ВВЕДЕНИЕ

В процессе проведения аудиторской деятельности возникает необходимость автоматизации аудиторских процедур, поэтому при изучении дисциплины «Аудит с использованием информационных технологий» у будущих экономистов должен сформироваться кругозор в области информационных технологий, применяемых в аудиторской деятельности, а также они должны приобрести навыки и умения использования общих и специализированных компьютерных продуктов для сопровождения процесса аудита, непосредственного осуществления аудиторских процедур и подготовки принимаемых аудитором управленческих решений.

При проведении аудита многие специалисты сталкиваются с необходимостью проведения расчетов, проверки больших объемов информации и оформлением различных документов.

Предлагаемое учебное пособие позволит будущему пользователю программы AT-Audit легко использовать ее в будущем, так как в учебном пособии приведены теоретические и методические вопросы применения компьютерной программы при проведении аудиторской проверки.

Кроме использования данного программного продукта, обучающийся получает возможность изучить методику оформления различных документов в ходе проведения аудита, а также использования электронных таблиц в Excel.

Для освоения данной дисциплины рекомендуется ознакомиться с программными вопросами по каждой теме, литературными источниками, нормативными материалами, программным продуктом, а также решить практические задачи и оформить результаты каждого этапа работы.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программные системы: история возникновения

В настоящее время в России используются различные информационные ресурсы и технологии, которые применяются в той или иной сферах деятельности человека.

Не обошли стороной эти технологии и аудиторскую деятельность. На этапе становления аудита в России, в прошлом веке, автоматизированные технологии достаточно быстро получили признание среди аудиторов. Вначале они стали автоматизировать счетные и аналитические процедуры, а с появлением различных информационных баз, справочных систем автоматизированные технологии прочно вошли в повседневную работу аудиторов.

Создание первых систем автоматизации бухгалтерского учета позволило аудиторам начать разработку собственных программных продуктов, которые использовали базы данных бухгалтерских программ.

Как отмечает Г. А. Куликова, в начале 2000-х гг. в России был отмечен повышенный интерес к созданию методик и алгоритмов автоматизации аудита и сопутствующих ему услуг, были построены информационно-аналитические и математические модели систем автоматизации, описаны классы аудиторских задач [4].

Например, в учебном пособии В. И. Подольского, Н. С. Щербаковой, В. Л. Комиссарова, приведены нормативные акты, регулирующие использование информационных технологий в сфере аудита, обоснована необходимость создания автоматизированных систем в аудиторской деятельности [5].

Существующие программные продукты прошли небольшой, с исторической точки зрения путь, но они позволили перейти от ручного оформления рабочих документов и результатов работы аудитора к автоматизированному.

По мнению различных авторов, существующие программные продукты должны обеспечивать не только проведение анализа информации, отраженного в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, но и тестирование алгоритмов, используемых в автоматизированных программных комплексах бухгалтерского учета. Эти программы должны помочь аудитору в осуществлении контроля соответствия показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского, налогового учета и отчетности, которые формируются учетными работниками при обработке первичных документов.

В практической деятельности аудиторов могут использоваться различные программные продукты. Например, для подготовки документов применяются офисные программные продукты, для проверки нефинансовой информации и изучения действующих нормативных актов — справочно-правовые системы, а для проведения аудиторской проверки — специальное программное обеспечение.

Офисные программы обладают широкими возможностями: вычисление различных показателей, формирование рисунков и создание баз данных. Эти программы широко используются в аудиторской деятельности, как для создания различных документов, так и для отражения информации в различных таблицах и графиках. Наибольшее распространение среди офисных программ, позволяющих формировать табличный материал, получили MS Excel и Lotus 1-2-3.

Для анализа баз данных, которые были получены от внешних и внутренних источников информации, используется программный продукт MS Access. При помощи этой программы можно осуществлять выборочное исследование различных операций, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации.

Такие программные продукты, как MS Word, WordPad, «Блокнот», Lexicon, используются на всех этапах проведения аудита, так как позволяют сформировать рабочие бумаги аудитора, справки и документы. Эти программные продукты позволяют копировать различную информацию, переносить ее и добавлять в рабочие документы аудитора, а также дополнить их рисунками, аудиофайлами и т. п.

Применение различных программных продуктов упрощает работу аудитора, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание на изучении бухгалтерских операций аудируемого лица.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >