Авторы

Серебрякова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и организационной психологии Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (Мининский университет).

Волгина Вероника Семеновна, заместитель заведующего по воспитательной работе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода.

Хворостинина Наталья Владимировна, педагог-психолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода.

Предисловие

Организация деятельности по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста — одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Особенностью данного пособия является органическое сочетание, интеграция фундаментального теоретического осмысления интересующей авторов проблемы и практических материалов, ориентированных на оптимизацию процесса социально-личностного развития дошкольников.

Актуальность разработки данной проблематики, обоснованная во введении, объективно подтверждается не только ссылками на нормативные законодательные документы, касающиеся оптимизации работы с детьми дошкольного возраста, но и результатами проведенного авторами эмпирического исследования.

Первая глава содержит теоретический материал, отражающий результаты психолого-педагогических исследований по проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста и направленный на ознакомление педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, с особенностями и закономерностями оптимального социально-личностного развития детей всех возрастных групп. При этом акцент сделан на определении структуры социально-личностного развития дошкольников. В качестве таких структурных составляющих выделены эмоциональный, волевой и коммуникативный компоненты.

Вторая глава с позиций теоретико-аналитического подхода отражает результаты исследований в области развития эмоциональной сферы на базовых уровнях онтогенеза как компонентной составляющей социально-личностного развития. Основываясь на базовых концептуально-методологических положениях, отражающих специфику эмоциональных проявлений личности, раскрываются специфические особенности, психологические механизмы и закономерности эмоционального развития детей от младшей до подготовительной к школе групп.

Детальному анализу особенностей волевой сферы личности, а также специфики ее становления в дошкольном детстве посвящена третья глава учебника. Здесь же представлены теоретико-концептуальные положения, касающиеся психологических механизмов и закономерностей развития волевой сферы детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, а также подготовительной к школе группы.

Четвертая глава учебника освещает проблему оптимизации становления коммуникативной сферы субъекта как третьей компонентной составляющей социально-личностного развития. Здесь же анализируются механизмы и закономерности оптимального коммуникативного развития на всех возрастных ступенях дошкольного детства (от второй младшей группы до группы подготовительной к школе).

Таким образом, теоретическое осмысление проблемы социально-личностного развития дошкольников представлено в логической системе.

Особый интерес для педагогов дошкольных учреждений будут представлять материалы приложений:

  • • приложение 1 содержит пакет диагностического инструментария, ориентированного на изучение эмоциональной, волевой и коммуникативной сфер детей дошкольного возраста. Здесь же представлен разработанный авторами мониторинг изучения и оценки уровня социально-личностного развития детей дошкольного возраста, основывающийся на выделении критериального и уровневого подходов к изучению особенностей развития эмоциональной, волевой и коммуникативной сфер детей, а также их социально-личностного развития в целом;
  • • в приложениях 2—4 отражено тематическое планирование в рамках разработанной системы мероприятий, направленных на оптимальное развитие всех структурных компонентов социально-личностного развития детей дошкольного возраста (эмоционального, волевого, коммуникативного), предполагающее интеграцию всех возможных форм организации работы с детьми: непосредственно-образовательной деятельности с группой детей, деятельности с подгруппой детей (исходя из специфики и проблем их развития), а также индивидуальной работы с ними. При этом индивидуальная и групповая работа осуществляется воспитателем с учетом рекомендаций перспективного и календарного планов педагога-психолога. Данная деятельность может быть организована как в первую, так и во вторую половину дня исходя из ее содержания и задач.

Вся подгрупповая работа в рамках организации непосредственно-образовательной деятельности осуществляется педагогом-психологом и предусматривает использование различных видов и форм организации игровой деятельности детей.

Для детей младшей и средней групп — это игры, организуемые во второй половине дня как компонент свободной деятельности; в старшей группе — как элемент занятий социально-личностной направленности; для детей подготовительной к школе группы — как элемент занятий познавательного цикла.

Наряду с игровой деятельностью, в предлагаемую нами систему работы вошли беседы, работа с литературными произведениями и некоторые другие дидактические методы и приемы.

На наш взгляд, такая интеграция деятельности педагога-психолога и воспитателя позволит достичь оптимального эффекта в плане динамики развития как каждого компонента социальноличностного развития (эмоционального, волевого и коммуникативного), так и социально-личностного развития каждого ребенка в целом.

Также мы акцентируем внимание читателей на том, что эффективность реализации предлагаемой нами системы психологопедагогических мероприятий с детьми во многом, на наш взгляд, обусловлена теми формами и методами, а также технологическими приемами, которые будут использовать педагоги.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >