Международная практика и зарубежный опыт использования альтернативных форм разрешения гражданско-правовых конфликтов

Развитие альтернативных форм разрешения правовых конфликтов, несмотря на различия правовых систем в государствах, имеет много сходного. К примеру, применяются одни и те же способы и формы досудебного урегулирования, хотя их процедура и различается.

Если говорить о практике разрешения споров между субъектами права различных государств, то основное внимание стоит уделить деятельности Международного третейского суда (МТС).

Именно МТС является ведущим институтом в мире по разрешению международных коммерческих споров. В его состав входят представители приблизительно 70 стран всех континентов. При рассмотрении дел применяется Регламент Третейского суда Международной торговой палаты.

Суд не решает вопросы, переданные на рассмотрение, но контролирует арбитражный процесс МТС и отвечает за:

  • • назначение третейских судей;
  • • подтверждение, по ситуации, третейских судей, назначенных сторонами;
  • • принятие решения в случае отвода третейских судей;
  • • подробное рассмотрение, а также утверждение всех решений третейского суда;
  • • определение размера вознаграждения третейских судей.

Секретариат МТС расположен в его парижской штаб-квартире. В настоящее время в штате Секретариата постоянно работают 42 сотрудника, включая 23 юристов из 14 стран. Каждое дело контролирует одна из шести групп, возглавляемых адвокатом. В соответствии с Регламентом МТС, в состав такого суда могут входить один или более судей. Если должен

1

В этом параграфе использован фактографический материал, содержащийся в следующем источнике: М. Н. Кузьмина. Альтернативные формы разрешения правовых конфликтов. Ставрополь, 2001. С. 97—119.

быть назначен только один судья, то это делает суд (если иное не согласовано сторонами). При составе суда из трех судей каждая сторона выбирает третейского судью, а председатель назначается по согласованию сторон и третейских судей (или судом). Если стороны не пришли к соглашению о количестве третейских судей, то, в соответствии с Регламентом МТС, суд назначает одного третейского судью, «за исключением случаев, когда, по мнению суда, характер спора требует назначения трех судей».

При назначении третейских судей МТС использует списки национальных комитетов. После получения заявления третейские судьи подготавливают и передают в суд документ, определяющий круг его полномочий. В соответствии с Регламентом МТС, такой документ должен быть передан в течение двух месяцев с даты получения заявления.

В документе определяются вопросы, которые судьи должны будут рассматривать, и различные процедурные детали. Например, стороны могут достичь соглашения по ряду таких вопросов, как язык третейского разбирательства и применимое материальное право. Для проверки хода разбирательства сотрудники Секретариата суда получают копии всей письменной документации, подготовленной в процессе третейского разбирательства.

Вознаграждение третейских судей определяется по завершении третейского разбирательства на основании опубликованной шкалы, прилагаемой к Регламенту МКС. В соответствии с этой шкалой, сумма вознаграждения третейских судей складывается с учетом суммы спора. При определении вознаграждения третейских судей суд рассматривает такие факторы, как внимательное отношение их к делу, затраты времени, скорость разбирательства и сложность дела. Расчет стоимости может быть представлен сторонам в самом начале разбирательства.

Суд, в соответствии с Регламентом МТС, должен утверждать все решения с точки зрения их формы; он может обратить внимание на вопросы существа дела. Считается, что это гарантирует отмену решения национальными судами: тем более, что оно не может быть обжаловано.

Обязательным условием МТС является наличие соответствующего соглашения между сторонами. Последним рекомендуется включать в договоры следующую стандартную оговорку: «Все споры, возникающие в ходе или в связи с настоящим договором, подлежат окончательному урегулированию в соответствии с Регламентом третейского суда Международной торговой палаты одним или несколькими третейскими судьями, назначенными в соответствии с вышеуказанным Регламентом».

В оговорке также рекомендуется предусмотреть:

  • — применимое право контракта;
  • — число третейских судей;
  • — место проведения третейского разбирательства;
  • — язык третейского разбирательства;
  • — возможность и необходимость включения специальных положений, регулирующих участие в третейском разбирательстве более двух сторон.

Арбитражное соглашение должно быть заключено в письменном виде, что соответствует положениям Нью-Йоркской конвенции 1958 г., ст. II которой оговаривается, что государства-участники должны заключать арбитражные соглашения «в письменном виде».

Суд выносит решение даже в тех случаях, когда ответчик не представляет пояснение по делу или если какая-либо из сторон не выставляет иск в отношении существования, правомочности или масштаба арбитражного соглашения. В последних случаях суд принимает решение о невозможности продолжения арбитража. Стороны при этом сохраняют право обратиться в любой другой суд, имеющий полномочия, независимо от того, связаны они арбитражным соглашением или нет.

Здесь есть резон обратиться к опыту зарубежных государств и рассмотреть применяемые в них институты третейского разбирательства, а также иных альтернативных форм разрешения правовых конфликтов.

Канада

В этой стране формы альтернативного разрешения споров (АРС) существуют примерно 200 лет[1], так как уже первые поселенцы, прибывшие в Канаду из Великобритании и из Европейских государств, принесли с собой методы разрешения споров, используемые в этих странах: в основном, третейский суд. При этом, по традиции, основное количество споров рассматривалось государственным судом. По мере роста количества дел, увеличения нагрузки на суды и возрастания судебных издержек сторон начался поиск более совершенных способов разрешения этих споров.

В Канаде третейские судьи и посредники, как правило, практикуют в конкретной области спора: например, некоторые принимают назначение только при спорах в области трудовых или земельных отношений. Посредничество и третейский суд признаются прибегающими к ним сторо

нами такими методами урегулирования споров, которые позволяют им поддерживать деловые отношения и в будущем. Конец прошлого столетия (1980-е гг.) ознаменовался ростом числа случаев, связанных с использованием способов альтернативного разрешения споров.

Законодательство, устанавливающее уровень необходимого опыта и знаний для работы третейским судьей или посредником, в Канаде отсутствует. Для выполнения такого рода работы может быть нанят любой человек. В процессе выделения критериев для избрания посредником или судьей проявилась проблема особой специфики в разных районах страны, наличием в провинциях и территориях собственного законодательства.

В 1974 г. небольшая группа третейских судей из Торонто провела встречу, на которой был сформирован Канадский институт арбитража (КИА). Его целью была названа разработка системы определения компетенции третейских судей и побуждение вовлеченных в спор сторон более широко использовать АРС.

Затем был открыт Национальный институт арбитража, основными задачами которого назывались:

  • 1) объединение людей со схожими интересами и задачами;
  • 2) предоставление всем членам института равных прав;
  • 3) наличие плана финансирования деятельности института;
  • 4) избрание добровольных лидеров на основании демократического процесса;
  • 5) принятие устава, разработанного членами института;
  • 6) установление требований вступления в члены института;
  • 7) предоставление членам института различных возможностей и их участие в программах, отвечающих их нуждам;
  • 8) увеличение численности членов института для более широкой поддержки поставленных им целей.

В начале 1980-х гг. на собраниях института присутствовали представители других регионов, а в 1984-м он стал национальной группой. Тогда же был избран его президент. По всей Канаде были открыты региональные офисы института: для предоставления услуг национальным членам, проживающим в каждом регионе. В тех провинциях, где региональные группы уже были сформированы, им предоставили возможность стать региональными офисами, которые функционируют в соответствии с регламентом КИА и поддерживают его цели.

К 1988 г. в Канаде спрос на посредников, программы обучения посредничеству и стандарты посредничества заметно вырос. Институт стал называться Канадский институт арбитража и посредничества (КИАП) и начал вести работу по разработке новых программ обучения посредничеству.

В настоящее время КИАП разрабатывает стандарты обучения как третейскому суду, так и посредничеству, а также проводит обучение процессу третейского суда и посредничеству в области коммерческих споров. После того как заработали программы посредничества, численность КИАП по всей Канаде к 1993 г. выросла до 1 800 чел.

Аспект семейных споров в основном представлен организацией под названием «Family Mediation Canada» («Канадская служба медиации семейных отношений»), которая тоже имеет филиалы в каждом регионе. На добровольных началах в организации числятся 1 500 чел., которые распространяют стандарты, а кроме того, проводят обучение и сертификацию практикующих посредников, специализирующихся в области семейных споров.

В качестве целей института сформулированы такие, как:

  • • продвижение и всестороннее использование АРС путем повышения уровня образованности и осведомленности общественности;
  • • разработка учебных материалов и стандартов;
  • • предоставление реестров третейских судей и посредников лицам, которые хотят воспользоваться их услугами;
  • • разработка программы поощрения и услуг, предоставляемых членам института.

КИАП разрабатывает учебные материалы по руководству арбитражной и посреднической практикой, а также организует курсы по работе с корреспонденцией в рамках третейского суда. Его усилиями были подготовлены национальный Кодекс профессии, национальная процедура наказания и национальная программа аккредитации в зависимости от уровня опыта и пройденного официального курса обучения, а также регламент коммерческого третейского разбирательства и коммерческого посредничества, которые используются компаниями и правительствами.

Для привлечения клиентов институт разрабатывает системы льгот в национальном масштабе. Например, он финансирует программу страхования ответственности, по которой третейские судьи и посредники могут получить страховое возмещение в размере 2 млн долл. США, выплачивая ежегодный страховой взнос в размере 100 долл. США.

Центральный офис института использует рекомендации региональных центров и филиалов: например, готовит списки третейских судей и посредников. В регионах проводятся курсы обучения для членов института, регулярные их собрания, организуются образовательные конференции, издаются информационные бюллетени и проводятся социальные мероприятия.

Правление института состоит из 12 директоров (по 1 от каждого региона) и 5 исполнительных членов. Возглавляет его президент. Все они избираются на ежегодном собрании сроком на один год. Все 1 800 членов организации обладают правом голоса. Головной офис находится в провинции Онтарио, в городе Оттава, являющимся столицей Канады. Региональные офисы располагаются в Ванкувере, Эдмонтоне, Саскатуне, Уиннипеге, Торонто, Монреале и Галифаксе.

Национальные комитеты К И АП отвечают за разработку политики и программ в области образования, за вопросы аккредитации, планирования конференций и многое другое. Комитеты возглавляют члены правления, однако члены комитетов назначаются регионами для того, чтобы представленный опыт был как можно обширнее.

Членство в институте — добровольное. Члены института ежегодно уплачивают взносы. Большинство из них не имеют юридическую подготовку. Размер регионального годового взноса варьируется от 35 до 150 долл. США. Государственные субсидии КИАП не получает. Финансирование складывается из членских взносов, ежегодной платы за звания «дипломированный третейский судья» и «дипломированный посредник», а также из средств, полученных от продажи статей и документов.

Иногда корпорация может оплатить конкретное мероприятие: например, спонсировать выступление докладчика на конференции. Национальный членский взнос составляет 50 долл. США для рядовых членов плюс 150 долл. США для дипломированных членов.

Отличительными чертами канадской системы являются:

  • 1) отсутствие взимания административной платы с тех сторон, которым требуются услуги третейских судей или посредников, а также отсутствие платы за предоставление списков третейских судей и посредников;
  • 2) назначение посредника или третейского судьи сторонами и отсутствие необходимости подтверждения со стороны института в отношении назначенного ими лица.

В настоящее время в законодательстве большинства провинций закрепляется существование третейского суда и гарантируется проведение региональных слушаний международных споров. Федеральное правительство включает пункт о процедурах разрешения споров во все свои контракты, а правительства провинций заключают контракты на урегулирование возникающих споров.

Во многих провинциях при обращении в суд требуется представить доказательства попытки урегулирования спора в досудебном порядке. Так, в Британской Колумбии в отношении дел в области строительных споров вначале требуется предпринять попытку урегулирования, и только в случае неудачи они направляются в суд (в этом регионе ежегодно рассмат ривается 6 000 строительных споров). Судьи могут выступать в роли посредников в ходе досудебных попыток достичь урегулирования спора.

Методы АРС добровольно используются многими компаниями для урегулирования споров. Например, в 1997 г. более чем 1 200 споров в сельскохозяйственной отрасли Западной Канады были урегулированы при помощи арбитражного разбирательства.

Среди методов АРС наибольшее распространение имеют комбинации третейского суда и посредничества. Существуют не менее восьми различных типов арбитражных процедур, начиная с арбитражного разбирательства «только документы», когда стороны не участвуют в слушаниях, и заканчивая многосторонними разбирательствами с участием более двух сторон.

Рост использования альтернативных способов разрешения споров и адаптация его различных процессов для их разрешения привели к созданию большего числа региональных институтов, которые проводят обучение на соответствующем уровне. Кроме того, КИАП разрабатывает дополнительные программы обучения и новые методы подачи материала.

Например, люди, проживающие в удаленных населенных пунктах, теперь могут заниматься по программе арбитражного разбирательства, используя для этого страницу КИАП в Интернете.

США

В Соединенных Штатах Америки для обозначения несудебных форм разрешения споров принят общий термин «Alternative Dispute Resolution» («альтернативные средства урегулирования споров») и его официальная аббревиатура — ADR.

Американские юристы в настоящее время насчитывают около 20 различных процедур урегулирования споров[2]. Общепринятым является деление ADR на три основных вида:

  • 1. Переговоры (negotiation) — урегулирование спора непосредственно сторонами без участия иных лиц.
  • 2. Посредничество (mediation) — урегулирование спора с помощью независимого нейтрального посредника, который способствует достижению сторонами соглашения.
  • 3. Арбитраж (arbitration) — разрешение спора с помощью независимого нейтрального лица — арбитра, который выносит обязательное для сторон решение.

Критериями деления ADR служат участие в урегулировании разногласий третьего лица или его полномочия. Элементы этих трех основных видов комбинируются в многообразные варианты. Например, переговоры почти всегда являются частью любой другой процедуры. Распространена форма «посредничество-арбитраж» (med-arb), означающая урегулирование спора с помощью посредника-арбитра, который в случае недостижения сторонами соглашения уполномочен разрешить спор в порядке арбитража. В коммерческих спорах применяется «мини-разбирательство» (mini-trial).

ADR постепенно стали применяться и внутри судебной системы. Здесь используется термин «court-annexed ADR» («альтернативные средства, присоединенные к суду»). Применение таких процедур уменьшает судебные расходы для сторон и сокращает время прохождения дела в суде.

Применение court-annexed ADR предусмотрено различными программами, правилами федеральных судов и судов штатов. К таким процедурам относятся:

  • 1) «арбитраж, присоединенный к суду» или «суд, дополненный арбитражем» (court-annexed arbitration) — предварительное урегулирование разногласий с помощью арбитра до начала судебного разбирательства;
  • 2) «упрощенный суд присяжных» (summary jury trial) — ведение дела в обычной манере суда присяжных, но по упрощенным процессуальным правилам. Вердикт присяжных в этом случае носит рекомендательный характер;
  • 3) «суд мелких тяжб» (small claims judge) — относительно неформальная и быстрая процедура разрешения споров с небольшой суммой иска.

Кроме того, в США существует такой альтернативный суд, как «частная судебная система» (private court system), где разрешение споров обеспечивают судьи, ушедшие в отставку. Частный судья, или, как его именуют на практике, «судья напрокат» (rent-a-judge), не только осуществляет примирительные функции, но и может вынести обязательное для сторон решение.

В качестве успешного развития ADR в США обычно называют такие их свойства, как освобождение перегруженной судебной системы, выгода для участников спора с материальной точки зрения и с точки зрения временных затрат, возможность выбора судьи.

Международными коммерческими спорами занимается Американская ассоциация третейских судов. Она работает на основании Правил международного арбитража 1991 г., принятых на основе Правил ЮНСИТРАЛ (англ. United Nations Commission on International Trade Law, UNCITRAL) (с изменениями от 1 апреля 1997 г.). Это общественная некоммерческая организация, имеющая штаб-квартиру в Нью-Йорке и большое число отделений в крупных городах по всей территории Соединенных Штатов. Слушания могут проводиться в удобном для сторон месте, а не только в тех городах, где есть отделения.

Стандартная арбитражная оговорка звучит следующим образом: «Любое противоречие или требование, возникающее из(или) в связи с данным контрактом, будет решаться третейским судом в соответствии с Правилами международного арбитража Американской ассоциации третейских судов».

Основное внимание Американская ассоциация третейских судов уделяет третейскому решению споров, но по просьбе сторон, участвующих в споре, может организовать привлечение посредника или проведение согласительной процедуры. Из 80 000 ежегодно разбираемых дел около 800 имеют международный коммерческий характер.

Председателем в процессе обычно является один третейский судья, хотя бывают случаи, когда количество судей увеличивается до двух и даже до трех человек. В соответствии со ст. 2(3) Правил международного арбитража, сторона может «начать процесс третейского суда, сделав «заявление об иске», и в соответствии со ст. 3(1) противная сторона должна не позднее 30 дней представить «заявление ответчика».

Третейский суд может выбирать способ, в соответствии с которым он будет вести рассмотрение спора (ст. 16). Например, может применить промежуточные меры (судебный запрет), обеспечение оплаты издержек. Законы или правила суд применяет по своему усмотрению (ст. 28); кроме того, он имеет право требовать начисления пени как до, так и после вынесения решения.

Ассоциацией также разработаны:

  • 1) процедура посредничества при разборе жалоб;
  • 2) схема мини-судебного разрешения споров, по которой руководители предприятий — сторон в юридическом споре — встречаются в присутствии нейтрального консультанта и, выслушав мнения обеих сторон, пытаются сформулировать добровольное соглашение. Процедура состоит из 16 пунктов, изменяемых по желанию сторон.

Швеция

В Швеции активно работает Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce), рассматривающий, в том числе, и внешнеэкономические споры. Большая часть международных арбитражных разбирательств в Швеции проводится в соответствии с Регламентом этого института[3].

Впервые положения о третейском суде появились в шведском законодательстве еще в XIV в. и касались, в основном, исполнения арбитражных решений в судебном порядке. В XVII и XVIII столетиях были разработаны положения арбитражно-процессуального кодекса, а первый шведский закон об арбитраже появился в 1887 г. Сейчас действует закон 1999 г.

Длительная история развития арбитража привела к признанию зависимости, а также автономности третейского суда. Результаты арбитражного процесса могут быть оспорены только при нарушении процедуры, противоречии процедуры с договоренностью сторон, нарушении минимальных стандартов справедливости с точки зрения получения каждой из сторон возможности представлять свои интересы. Юрисдикция арбитражного суда является окончательной и исключительной по сути обсуждаемых вопросов.

На практике в Швеции большинство споров, связанных с ведением бизнеса, в случае невозможности достижения мирового соглашения, разрешаются в арбитражном суде. Включение арбитражных оговорок в тексты коммерческих договоров весьма распространено и составляет часть стандартной формы контракта. В большинстве таких случаев страна указывается как место проведения арбитражного разбирательства, когда обе стороны не являются шведскими компаниями. Довольно часто одна из сторон договора представляет собой государство или государственных орган, а другая — коммерческую компанию.

В соответствии с большинством контрактов как на судебный орган указывается на Арбитражный институт при Торговой палате Стокгольма. Может предусматриваться рассмотрение и арбитражем ad hoc.

Постоянно действующий Арбитражный институт при Торговой палате Стокгольма был создан в 1917 г. Коллегия Арбитражного института состоит из шести членов; все они являются юристами с обширным международным опытом работы. Выбираются из представителей различных юридических профессий: судей, практикующих юристов и корпоративных адвокатов. Основные процедурные решения принимаются коллегией суда.

Ежедневная деятельность этой организации осуществляется Секретариатом, возглавляемым Генеральным секретарем. В состав Секретариата входят помощник Генерального секретаря, два юридических советника и несколько ассистентов. Дела ведутся в двух подразделениях; во главе каждого из них стоит юридический советник.

Суд действует на основании Регламента Арбитражного института при Торговой палате Стокгольма, вступившего в действие в 1999 г., и Порядка ускоренного арбитражного разбирательства. В том же году Арбитражный институт при Торговой палате Стокгольма создал Институт посредничества, действующий на основе Регламента осуществления посредничества.

В указанных документах содержатся требования по обеспечению беспристрастности арбитров. Судья должен раскрывать информацию о том, кто обращается к нему в связи с возможным его назначением третейским судьей, а также о любых обстоятельствах, которые могут дать основания для обоснованных сомнений в его беспристрастности и независимости (например, семейные или деловые связи с одной из сторон спора).

Арбитражное разбирательство начинается с момента заполнения истцом обращения об арбитраже (аналог искового заявления), которое доводится судом до ответчика. В обращении и в отзыве ответчика стороны должны указать кандидатуру одного третейского судьи. В качестве третейского судьи можно называть любого человека, имеющего любое гражданство: при условии его беспристрастности и независимости. Третий арбитр назначается Арбитражным институтом при Торговой палате Стокгольма (ТПС) — за исключением случаев, когда стороны договорились иначе.

Стороны, участвующие в разбирательстве, и третейские судьи обладают значительной свободой в определении процедуры разбирательства. Решения суда основываются на применимом законодательстве, если стороны не договорились иначе. Регламент ТПС содержит положение о применимом законодательстве. В соответствии с документом, любое соотнесение с законодательством конкретной страны должно быть сформулировано в виде прямого указания на материальное право данной страны.

Решение, принятое в соответствии с Порядком ускоренного арбитража, должно быть вынесено не позднее чем через три месяца. Стороны здесь имеют право на подачу только двух письменных состязательных бумаг каждая, а слушание по делу проводится, если третейский судья сочтет это необходимым. Вознаграждение третейского судьи при использовании любой процедуры выплачивается в виде фиксированного гонорара, зависящего от суммы иска.

Институт посредничества Торговой палаты Стокгольма при использовании процедуры посредничества назначает, как правило, одного посредника. Посредник может быть назначен либо по согласию сторон, либо Институтом посредничества ТПС. Время проведения посреднического разбирательства ограничено двумя месяцами (если стороны не договорятся об иных сроках).

Зачастую используется и процедура посредничества-арбитража. После достижения соглашения об урегулировании спора стороны могут согласиться с назначением посредника в качестве третейского судьи, чтобы позволить ему подтвердить достигнутое соглашение арбитражным решением.

Австралия

Третейский суд применялся в Австралии с XVII в.: когда он появился в первых поселениях белых иммигрантов на основании английского Закона о третейском суде 1697 г. В конце XX столетия альтернативное разрешение споров стало внедряться в практику достаточно активно: в 1975 г. был создан Институт третейских судей Австралии, который стал центром профессиональной подготовки третейских судей; в 1982-м — Австралийский центр по коммерческим спорам, а в 1985-м — Австралийский центр международного коммерческого арбитража.

К 1990 г. все штаты Австралии приняли единые законы о коммерческом арбитраже. Кроме того, в 1991 г. Правительство Австралии приняло Закон о суде (посредничество и третейский суд), по которому Семейному суду и Федеральному суду Австралии дано право предлагать сторонам возможность привлекать для разрешения спора посредника и третейского судью[4]. В большинстве университетов Австралии в программу подготовки юристов включен курс по разрешению споров.

В разд. 51 Конституции Австралии указывается, что парламент праве вводить в действие законы, относящиеся к «согласительным процедурам и третейскому суду для предотвращения, а также урегулирования отраслевых споров, простирающихся за пределы одного штата».

В 1995 г. был создан National Alternative Dispute Resolution Advisory Council (NADRAC), проводящий в настоящее время консультации Федерального Генерального Поверенного по вопросам, относящимся к регулированию и к оценке процессов и процедур АРС. К профессиональным организациям АРС относятся: юристы — участники альтернативного разрешения споров, Австралийская ассоциация по разрешению споров, а также Австралийский институт третейских судей и посредников.

Третейское разбирательство широко применяется австралийскими гражданскими, а также арбитражными судами. Часто оно осуществляется с привлечением юристов или экспертов, имеющих опыт по вопросам, представляющим собой предмет спора. Деятельность третейского суда определяется законами о коммерческом арбитраже каждого штата или территории.

Наиболее широко альтернативное разрешение споров применяется в Австралии в семейном праве, где этот метод называется «первичное», а не «альтернативное разрешение споров», и где 95% вопросов решаются внесудебными средствами. Разработкой и внедрением АРС занимаются, в основном, Федеральный суд и арбитражные суды. Они больше внимания обращают на посредничество и согласительные процедуры, чем на такие методы, как оценка или третейский суд.

В 1987 г. Федеральный суд начал реализацию Программы ассистированного разрешения споров, опирающейся на привлечение к разрешению споров регистраторов суда в качестве посредников, а спустя 10 лет через эту программу прошли более 1 300 дел. Закон 1997 г. и Закон об изменении судебного законодательства наделили Федеральный суд правом передавать дела на решение через посредничество как с согласия, так и без согласия сторон.

Посредничество применяется также NNTT — National Native Title Tribunal, созданным в 1994 г. Оно включает принципиальные переговоры, в процессе которых формулируются варианты решения, и проводится с участием коренного населения, представителей правительственных органов, промышленности и других сторон, чьи права или с интересы могут быть связаны с правами и с интересами коренного населения. В период с 1994 по 1997 г. NNTT принял к рассмотрению 1 210 дел, в большинстве своем, являвшихся сложными многосторонними исками. Спецификой процедуры является то, что она должна учитывать культуру и обычаи аборигенов, быть неформальной.

Кроме того, в Австралии применяется согласительная процедура по искам, связанным с правами человека, и для разрешения споров между предприятиями, и для прекращения трудовых споров. Схемы разрешения споров созданы и финансируются, в основном, предприятиями конкретной отрасли (Омбудсмен отрасли телекоммуникаций, Служба работы с жалобами по страхованию жизни, Общая схема справочных услуг и работы с жалобами по страхованию, Австралийский омбудсмен в банковской отрасли).

Существует также разрешение споров через Интернет, где процесс посредничества обеспечивается в рамках Национального центра автоматизированных информационных исследований, занимающимся решением проблем, связанных с использованием Интернета. «Вёчуал Мэджистрейт» («Virtual Magistrate») занимается жалобами на нарушения в Интернете в отношении сообщений, объявлений и файлов, где, предположительно, нарушены авторские права или права на торговую марку, имеется незаконное использование секретной торговой информации, диффамация, злоупотребление, нечестная торговая практика, ненадлежащие (непристойные, порнографические и тому подобные) материалы, нарушение права неприкосновенности частной жизни и так далее.

В 1956 г. была создана Австралийская комиссия по согласительным процедурам и третейскому суду, которая, вместе с Промышленным судом Австралии, под эгидой федерального правительства стала заниматься спорами между предприятиями в частном секторе. В этой комиссии существует ряд советов, специализирующихся по тем вопросам, по которым необходимо привлечение третейского суда. Комиссия, как правило, осуществляет обычное урегулирование споров, касающихся вынесения или пересогласования решений.

Бразилия

В Бразилии 23 ноября 1996 г. вступил в силу Закон о третейском суде, положенный в основу для исполнения соглашений по разрешению возможных споров и расширяющий возможности признания, а также исполнения зарубежных арбитражных решений. До 1996 г. решения третейских судов в этой стране не признавались[5].

Такое положение сложилось исходя из того, что Бразилия являлась членом Панамской конвенции по Межамериканскому коммерческому арбитражу 1975 г., но не Нью-Йоркской конвенции по исполнению арбитражных решений 1958 г. Закон о третейском суде 1996 г. зафиксировал исполнение арбитражных решений, принятых в любой стране мира.

Национальный Закон о третейском суде опирается на Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже; он модифицирован с учетом культурных условий Бразилии. Закон этой страны применим как к национальным, так и к международным спорам в отношении прав собственности. Третейский суд должен состоять из нечетного числа третейских судей, а судебное решение о назначении третейского судьи может быть обжаловано. Срок подачи обжалования устанавливается при «первой возможности для стороны заявить о себе».

В Бразилии третейский суд начинается, когда все его члены примут свое назначение. Обе стороны должны быть согласны на разбирательство дела третейским судом. Законом устанавливается минимум обязательного содержания третейской оговорки. Третейский суд вправе применять принудительные или запретительные постановления.

В качестве принципов разбирательства дела называются беспристрастность, справедливое и равное отношение к обеим сторонам, а также свобода принятия решений третейскими судьями. Место разбирательства должно быть указано сторонами в «согласии» до официального формирования состава третейского суда. Если сторонами это сделано не было, место разбирательства определяет суд.

Стороны свободны в выборе применимого законодательства — при условии, что этот выбор не нарушает правила морали и общественный порядок в Бразилии — и могут согласиться на применение общих принципов закона, международных правил или торговой практики.

Третейский судья, не согласный с решением, вправе составить особое мнение, прилагаемое к решению суда. Так же, как и решение государственного суда, решение третейского допускает дополнения или толкования, которые должны быть даны не позднее пяти дней после получения документа. Третейскому суду отводятся 10 дней на выполнение требования стороны о дополнении или разъяснении.

Основанием для отмены решения третейского суда может быть недействительность «согласия», неправоспособность третейского судьи, несоблюдение формальных требований к решению и решение extra или infra petita. Решение третейского суда подлежит принудительному исполнению.

Китай

Применение альтернативных способов разрешения споров (АСР) имеет в Китае длительную культурную традицию. АСР применялось до Культурной революции и с начала 1980-х гг. вновь стало применяться при разрешении споров с использованием таких методов, как посредничество, согласительные процедуры, третейский суд и обычный суд.

Так, уже в 1986 г. в этой стране насчитывались 950 000 посреднических комитетов и 6 млн посредников, которые урегулировали более 7 млн споров (только в тот год), включая семейные, о наследстве, алиментах, долгах, жилье и земельных участках под застройкой, производстве и об управлении, об ущербе чести; экономические споры и некоторые мелкие уголовные дела[6].

Посредничество, обозначаемое в Китае словом «джаоджи», не обязательно соответствует западному пониманию этого термина. Существует много фактов, свидетельствующих о том, что в КНР посредник принуждает стороны согласиться с предлагаемым решением. Тем не менее, это очень популярный процесс. По оценкам специалистов, на каждый факт обращения в суд Народные комитеты посредников разрешают от 5 до 10 споров. Однако юридически обязательны только решения, в которых посредником является суд.

В Китае существуют три типа третейского суда: 1) внутренний и национальный третейский суд по экономическим контрактам, 2) зарубежный экономический и торговый третейский суд и 3) приморский третейский суд. Национальный третейский суд разрешает споры между юридическими лицами или между юридическими и физическими лицами. Приморский третейский суд действует в рамках Приморской комиссии по третейскому суду, созданной в 1959 г. и в основном занимающейся спорами, возникающими в различных аспектах отношений с использованием, спасанием морских и речных судов, а также с загрязнением моря.

Зарубежные экономические и торговые споры решает Китайская палата международной торговли. Она была создана в 1956 г. под названием «Комиссия по внешнеторговому экономическому и торговому арбитражу». Сейчас она действует согласно Правилам арбитража Китайской комиссии по международному экономическому и торговому арбитражу (далее — CIETAC, или Комиссия), вступивших в силу 10 мая 1998 г.

Комиссия осуществляет международный арбитраж. Так, в 1999 г. 123 комиссионера CIETAC из общего числа 428 чел. представляли 26 зарубежных стран, в том числе США, Италию, Нидерланды, Сингапур, Германию, Швейцарию, Великобританию, Францию, Канаду, Испанию, Бельгию, Австралию, Швецию, Республику Корею, Россию, Таиланд, Австрию, Нигерию и Японию. В Комиссии нет судей или третейских судей, perse, но есть председатель, несколько заместителей председателя и несколько сотрудников. Ежегодно здесь слушается около 800 споров.

В соответствии со ст. 2 Арбитражных правил CIETAC, Комиссия рассматривает международные и связанные с зарубежными сторонами споры, если:

  • — одна или обе стороны являются иностранцами;
  • — стороны являются иностранными юридическими лицами, не имеющими гражданства;
  • — объекты гражданских правовых отношений расположены на зарубежной территории; или юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие гражданские правовые отношения, имеют место вне территории НРК.

Комиссия также разрешает споры, относящиеся к Специальному административному району Гонконг, Макао или Району Тайвань, а также те вопросы, которые она уполномочена рассматривать, руководствуясь конкретными законами и нормативными актами Китая: например, все споры по ценным бумагам, возникающие в связи с арбитражным соглашением.

Арбитражная оговорка должна включать: заявление о намерении прибегнуть к третейскому суду; вопросы, которые будут решаться третейским судом; название соответствующей арбитражной комиссии.

CIETAC рекомендует включать следующую арбитражную статью: «Любой спор, возникающий из(или) в связи с настоящим контрактом, будет передаваться в Китайскую комиссию по международному экономическому и торговому арбитражу, которая будет действовать в соответствии с Арбитражными правилами Комиссии, применимыми на момент обращения в арбитраж. Решение третейского суда будет окончательным и обязательным для сторон».

Каждая сторона выбирает из представленного списка арбитра, и совместно они выбирают третьего. В случае если стороны не пришли к соглашению по кандидатуре третьего судьи, это решение оставляется на усмотрение председателя Комиссии. В соответствии со ст. 24 Арбитражных правил CIETAC, третий арбитр будет действовать в качестве пред седателя. Этот порядок применяется, если сумма иска не превышает 500 000 юаней, и такие споры рассматриваются по краткой процедуре.

При наличии в соглашении сторон арбитражной оговорки, когда одна из них желает обратиться в государственный суд, дело должно рассматриваться последним. Слушания в третейском суде осуществляются устно либо, по согласию сторон, на основании документов.

Западные теоретики и практики отмечают, что в НРК существует определенная трудность ведения дел и разрешения споров, так как они подвержены изменениям в политике китайского государства, и суды не всегда содействуют исполнению решений, принятых в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией об исполнении арбитражных решений 1957 г.

Кроме того, определенную сложность представляет вопрос о суверенитете Гонконга. После 1 июля 1997 г. Великобритания передала суверенитет над Гонконгом Китаю, что привело к возникновению двух систем и одной страны. Споры, относимые в Гонконге к международным, решаются в соответствии с Типовым законом ЮНСИТРАЛ (принят Гонконгом в 1990 г.), если стороны не договорятся об ином. В качестве места третейского суда определен Гонконгский международный центр, основанный в 1985 г. Внутренний третейский суд опирается на Декрет о третейском суде, базирующийся на английских законах о третейском суде 1950—1979 гг.

В Китае стороны могут также разрешить спор путем переговоров, имеющих определенную культурную специфику. Большинство контрактов с китайской стороной содержат статью о том, что в первую очередь конфликты должны решаться путем дружеских переговоров. Понятие «дружеские переговоры» означают, что существенное время и усилия будут затрачены на попытки прийти к соглашению с китайским партнером. Переговоры рассматриваются как признак хорошего вкуса в деловом этикете, и лишь в последний момент сторона может решить обратиться к посредничеству или согласительной процедуре по иску.

Франция

Переговоры и посредничество пока мало известны во Франции, хотя на уровне правительства уже делаются определенные шаги для внедрения этих методов[7]. Например, Национальная школа администрирования включает в учебную программу семинары по ведению переговоров, а Прави

тельство Франции заявило, что необходимо готовить агентов-посредников для борьбы против насилия.

Предпринимаются усилия по организации обучению АРС через семинары, используются электронные средства связи для совершенствования навыков ведения переговоров у населения с привлечением профессионалов со всего мира. Так, весной 1997 г. будущие менеджеры и юристы из Высшей школы управления ESSEC (ESSEC Graduate School of Management) принимали участие в тренировочных электронных переговорах с коллегами из Гарварда и Келлога. Эта организация использует инновационные методы преподавания переговорных навыков, а в качестве метода изучения международных переговоров проводит видеоконференции[8].

Напротив, третейское разбирательство применяется во Франции уже давно. В 1923 г. Международная торговая палата (International Chamber of Commerce — ICC), находящаяся в Париже, создала Международный третейский суд. С момента своего создания он провел около 10 000 заседаний. Ежегодно судьи Международного третейского суда ICC разбирают споры сторон, представляющих более сотни стран мира, которые характеризуются исключительным разнообразием условий (правовых, экономических, культурных или лингвистических).

В результате широкомасштабных консультаций, в которых участвовали многие страны, 1 января 1998 г. в Арбитражные правила ICC, действовавшие в течение 20 лет, были внесены изменения.

В рамках ICC арбитражное разбирательство осуществляет третейский суд, принимающий окончательное решение по существу спора. Международный третейский суд ICC собирается три или четыре раза в месяц. Он вправе контролировать третейские суды, действующие в соответствии с Арбитражными правилами ICC.

В соответствии с Арбитражными правилами ICC, сторонам рекомендуется включать в соглашение следующую оговорку: «Все споры, возникающие из(или) в связи с данным контрактом, будут окончательно урегулированы в соответствии с Арбитражными правилами Международной торговой палаты одним или несколькими третейскими судьями, назначенными в соответствии с указанными правилами».

Арбитражная оговорка, кроме того, должна содержать указание на применимое право, количество судей, а также на страну расположения третейского суда и на используемый язык.

Германия

В 1991 г. 10-й том Германского гражданского уложения (ГГУ) — основного законодательного документа по третейскому суду — был пересмотрен. До этого в силе оставались правила закона о германском частном третейском суде, действовавшем в Германии с 1877 г., значительно устаревшие уже к XIX столетию. Новый закон о третейском суде введен в действие с 1 января 1998 г.; он почти полностью соответствует Типовому закону ЮНСИТРАЛ. Закон разделен на 10 глав. Первые восемь глав практически буквально соответствуют восьми главам Типового закона. Девятая глава ГГУ содержит положения о процедурах третейского суда.

В разд. 1062 ГГУ включены положения о полномочиях суда на выполнение некоторых функций содействия и контроля над третейским судом, например: проверка компетенции третейского судьи, определение допустимости или недопустимости третейского суда, принятие третейским судом внутренних мер защиты или декларирование возможности принудительного исполнения решения.

Место проведения заседания определяется в арбитражной оговорке сторон; это может быть Высший региональный суд (Oberlandesgericht) или Высший региональный суд территории. Доказательства, а также иные судебные действия (раздел 1050) проводятся Местным судом (Amtsgericht). Решения суда оформляются постановлениями; как правило, они не могут быть обжалованы.

Закон о третейском суде устанавливает, что положения 10-го тома ГГУ применимы также к третейским судам, законно сформированным в соответствии с последней волей и завещанием или на иных основаниях, не базирующихся на договоре. В основном это касается третейского разбирательства потребительских споров.

В Германии действуют более 300 третейских судов или согласительных советов (Schlichtungsste lien), решающих разнообразные споры. Большинство согласительных советов занимаются потребительскими вопросами: банковскими, медицинскими нарушениями, страхованием, строительством и вопросами трудового права. С 1 января 2000 г. новый закон установил, что в отношении мелких денежных исков (до 500 немецких марок), конфликтов с соседями, а также обвинений в клевете необходима стадия досудебного урегулирования. В остальном согласительные процедуры юридически не обязательны и строятся на добровольном участии.

Соединенное королевство (Великобритания)

В Англии альтернативные государственному суду методы разрешения правовых конфликтов (АРС) применяются уже достаточно долгое время. Лондонский международный арбитражный суд ((London Court of International Arbitration — LCIA) создан в 1892 г. Он рассматривает споры, имеющие как национальный, так и международный характеры. Деятельность его осуществляется в соответствии с Правилами суда и Правилами ЮНСИТРАЛ.

Иные альтернативные методы получили распространение с 1980-х гг. С 1993-го они стали официально рекомендоваться сторонам судьями Коммерческого суда (подразделения Верховного суда, Канцлерского суда и Суда Королевской скамьи). В 1996 г. Коммерческий суд получил полномочия откладывать разбирательство на определенное время, чтобы обеспечить возможность сторонам обратиться к альтернативным методам разрешения конфликтов.

В последующем такое обращение стало для сторон обязательным. Так, в 1997 г. на разрешение с использованием АРС суд направил 67 споров, или 24% дел, а в 1998-м — 44 спора, или 19% дел. Как правило, такие дела рассматриваются с привлечением посредника, и конфликты успешно урегулируются почти в 90% случаев.

При направлении дела на АРС учитываются размер иска и стоимость его рассмотрения в рамках обычной судебной системы. Если расходы превышают цену иска, целесообразно постановление об АРС. По данным Центра разрешения споров, количество дел, при разбирательстве которых применялось посредничество, выросло с 192 в 1997 г. до 257 ед. — в 1999-м[9].

Посредничество также использовалось в Великобритании с целью разрешения споров, возникающих в Северной Ирландии. Посредниками выступали и профессионалы (группа «Квакерский дом», созданная в Белфасте в 1982 г.; Североирландская посредническая сеть,

образованная в 1991 г.), и непрофессионалы, которым доверяли люди, участвующие в конфликте.

Законодательство по третейским судам в Англии было пересмотрено после принятия Типового закона о Международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ («Типовой закон») в 1985 г. В 1996-м был принят новый британский Закон о третейском суде, который вступил в силу в 1997 г. Закон применяется как к национальному, так и к международному третейскому суду.

К третейскому суду обращаются как к промежуточному средству судебной защиты; он функционирует как отделение суда, предназначенного для уменьшения и для ограничения судебного вмешательства.

В 1999 г., по реформе лорда Вулфа, было введено более широкое применение АРС. Теперь суд имеет право приостановить процедуру до тех пор пока спор не будет разрешен с использованием альтернативных методов. В последующем проводится оценка материальных и временных издержек на разрешение спора. При необоснованном отказе от обращения к альтернативным способам разрешения к стороне могут быть применены санкции: например, в виде компенсации издержек.

Аргентина

В 1995 г. в Аргентине принят закон «О медиации и соглашении» (Закон Аргентины № 24.537 «О медиации и соглашении»; обнародован 25 октября того же года). Обязательная медиация установлена для большинства исков. Медиатор назначается после того как иск подается в аргентинский суд. Реестр медиаторов ведется министерством юстиции. Медиатором может быть лицо, имеющее юридическое образование и необходимую профессиональную подготовку (ст. 15 и 16). Он может быть отведен по тем же основаниям, что и судья в государственном суде.

Медиация должна быть осуществлена в течение 60 дней после извещения ответчика и соответствующих третьих лиц. Присутствие сторон на медиации обязательно: за неявку уплачивается штраф. Стороны также должен представлять юрист. Конфиденциальность медиации устанавливается особо.

Мировое соглашение, достигнутое в процессе медиации, подписывается медиатором, сторонами и их юристами; исполняется оно в судебном порядке как решение суда. При недостижении мирового соглашения сторонам выдается документ, разрешающий передачу иска в суд (ст. 12 и 14).

Оплата труда медиаторов осуществляется по тарифам, утвержденным министерством юстиции. При достижении мирового соглашения расходы на оплату гонорара медиатора распределяются между сторонами. В противном случае гонорар выплачивается из специального государственного фонда.

  • [1] Гризлей JJ. Дж. Альтернативное разрешение споров — канадский опыт. Тезисы доклада на конференции 29—30 мая 2000 г. Москва.
  • [2] Более подробно: Как рассматриваются коммерческие споры в США // Закон. 1995. № 6; Носырева Е. И. Предпосылки развития альтернативных средств разрешения правовых конфликтов: опыт США : в сб. Развитие альтернативных форм разрешения правовых конфликтов : учеб.-метод. пособие / под ред. М. В. Немы-тиной / Саратов, гос. академия права. Саратов. 1999. Ч. 1. С. 101—106. 2 Фалькович М. С. Альтернативные средства урегулирования споров в США // Хозяйство и право. 1998. № 1.
  • [3] Франке У. Международный коммерческий арбитраж — шведский опыт // Международная конференция «Альтернативные методы разрешения споров: посредничество и арбитраж». Москва, 29-30 мая 2000 г. М. : Изд-во Рос. фонда правовых реформ. 2000.
  • [4] Нельсон Р. М. Мировые достижения в области разрешения конфликтов // Международная конференция «Альтернативные методы разрешения споров: посредничество и арбитраж». Москва, 29—30 мая 2000 г. М.: Изд-во Рос. фонда правовых реформ. 2000. С. 43—80.
  • [5] Нельсон Р. М. Указ, доклад.
  • [6] Нельсон Р. М. Указ доклад.
  • [7] Тарасов В. Н. Арбитраж во Франции / Третейский суд. 2000. № 1.
  • [8] Желина П. А. Международный коммерческий арбитраж — французский опыт (Третейский суд МКС) // Международная конференция «Альтернативные методы разрешения споров: посредничество и арбитраж». Москва, 29—30 мая 2000 г. М. : Изд-во Рос. фонда правовых реформ. 2000. С. 225—234.
  • [9] Нельсон Р. М. Мировые достижения в области разрешения конфликтов // Международная конференция «Альтернативные методы разрешения споров: посредничество и арбитраж». Москва, 29-30 мая 2000 г. М. : Изд-во Рос. фонда правовых реформ, 2000. С. 43—80.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >