптивность образовательной среды, посредством которой обеспечивается индивидуальный вектор развития каждого обучаемого. (8,14)

Заканчивая обзор основных форм и институтов различных подсистем общего образования, следует отметить, что выступая в качестве социального института все они выполняют некоторые общие функции, среди которых можно выделить:

  • - регулирующая (создание и поддержание искусственной (подготовленной) среды неких заданий и препятствий, ориентированных на развитие обучаемого, совершенствование его способностей и формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, необходимых и достаточных для участия в жизни сообщества; а также упорядочение педагогических процессов и их управление);
  • - корректирующая (преобразует многоликое влияние окружающего мира через создание системы правил совместной жизни, специализированных информационных источников, традиций, ориентиров, ценностей);

компенсаторная (как источник стабильности в общественных отношениях со своей эмоциональной атмосферой и длительными межличностными взаимоотношениями и взаимодействием);

интегрирующая (соединение разрозненных воспитательных воздействий в единое смысловое поле с учетом того, что образовательное учреждение сосуществует с такими социокультурными институтами, как семья обучаемого, СМИ, учреждения реакреации и досуга, религиозные учреждения, политические партии и общественные объединения и т.п.);

социализирующая (содействие обретению смысла собственной жизни как ценности со-бытия; создание условий для самоопределения человека, реализации собственных способностей, желаний, интересов, реальных возможностей; приобщение к опыту формально-ролевого взаимодействия и взаимовлияния в сложной социальной структуре со своей иерархией и культурными эталонами отношений «педагог -обучаемый», «руководитель - подчиненный», «лидер -аутсайдер», «свой - чужой», «успешный - неудачник», «сильный - слабый», «мужчина - женщина» и т.п.);

селективная (проведение явного или скрытого социального отбора как условие дальнейшего перехода в профессиональную, узкоспециализированную сферу общественного производства и в определенную социальную нишу самостоятельной жизни человека; ориентация на отбор в соответствии с социализированной способностью к выполнению ответственных ролей, требующих высокого уровня компетентности и влекущих за собой высокий уровень вознаграждений, включая доход, политическое влияние и, в несколько меньшей мере, власть).

Изучение всех перечисленных форм институализации образовательных подструктур как элементов создаваемой ими образовательной среды (системы условий и возможностей развития человека, содержащейся в социальном и пространственно-предметном окружении) предполагает не только рассмотрение их как социального института, но также и выявление их специфики:

  • а) как некоего объективно существующего организованного пространства в геологическом, биологическом и техногенном измерении (степень и характер культивирования естественной среды обитания, проявляемые в архитектуре, дизайне и пространственном решении, в экологическом состоянии среды, в организованном пространстве вокруг учреждения и т.п.),
  • б) как явления культуры (национальная, этническая и региональная специфика, исторические и возрастные особенности, характерные агенты социализации),
  • в) как реализуемого проекта, то есть института, возникающего и существующего не спонтанно, а с определенной функцией (цели, задачи и временные рамки действия учреждения, принципы отбора и построения содержания и организации образования, качественный и количественный состав участников проекта, перспективы развития учреждения, критерии и механизмы контроля эффективности системы),
  • г) как учебного заведения (состав педагогов и обучаемых, программы, режим и цикличность совместной жизнедеятельности, формы и содержание образовательной деятельности и т.п.),
  • д) как организационной структуры (компоненты, продуктивность и эффективность системы управления, определенность статусов и ролей в иерархии власти, наличие правил и образцов, регулирующих ролевые отношения и т.п.);
  • е) как общины, предполагающей взаимодействие педагогов и обучаемых (внутренне обусловленная структура на основе общей сферы деятельности, пространства и основных ценностей; освоенная, «обжитая» материально-предметная среда, которая приобретает знаковую, символическую функцию; наличие микрокультуры в виде традиций, стиля поведения и т.п., своеобразными параметрами здесь могут служить «эмоциональность образовательной среды» (взаимоотношения в сообществе), «социальная активность» (достижения образовательного учреждения и их публичность, социальные инициативы в сообществе, заинтересованность и активность в развитии образовательного учреждения), «осознаваемость образовательной среды» (уровень осведомленности о своем образовательном учреждении, связь с выпускниками, наличие символики и различных средств идентификации и отражения информации об учреждении).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >