Шишкина Е.В. «Игра в этничность» (из опыта преподавания социологии журналистики)

Проблемы безопасности России занимают сегодня важное место в деятельности политологов, социологов, политиков, общественных деятелей и журналистов. В настоящее время ведущие российские социологи и политологи приходят к выводу, что основным противоречием российского общества остается разрыв между реальными объективными возможностями России, наличием мощного арсенала средств их воплощения в действительности и низким уровнем ее социального развития и качества жизни ее граждан [6, с.564]. Вопрос о национальной безопасности затрагивает самые разнообразные области общественного развития, он тем или иным образом соотносится с военной сферой, с внешнеполитической деятельностью, с экономикой и с различными социокультурными аспектами функционирования общества.

В Стратегии национальной безопасности РФ упоминается ряд понятий теории национальной безопасности, обсуждаемых, в том числе на данной конференции. Под национальной безопасностью здесь понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Угроза национальной безопасности - прямая или косвенная - возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства [9].

В научном сообществе под национальной безопасностью также понимается состояние нации, при котором совокупное действие внутренних и внешних вредных факторов не может значительно снизить качество ее жизни и не создает угрозу ее существованию. Таким образом, национальная безопасность представляет собой многоуровневую функциональную систему, в которой постоянно происходят процессы взаимодействия и противоборства интересов государства, общества и личности с угрозами (как внутренними, так и внешними) этим интересам [7, с.70].

Говоря об этнических аспектах национальной безопасности, исследователи рассматривают сложный комплекс вопросов, возникающих на пересечении двух крайне важных и чувствительных для общества и государства сфер: процессов этнополитического развития нации и стратегии обеспечения национальной безопасности, в том числе, - как глобализация активизирует этнополитическую составляющую всей проблематики и всех уровней безопасности: глобальной, региональной, национальной. В характеристике этнических аспектов национальной безопасности выделяют ее внутренние и внешние факторы. Традиционно сложилось понимание, что для любого государства внешние факторы обеспечения безопасности являются главным, однако, на наш взгляд, недооценивать внутренние факторы угрозы национальной безопасности России, не вполне целесообразно [8].

Одним из таких факторов является деятельность журналистов, связанная с процессом и результатами информирования общества. Очень важно уже в период обучения журналистов дать представление о различных аспектах их профессиональной деятельности. В частности, в курсе «Социология журналистики», читаемом студентам-журналистам, значительное внимание уделяется политико-правовой основе деятельности СМИ в контексте выполнения ими основной социальной функции - своевременное информирование граждан о процессах, происходящих в обществе. Студентам подчеркивается, что основная задача журналистики - своевременное и адекватное информирование через предоставление всем социальным субъектам (производителям и потребителям массовой информации) информационных ресурсов, «необходимых и достаточных» для верной ориентации в окружающем мире и принятия верных решений по всему спектру возникающих в жизни проблем.

На занятии, посвященном рассмотрению социальных функций журналистики, проблем функционирования журналистики в современном обществе, затрагиваются вопросы правового регулирования профессиональной деятельности журналиста. В контексте проблематики данной статьи внимание акцентируется на таких документах, как:

  • • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года,
  • • Доктрина информационной безопасности,
  • • Федеральные законы: «О средствах массовой информации», «О печати», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2].

В частности в ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорится, что ограничение доступа к информации устанавливается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На занятиях, посвященных особенностям социологического анализа печатной и аудиовизуальной информации, рассматриваются, в том числе, методы, позволяющие как самостоятельно (на семинарских занятиях), так и на основе исследований СМИ, проводимых различными социологическими службами (в том числе, материалы этносоциологических исследований прессы Института этнологии и антропологии РАН), выявить, насколько часто журналисты «играют в этничность», не задумываясь о последствиях транслирования негативных этнических стереотипов. Кроме того, студенты-журналисты знакомятся с материалами авторефератов диссертаций, посвященных изучению материалов прессы в контексте освещения этнической тематики [1; 3].

Опыт работы со студентами направления подготовки «Журналистика» свидетельствует о наличии у данной профессиональной группы особого стиля мышления, который формируется в период обучения в вузе. Наряду с позитивными составляющими этого стиля мышления, уже во время обучения проявляются и некоторые его негативные стороны. Речь идет о «небрежности» в подборе аргументационной базы в аналитической журналистике, об односторонности представления фактов в репортерской практике журналистов, зачастую увлеченность негативными красками информационной палитры.

В контексте рассматриваемой в статье проблематики на занятиях со студентами направления подготовки «Журналистика» активно используются наработки В.К. Мальковой [4; 5]. В ее учебном пособии по прикладной конфликтологии для журналистов приведены данные анализа использования этнической информации современными журналистами. На основе этих данных студенты могут самостоятельно осуществить анализ прессы на предмет выявления «качества» освещения этнической тематики в СМИ [5].

По данным В.К. Мальковой, в последние десятилетия через российские и мировые СМИ большим потоком в массовое сознание передается так называемая этническая информация. Основными ее маркерами являются упоминания этнонимов, межэтнического взаимодействия, информация об этнической экономике, о спорте и медицине, педагогике и других сферах общественной жизни. Она подчеркивает, что этническая информация, передаваемая СМИ, может не только интегрировать полиэтничное население, но и разъединять его, провоцируя массовые этнические обиды. Толерантное или конфликтное освещение этничности в СМИ -проблема актуальная как для науки, так и для практики. Именно поэтому в название данной статьи выносится такая проблема, как «игра в этничность».

Основные формы появления этнической информации в прессе, которые анализируются студентами-журналистами под руководством преподавателя :

  • • Сообщение фактов о жизни этносов, их культуре, экономике, политике;
  • • Этнические образы и стереотипы, как позитивные, так и негативные;
  • • Толерантная или конфликтная мифология о прошлом, настоящем и будущем этносов («нас», «их» и т.д.);
  • • Проблемы межэтнических отношений в регионах;
  • • Информация о межэтнических конфликтах;
  • • Этноконфессиональные проблемы;
  • • Проблемы этнического криминала;
  • • Толерантная или конфликтная лексика, содержащаяся в этнической информации, в том числе, в заголовках публикаций, которые даются в газетах.

• Изобразительные средства - рисунки, фотографии, карикатуры с этнической тематикой.

Информируя общество о процессах, происходящих в обществе, журналисту необходимо с особой осторожностью использовать в тексте этнические стереотипы, идеи, мифы, лексемы, особенно негативные. В ходе лекционных и семинарских занятий с будущими журналистами акцентируется внимание на амбивалентном потенциале этнической информации, помогающей читателям, слушателям и зрителям узнать о многообразии российского общества, обогатить свои знания и использовать позитивный опыт разных народов. Но этническая информация, поданная в определенном ракурсе, способна выполнять и деструктивную роль. Очень важно формировать у журналистов ответственное отношение, методически грамотный подход к способам подачи этнической информации. Освещая вопросы этнического характера, журналисты должны руководствоваться такими качествами, как профессионализм, гражданская и этическая позиция и ответственность каждого журналиста, освещающего в СМИ проблемы этничности. «Игра в этничность» весьма опасна и грозит разжиганием костров непонимания, стереотипизации сознания читателей.

Литература:

  • 1. Гакаев З.Ж. Этнические стереотипы в прессе: На примере освещения конфликта в Чечне: Авт.дисс...к.и.н. по спец. 07.00.07- Этнография, этнология и антропология. - М., 2003 // http://www.dissercat.com/content/etnicheskie-stereotipy-v-presse-na-primere-osveshcheniya-konflikta-v-chechne.
  • 2. Глобальная информатизация и безопасность России / Под общей редакцией профессора В.И. Добренькова. - М.: Изд-во Московского университета,
  • 2001.
  • 3. Камалов А. А. Национальная пресса Дагестана как важный фактор сохранения и развития культур и языков народов республики. Авт. дисс....к.филос.н. по спец. 10.01.10 // http://www.dissercat.com/content/natsionalnaya-pressa-dagestana-kak-vazhnyi-faktor-sokhraneniya-i-razvitiya-kultur-i-yazykov-#ixzz2Npj8m3LT
  • 4. Малькова В.К. Российская пресса и проблемы этнической толерантности и

конфликтности // Государственное бюджетное учреждение «Московский дом национальностей» //

http://mdn2011. web .belti.ru/cntnt/blocksleft/menu Jeft/nacionalny/publikacii2/stati/v k_malkova.html.

  • 5. Малькова В.К. Прикладная конфликтология для журналистов. - М.: Права человека, 2006.
  • 6. Осипов Г.В. Социология и общество.- М., 2007.
  • 7. Прохоренко И. Л. Национальная безопасность и баланс сил //Баланс сил в мировой политике: теория и практика. -М., 1993.
  • 8. Ратиев В.В. Информационные угрозы национальной безопасности России: источники и пути противодействия // Теория и практика общественного развития. - 2007. - №2(8). // http://www.teoria-practica.ru/-2-2007/sociology/ratiev.pdf.
  • 9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // http://www.zakonprost.rU/content/base/part/618811
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >