Предисловие

История образования и педагогической мысли представляет собой существенный пласт развития цивилизации, поскольку историко-педагогический процесс является неотъемлемой частью историко-культурного процесса. Истоки развития передовой педагогической мысли берут начало в философских трудах крупнейших мыслителей древности, в которых получили отражение их взгляды на воспитание человека, систему образования, востребованную в обществе. Традиционно носителями передовых педагогических идей выступали самые просвещенные люди - мыслители, ученые, общественные деятели. Знакомство с теориями представителей разных исторических эпох, разных стран и народов позволяет уяснить ход и особенности развития процессов в сфере воспитания и образования на различных этапах развития цивилизации.

Издание «История педагогики в лицах» представляет собой собрание педагогических очерков, посвященных известным зарубежным и отечественным просветителям, деятелям образования, педагогам. Книга состоит из четырех глав. Первая посвящена зарубежным мыслителям, вторая — славянским просветителям, третья — деятелям образования дореволюционной эпохи, четвертая — педагогам советского периода. В предлагаемых очерках содержатся краткие биографические сведения о просветителях и педагогах, внесших значительный вклад в развитие педагогической мысли и образования в различные эпохи, и дается краткий анализ педагогической концепции (системы), предложенной тем или иным педагогом, деятелем просвещения, мыслителем.

Материал ориентирован на студентов педагогических специальностей. Его целесообразно использовать в учебном процессе вуза для более сознательного осмысления и восприятия услышанного на лекциях, при подготовке сообщений и докладов к семинарским занятиям, а также в процессе подготовки к курсовому экзамену по истории педагогики. Предлагаемая информация может быть полезна аспирантам и соискателям при сдаче кандидатского экзамена по педагогике, слушателям системы повышения квалификации.

Зарубежные просветители, мыслители, общественные деятели, педагоги

КОНФУЦИЙ (КУН-ЦЗЫ) (ок. 551 —479 до н.э.)

Китайский мыслитель и педагог. Родился в семье воина из знатного княжеского рода. Уже в раннем детстве отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение шести умений: выполнять ритуалы, слушать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, писать, считать.

Конфуций обладал необыкновенными способностями к обучению. Он читал и легко усваивал знания, изложенные в классических книгах той эпохи. Впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». По окончании школы Конфуций, единственный из всех учащихся, сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. Благодаря своей должности молодой человек получил возможность встречаться и беседовать с учеными людьми. Позже ему разрешили посещать дворцовые архивы, где хранились книги и ценные реликвии, сохранившиеся со времен древних правителей.

После того как Конфуций проработал несколько лет на государственной службе, к его мнению стали прислушиваться. Уже тогда у него появились первые ученики. Своих последователей он обучал не наукам в привычном понимании этого слова, а «пяти добродетелям»: человеколюбию, справедливости, ритуалу, здравому смыслу и искренности. Конфуций брал к себе в ученики и просто людинов, которые никогда не сумели бы попасть на государственную службу. В то время получить место, не имея образования, было невозможно.

В 30 лет Конфуций открыл первую в Китае частную школу, основанную на традиционных учениях. Здесь учили познавать законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому просвещал их в различных областях знания. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».

Слава о нем распространилась далеко за пределы царства. Всеобщее признание его ума помогло ему занять пост министра правосудия — самую ответственную должность в стране. Он сделал для своей страны так много, что правители соседних государств стали опасаться царства, успешно развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Китая перестал внимать советам Конфуция. Тогда мыслитель покинул свой пост и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей безразличия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника». Его путешествие продлилось 14 лет. Вскоре после возвращения на родину Конфуций умер. Свою смерть он предсказал ученикам.

Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.

В 30 лет — я обрел прочную основу.

В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.

В 50 лет — я познал волю Неба.

В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.

В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Педагогические взгляды Конфуция нашли широкое отражение в классической книге «Беседы и суждения», которая содержит запись его бесед с учениками. Начиная со II в. до н.э. учащиеся зау чивали эту книгу наизусть. О большом значении, которое придавалось в Китае обучению, свидетельствуют следующие изречения этой книги: «Учиться без пресыщения, просвещать без устали», «Если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?»

Методика преподавания в школе Конфуция основывалась на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. Его дидактические идеи подробно изложены в трактате «Книга обрядов», созданном последователями знаменитого китайского мыслителя. Основу педагогического учения Конфуция составила его трактовка вопросов этики и морали, управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование личности, полагая, что правильное воспитание — непременное условие процветания государства. Философ одним из первых отметил роль природных задатков человека, полагая, что от рождения они у разных людей различные. Согласно задаткам он различал «сынов неба» — людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут быть «правителями»; «благородных мужей» — людей, которые, несмотря на ограниченные природные возможности, пришли к знаниям посредством учения и должны стать «опорой государства»; и, наконец, «чернь» — людей, не способных к трудному процессу постижения знаний. Разработанная им программа обучения предполагала две ступени: изучение шести искусств (письма, арифметики, морали, музыки, стрельбы из лука, управления колесницей) и четырех наук (добродетели, политики, управления, литературы и языка).

Конфуций остается самой значительной фигурой в духовной истории Китая. Он был объявлен величайшим из мудрецов, «учителем 10 тысяч поколений», а конфуцианство на две тысячи лет определило систему обучения в китайской школе.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >