Первые халифы и раннее развитие ислама

Праведные халифы

Распространение ислама после кончины Пророка

Походы против Персии

  • 5.4 Походы в Сирию и Палестину
  • 5.5 Покорение Египта
  • 5.6 Северная Африка
  • 5.7. Наступление на Испанию
  • 5.8 Восточные территории
  • 5.9 Династия Омейядов
  • 5.10 Вклад ислама в мировую культурную сокровищницу.

Цели изучения темы', первые четыре праведных халифа - величайшие фигуры в исламе после Пророка. Они следовали за Пророком и, после его кончины, продолжили его миссию. Несмотря на трудности, достижения этих великих исторических личностей остаются уникальными.

Эта тема также освещает вопрос распространения ислама в первые два столетия по летоисчислению хиджры. Она рассматривает военные аспекты, в первую очередь то, как огромные территории оказалась под контролем мусульман. Кроме того, проясняется некоторые вопросы связанные с феноменом глобального распространения ислама в эпоху раннего средневековья, что происходило не только и не столько мечом и огнем, а благодаря тому что покоренные народы нашли в исламе веру, отвечающую их духовным и материальным потребностям.

5.1 Праведные халифы.

Гиббон утверждает:

«Смелость Абу Бакра, Умара и Усмана была испытана преследованиями и войнами эпохи Пророка; уверенность в обещанном рае научила их пренебрегать удовольствиями и опасностями бренного мира. Они взошли на престол в священную или зрелую эпоху и считали заботу о религии и справедливость самыми главными обязанностями правителя. За исключением участия Умара в осаде Иерусалима, их самыми долгими походами были частые паломничества в Мекку и Медину, они спокойно воспринимали известия о победах во время молитвы или проповеди... Аскетичные и простые ценности жизни были последствием добродетели или привычки, и гордость их простоты оскорбляла тщеславное 228

великолепие царей этого мира».

Также высоко Гиббон отзывался об Али:

«Ни один из новообращенных не смог превзойти Али в усердии и добродетелях. В нем соединились качества поэта, воина и праведника, его мудрость дышит в каждом слове его высказываний на тему религии и морали, и любой противник, в схватках ли на мечах или в устной баталии, проигрывал его бесстрашию и красноречию. С первой минуты своей миссии и до последнего обряда похорон Пророка никогда не покидал его великодушный друг, которого он с удовольствием называл своим братом»[1]

Ислам и их миссия на земле были главным для четырех праведных халифов и все их могущество, власть и состояние служило этому. Абу Бакр(халиф в 632-634 гг.) жил в патриархальной простоте и первые шесть месяцев своего короткого правления он ездил из аль-Сунхы(где он жил в скромном жилище со своей женой Хабибой) в столицу Медину и не получал жалованья, поскольку у государства тогда не было никакого дохода. Он приказал своей дочери Аише вести учет своему состоянию, чтобы было видно, разбогател ли он или обеднел на службе у государства. Он посчитал справедливым для себя жалованье в три золотые монеты и услуги одного верблюда и чернокожего невольника, но по пятницам он раздавал излишки своего имущества и общественные деньги, в первую очередь, самым достойным и затем самым нуждающимся из мусульман. Остатки его состояния -грубая одежда и пять золотых монет - были доставлены его преемнику, который с горестным вздохом признал свою несостоятельность быть равным такой личности.

Человечность халифов была безграничной как в мирное время так и во время войны. Халиф Абу Бакр отправил послание арабским племенам. Оно гласило: «Именем Всевышнего, Милостивого и Милосердного. Милостивого ко всем истинно верующим. Да ниспошлет Аллах вам здоровье, счастье, да будет Он милостив к вам и благословит вас. Хвала Всевышнему Аллаху, и благословление Его Пророку Мухаммаду. Довожу до вас, что я планирую отправить верующих в Сирию, чтобы освободить ее из рук неверных. И вам следует знать, что, сражаясь за религию, вы выражаете свою покорность Всевышнему.»

«Помните, заявил преемник Пророка, - что вы всегда находитесь под оком Всевышнего, всегда на краю смерти, неизбежен суд над вами, и есть надежда стать обитателем Рая. Избегайте несправедливости и угнетения. Советуйтесь друг с другом, учитесь хранить любовь и уверенность своих войск. Сражаясь во имя своего Господа, ведите себя как мужчины, не отступайте, но не запятнайте свою победу кровью женщин и детей. Не ломайте пальмовые деревья, не сжигайте поля с посевами. Не вырубайте фруктовые деревья, не причиняйте вред скоту, только если вы хотите поесть. Вступая в соглашение или заключая договор, придерживайтесь его. Продвигаясь вперед, вы увидите религиозных людей, живущих в отдаленных монастырях и служащих таким образом Богу, не нарушайте их покой, не убивайте их и не разрушайте монастыри...» [2]

Вскоре после победы при Аджнадайне, халиф Абу Бакр скончался в возрасте шестидесяти трех лет и был похоронен рядом с Пророком Мухаммадом. Джарир Му’авия сказал: «Посланник Аллаха покинул в возрасте шестидесяти трех лет; Умар суждено было погибнуть в возрасте шестидесяти трех лет, и Абу Бакр умер в возрасте шестидесяти трех лет.»

Перед своей кончиной Абу Бакр увещевал:

«Возвращайте то, что мы получаем от денег мусульман. Мне не надо ничего из этого богатства. Моя земля и это место дана мусульманам как компенсация за то, что я получил из их денег. Он передал эти слова Умару вместе с верблюдицей, невольником и одеяние стоимостью пять дирхамов» Умар ответил: «Он создал сложности для всех кто будет(халифом) после него»

Последними словами Абу Бакра были:

«Господи, прими меня мусульманином и отправь к праведникам»

После Абу Бакра халифом стал Умар ибн аль-Хаттаб(634-644), другой тесть Пророка(благодаря женитьбе на Хафсе, дочери Мухаммада), с дополнительным титулом Амир аль-Му’минин, что означает «Правитель Верующих». Незадолго до смерти Абу Бакр вызывал поодиночке ведущих сподвижников, одним из которых был Усман ибн Аффан(впоследствии ставший третьим халифом). Абу Бакр сказал: «О, Абу Абдулла! Расскажи мне об Умаре».

Усман ответил: «Ты знаешь о нем больше чем я».

Абу Бакр сказал: «Позволь мне это решить, О, Абу Абдулла».

Усман сказал: «О Аллах! То, что я знаю о нем так это, то, что он делает в одиночку лучше чем то, что он делает прилюдно, и нет среди нас равного ему».

Абу Бакр сказал: «Да будет Аллах милостив к тебе, О, Абу Абдулла! Не упоминай того, о чем мы с тобой говорили».

Усман ответил: «Я сделаю, как ты скажешь»[3]

После назначения Умара наследником, Абу Бакру нанес визит Талха б. Убайдулла, заявивший следующее: «Ты назначил Умара своим наследником хотя видел как он обращается с людьми даже в твоем присутствии? Что же будет, когда он останется один на один с людьми после твоего ухода, и после того, как Всевышний спросит тебя о тех, за кого ты отвечал?»

Абу Бакр, лежавший до его прихода, сказал: «Поднимите меня» и ему помогли встать. И тогда он ответил Талхе: «Воля ли это Всевышнего, что ты пытаешься меня испугать? Когда я предстану перед Всевышним, и если он спросит меня, то я отвечу: Я оставил лучшего из Твоих людей ответственным за Твоих 235 людей».

Умар принадлежал к политически невлиятельному роду Ади ибн Каба, но он был человеком решительным, с обостренным чувством долга и поразительным талантом к управлению. Восхождение Умара к престолу халифата оказалось бесценным для ислама. За десять лет его правления(с 634 по 644 г.г.) расширяющейся в границах державой он оставался человеком искренних религиозных убеждений, глубокой личной скромности и крайней простоты и компенсировал недостаток опыта в государственном управлении мудрыми поступками в отношении людей и событий, а также политической прозорливостью. Он заложил основы того, что потом станет классическим исламским государством, славное десятилетие его правления было началом обширной экспансии этого государства, продолженного Омейядами(661-750 гг.). За десять лет его правления,

мусульмане создали новую империю, и хотя он присмирил византийских и персидских правителей, он по-прежнему оставался праведным, простым и сострадающим. Военнопленные, попавшие в Медину, ожидали увидеть дворцы и имперский блеск подобно тому, что они лицезрели в Константинополе и Стезифоне. Но вместо этого на яркой, пыльной площади небольшого кирпичного городка, они увидели кружок арабов сидящих на земле. Один из них, высокий худой мужчина, босоногий в грубом шерстяном одеянии, оказался самым могущественным правителем на тот момент земле. Он имел, как мы уже сказали, одну рубаху и одну накидку, причем обе они были покрыты заплатками. Он спал на лежанке из пальмовых листьев, и не было у него большей заботы, чем сохранение чистоты вероучения, поддержание справедливости, влияния и безопасности ислама. Посланец, доставивший новости о победах мусульман, привез халифу Умару два сундука драгоценных камней из сокровищницы Великого Короля. Поскольку в Медине не было сокровищницы и даже охраняемой комнаты, то сундуки оставили на ночь в доме халифа. Но старик был обеспокоен присутствием такого богатства у себя. Накопление богатств, как он полагал, указывало на недостаток веры в способность Всевышнего прокормить человека. Утром он вызвал посланника и приказал ему забрать сундуки, продать их содержимое раздать вырученную сумму воинам.

Завоевание чужих территорий было новым опытом для мусульман, и перед халифом встал важный вопрос какими принципами руководствоваться в управление новыми землями. Он вынужден был высказаться по многим вопросам возникшими перед ним в первый раз и его новые решения стали прецедентом для последующих халифов. Халиф Умар признан главным создателем мусульманской системы управления, заложившей действующий принцип, что арабы не могут становиться собственниками захваченной собственности на покоренных территориях. При этой системе, военачальник, покоривший новую территорию становился ее правителем, но большинство чиновников в покоренных землях сохраняли за собой право на свои прежние посты. Мусульмане оставались в крупных городах и обеспечивали военные гарнизоны, но гражданское управление, по большей части, оставалось в руках местных вождей.

Покоренные территории были разделены на небольшие провинции, так что их ресурсы могли развиваться самостоятельно под управлением соответствующих правителей, назначаемых халифом. Но он сохранил прежнее административно-территориальное деление, деньги и способы гражданского управления, мусульманские законы доминировали везде, но только для мусульман. К немусульманам обращались в соответствии с их законами и у них оставались свои религиозные лидеры, ответственные за сбор с общин и уплату налогов правительству. Мусульманский историк 9-го века аль-Баладхури(ум.892) говорит о том, что халиф Омар назначил судей в Дамаске и в Иордании, а другого в Химсе и Киннасрине, что делает его первым халифом утвердившим институт судопроизводства.[4]

Халиф Умар установил высокоразвитую систему налогообложения, в которой государственная казна пополнялась посредством разных форм налогов, включая подушевую и налоги на землю и составил реестр лиц для которых назначались государственные пенсии. Он включил туда родственников пророка Мухаммада, служивших на пути ислама и солдат с женами и детьми. Таким образом, он установил, впервые, принцип поддержки этой категории людей со стороны государства. Также солдатам полагалось денежное содержание из государственной казны, чтобы они могли посвятить все свое время военной подготовке, что было невозможным в те времена, когда их вознаграждением была доля в завоеванной добыче.

Чувство справедливости никогда не покидало халифа Умара, адресовавшего следующие слова правителю Басры: «Люди испытывают отвращение к своим правителям, незаметно и нежданно или имея ненависть к нам, но я верю Всевышнему, что это не касается нас с тобой. Следи за исполнением закона, -хотя бы один час в день. И если пересекутся между собой два дела - божественое и земное, - отдай предпочтение первому. Этот мир исчезнет, а другой останется. Наводи ужас на поступающих неправедно: руби их на части. Навещай больных из мусульман, посещай их похороны, открой свои двери для них, обращай внимание на их дела, так как ты всего лишь один из них, за исключением того, что Господь возложил на тебя тяжелейшую ношу.»

Умара сменил шестидесятилетний Усман ибн Аффан(халиф в 644 -56 гг.), зять Пророка(путем женитьбы на Рукайе). Усман, бывший богатый торговцем, принял ислам на раннем этапе миссии Пророка. Его обращение в ислам, как первого человека высокого социального положения, стало сенсацией в Мекке и укрепило моральный дух обратившихся в эту религию.

Первые годы его правления прошли в расширении территорий халифата начатого Умаром. Огромные территории попали под власть мусульман во время правления Усмана, включая полное завоевание Ирана, Азербайджана и части

Армении. Усман был очень благочестивым и глубокомысленым старцем. В 650-652 гг. он создал комиссию для копирования текста Священного Корана из свитка подготовленного в период правления первого халифа Абу Бакра и бережно хранимого у него. Усман приказал сделать некоторое количество копий и разослать в во все части исламского мира в качестве официальной копии Корана, и этот текст признается во всем исламском мире в течение уже 14 столетий как оригинальный текст Корана ниспосланный пророку Мухаммаду.

В 656 году начались мятежи против мусульман. Хотя халиф и был правителем обширнейших земель, он по прежнему вел очень простую жизнь без личной охраны, будучи легкодоступны для всех приходящих. Даже после убийства Умара рабом-немусульманином, не посчитали необходимым назначить охранников для защиты халифа. 17 июня того же года старый халиф был убит в своем доме во время чтения Корана, который лежал у него на бедрах.

Али взошел на престол в 656 году. Он был племянником Пророка и его зятем(путем женитьбы на Фатиме, дочери пророка). Али принял ислам в возрасте десяти лет. В молодости он принял участие во многих славных битвах: при Бадре, У худе и Хайбаре и показал незаурядную смелость на пути служения исламу.

Мятежи продолжились при Али, и он был убит 661 году.

Несмотря на убийства халифов, во время их правления и в следующие столетия до 750 года ислам распространился на обширнейших территориях.

5.2Распространение ислама после Пророка:

До военного наступления арабов в седьмом веке две державы, граничащие с арабскими землями были Византийския и Персидския империи, где официальное духовенство была вовлечено в активное преследование и, следовательно, отторжение больших групп населения. Однако, в то время арабы были настолько слабы, что ни Персидская ни Византийская империи не строили никаких защитных сооружений для защиты от арабов. Чтобы избежать набегов со стороны этих племен пустыни, тем не менее, обе империи посадили две арабские династии на престол. В восточной Сирии и Дамаске правила династия Бени Гассана, - ее глава имел титул римского патриция. На нижнем Евфрате Арабские Лахмиды были вассалами Великого царя. Эти две династии все свое время тратили на междоусобные войны. Эта система династий-сателлитов, охраняющих фланги обеих великих империй, была разрушена по любопытному совпадению за несколько лет до наступления мусульман.

Вскоре началось наступление в правление второго халифа Умара(634-644 гг.) затем продолжилось при Омейядах и остановилось при Аббасидах в 750 году.

Прошел век, в течение которого мусульмане отторгли из под власти двух империй саму Персию, Сирию, Палестину, Египет и Северную Африку. В 711 году Они достигли Иберийского полуострова, который захватили в 714 году. Дальнейшие успехи на востоке означали, что к наступлению эпохи Аббасидов в 750 году исламская империя растянулась от современной Испании до Китая. Христианство навеки было изгнано из Палестины, из Малой Азии, из Египта(откуда произошла великая доктрина тринитарианского православия), из Картажа откуда это учение распространилось в Европе. Сопротивление оказывал лишь Константинополь даже после того как в 670 году мусульмане, переплывшие Дарданеллы, его осадили. Однако, в 677 году они прекратили свои бесплодные попытки захватить его стены.

5.3 Походы против Персии.

Халид ибн аль-Валид отправился в Сирию с половиной лучших мусульманских воинов и оставил тылы незащищенными. Аль-Мусанна прибыл в Медину с просьбой о помощи и халиф Абу Бакр на своем смертном одре(634г.) приказал собирать новое войско, чтобы отправить его на восточный фронт против Персии. Его преемник, халиф Умар, выполнил этот приказ, собрав новобранцев.

Новый персидский правитель Яздигирд назначил Рустума командующим армии против мусульман. Рустум начал с того, что отправил переговорщиков в города, заключившие мирный договор с мусульманами, призывая их нарушить соглашение.

Вскоре две армии встретились неподалеку от Хиры. Там состоялась битва при Мосте, закончившаяся гибелью многих тысяч мусульман. Остаток армии под командованием аль-Мусанны отступил. Вскоре прибыло подкрепление из Медины. Через месяц две армии вновь встретились лицом к лицу при аль-Бувейе(между Куфой и Наджафом) на западном берегу реки Евфрат. Персы оказались в том же положении, что и арабы в предыдущей битве. Мост был захвачен аль-Мусанной. Не имея возможности отступить, персидская армия была разгромлена. Мусульмане вновь взяли в свои руки аль-Анбар и Айн аль-Тамр, приблизившись к Хире, они захватили ее и проникли вглубь долины между двумя реками. Вскоре они оказались перед воротами аль-Мадаина.

Через месяц после победы Аль-Мусанна скончался от ран, полученных при Бувейе.

Халиф Умар назначил близкого к Пророку сподвижника командующим восточным фронтом боевых действий. Это был Сад ибн Аби Ваккас, ветеран сражения при Бадре, которому на то время было уже сорок лет. Его отправили с пятитысячной армией и с обещанием прислать подмогу попозже. Мусульмане были подвижными и легкими на подъем, поскольку не носили тяжелых доспехов. Персы, наоборот, были отягощены тяжелым вооружением и доспехами. Они привели на битву тридцать три слона с целью отправить их первыми в атаку. Яздигирд, царь Персии, приказал Рустуму не медлить и атаковать армию мусульман. Рустум отдал приказ, и его армия пересекла Кадисию в пустыне в сорока пяти милях от Евфрата. Сражение состоялось там весной 15 г.х./637 г. Мусульмане одержали победу и преследовали противника до и после Мадаина(города близнецы Селевкия и Стезифон на двух берегах Тигра). Хотя халиф предостерег Сада от дальнейшего продвижения вглубь территории Персии, тем не менее, мусульмане продолжили свое наступление. Схватка при Джалале, на севере и при Мосуле довершили разгром персидского войска. Последнее крупное сражение состоялось в Нихаванде(древняя Эбатана), - и остатки персидской армии были окончательно разгромлены. Худжистан, Элам, Парс и Персеполис пали в 28 г.х. /649-650 гг. Хурасан, Макран и Балучистан(все они находятся в современной Центральной и Южной Азии) были также покорены. Яздигурд пал от рук собственного военачальника в Мерве в 651 году.

Нет более яркого свидетельства, демонстрирующего боевой дух мусульман, двигавшего ими в этих сражениях, чем разговор между Рустумом, командующим армией персов и аль-Мугиром ибн Шубаном, представителем мусульман, переданный историком аль-Баладхури(ум.892). Без каких либо церемоний аль-Мугира заехал верхом на коне в зал покрытый коврами и попытался сесть рядом с Рустумом. Когда ему не дали этого сделать, он остался стоять возле своего коня. Поскольку, по его мнению, арабские племена вступили в эту войну по причине бедности и недостатка еды, Рустум предложил от имени персов дать им богатств и много еды при условии, что они покинут эти земли. Аль-Мугира ответил: «Мы здесь не из-за еды или богатств, а для того чтобы отучить ваших людей от обожествления человека и научить поклоняться единому Богу. Наши воины в такой же степени желают отдать свои жизни ради этой цели, как твои воины желают сохранить свои. Я призываю вас к исламу. И если вы примете это предложение, то вы одни из нас. Если нет, то я предлагаю мир от имени ислама и прошу вас платить джизью. А если вы не примете наши предложения, то тогда -война».

  • [1] Е. Gibbon: The Decline and Fall; op.cit; vol.5; p.399. 2 Там же.с. 381
  • [2] Э.Гиббон Закат и падение Римской империи стр. 415-7. 2 История АтТабари с .139 3 Там же стр. 153 4 Там же стр. 138
  • [3] Там же стр. 146 2 H.U. Rahman: A Chronology of Islamic History: 570-1000 CE; Mansell Publishing Limited; London; 1989; p.21
  • [4] Al-Baladhuri: Kitab Futuh al-Buldan; Ed de Goeje, Brill, 1866; tr. English of P.K. Hitti, and German tr. of Rescher, 2 vol. p.217(Hitti). 2 Ibn Qutaiba: Uyun al-ahbar, ed. C. Brocklemann; Berlin and Strasburg. 1900-1908, p.28
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >