О монашестве

Знакомясь с жизнью Николаевского Малицкого монастыря, поражаешься, как быстро меняется его облик, строятся новые здания, возрождаются подворья. Помимо этого игумен Борис ведет большую работу по возвращению земель Желтикова монастыря, чтобы начать и его восстановление. Кажется, что работает многочисленная команда профессиональных строителей и организаторов. При этом в монастыре кроме настоятеля всего несколько монахов и послушников. И те же 24 часа в сутках.

- Отец Борис, как вы все успеваете? - спрашиваем настоятеля.

Он улыбается:

- С Божией помощью.

Когда видишь, как воплощаются в жизнь все замыслы, понимаешь, что здесь не обходится без незримой помощи небесных покровителей монашества, этого нелегкого, но очень важного духовного пути человека, пройти который по силам далеко не каждому.

Отец Борис на просьбу рассказать о себе отвечает немногословно:

- Родился в 1976 году в Москве. Окончил обычную школу. Семья была нецерковная, о Боге никогда не говорили. Отец работал на заводе, мама - в проектном институте. Однажды в детстве, гостя у родителей отца, я увидел, как бабушка крестится. На мой вопрос, что она делает, она ответила: «Мы, старые люди, верующие, а вам этого знать не надо». Вот так. В двенадцатилетнем возрасте у меня появился большой интерес к вере. Пробудила его книга Карамзина «История государства Российского».

Отец Борис рассказал, что в то время было очень сложно найти книги о вере, если они и продавались, то стоили дорого. Денег у родителей не спросить - они бы не поняли. И он подумал тогда: вот если

Настоятель обители игумен Борис (Тулупов)

бы пойти в монастырь, то, наверное, там много таких книг, и, если стать монахом, то можно вдоволь их читать. Это была первая мысль о монашестве, связанная с желанием чтения духовной литературы.

Потом это желание укрепилось. В 1991 году рядом со школой открылся храм Бориса и Глеба, где подросток с первых дней начал помогать во всем: сначала мусор убирал после строителей, потом богослужение выучил и стал алтарником. Таким образом, к концу обучения в школе у юноши сформировалось твердое желание монашества. Он получил благословение на постриг у старца Адриана (Кирсанова) из Псково-Печерского монастыря.

После школы по благословению духовника приехал в Тверь. Вскоре поступил в православный Свято-Тихоновский гуманитарный институт. На втором курсе был пострижен в монашество и сразу же рукоположен в иеродиаконы. Пять лет служил в разных тверских храмах. В 2000 году был рукоположен во иеромонаха, служил в тверском Воскресенском кафедральном соборе, потом в церкви Белая Троица. Был назначен экономом архиерейского дома. С 2008 года - настоятель Николо-Малицкого монастыря. За это время и в его семье, в прошлом атеистической, постепенно изменилось отношение к вере. Кто не был крещен, те крестились, постепенно начали молитвы читать, интересоваться духовной литературой. Мы спросили отца Бориса, почему люди выбирают монашеский путь.

Вот что он ответил:

- Это таинственно происходит. У всех по-разному. Есть три причины, по которым люди приходят к Богу. Первая - по множеству грехов, когда, совершив много ошибок, люди хотят исправиться. Вторая - ради награды, ради Царства Небесного, чтобы заработать, заслужить его. И третья причина - самая совершенная - по любви к Богу. Когда человек становится монахом не ради того, чтобы грехи отмолить или получить что-то, а просто для того, чтобы быть с Богом. Эти причины соответствуют отношению человека к Богу. Первое отношение - рабское, когда человек служит Богу, как раб господину. Второе отношение - наемническое, когда человек служит Богу, чтобы от Бога что-то получить. И третье отношение - самое совершенное и самое правильное - это сыновние отношения, когда человек служит Богу, как сын отцу, и не для того, чтобы что-то получить, и не из-за страха, а по любви. Это самое бескорыстное и самое совершенное служение. И бывает, что все три мотива находятся в душе человека, но один какой-то доминирует. Или человек проходит через них - сначала боится, потом чего-то ждет, а затем, по мере очищения сердца, он стремится к Богу как к источнику жизни, молится Богу не для того, чтобы что-то получить, а чтобы быть с ним. Преподобный Иоанн Лествичник так пишет об этом: «Все усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это или будущего ради Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было неразумно».

Вот три основные причины, по которым человек идет к Богу. Есть и другие, но они уже как исключение.

Иоанн Лествичник пишет, что если кто приходит к Богу в силу обстоятельств, то такое произволение бывает у него нетвердое, так как его заставили прийти скорби. Затем скорби проходят, вслед за этим и желание тоже пропадает. Но иногда бывает и по-другому. «Опять видел я человека, - пишет Лествичник, - который пришел во врачеб-ницу не за тем, чтобы лечиться, а по некоторой другой потребности,

Первый монашеский постриг в возрожденной обители. 2012 г.

но, привлеченный и удержанный ласковым приемом врача, он освободился от мрака, лежащего на его очах. Таким образом, и невольное в некоторых было тверже и надежнее, чем произвольное в других».

Господь смотрит на произволение человека, его устремления.

По какой причине у меня произошло обращение?

Малицу посетил известный лаврский старец арх. Лаврентий

Вначале это были книги, желание чтения духовной литературы. Уже потом, по мере изучения веры, воцерковле-ния, стал понимать, что такое монашество, и к концу школы уже ни о чем другом и не думал, как только о служении Богу в монашеском чине. И за все это время ни разу не пожалел о своем выборе. Крестился в 12 лет и тогда обрел веру, и она, вера, была для меня, как одежда, сшитая по размеру. Мне стало очень хорошо, я не чувствую никаких стеснений, неудобств и прочего - как в христианстве, так и в монашестве.

Получается, что в монастыре только две категории людей могут остаться и преуспеть в служении Богу. Первая - это те, кто с юности служил Богу, не оскверняясь от мира, и органично перешел из христианской семьи, христианского воспитания в другую семью - монастырскую. Вторая категория - это люди, которые сделали много ошибок, вкусили мирские грехи, но имеют сильное раскаяние в совершенном, и не просто сожаление, что сделали что-то не так, а готовность искупить свои грехи. Иоанн Лествичник говорит, что кающийся - это изобретатель наказания для себя. Человек с таким намерением идет в монастырь понести труды, себя отдать полностью, даже и на смерть. Не случайно образы святых мучеников изображены на фресках храма в самом нижнем ряду росписей, ближе всего к молящемуся народу. Это четкий ориентир для нас. Если человек настроен на большее - отдать жизнь за Христа - то все остальное становится нетрудным. В противном случае его в монастыре ожидает много преткновений и испытаний.

Вот эти две категории людей и становятся настоящими монахами, духовно преуспевают на этом пути. Тот, кто выбирает монашеский путь, прежде всего должен быть готов к отсечению своей воли.

Настоятель обители игумен Борис (Тулупов) у могилки Пелагеи Федоровны. 2013 г.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >