Особенности развития коммуникативной сферы детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст! Детям исполнилось четыре года, они повзрослели и перешли в среднюю группу!

Поведенческие и психические проявления детей характеризуются целым рядом новообразований, кардинально отличающих ребят этого возраста от малыша.

Процессы возбуждения и на этом возрастном этапе преобладают над процессом торможения, что объективно обусловливает устойчивую потребность детей в активных проявлениях и распространяется в первую очередь на двигательную активность ребенка, которая нередко ориентирована и на активное познание им предметов, объектов окружающей действительности.

Таким образом, двигательная и познавательная активность детей средней группы удовлетворяются ребенком пятого года жизни одновременно.

Вместе с тем возросшие потребности в познании окружающей действительности ребенок этого возраста самостоятельно удовлетворить не может: у него так и не хватает необходимых знаний, умений, навыков, опыта взаимодействия с окружающей действительностью. Решить эти свои проблемы ребенок старается, активно взаимодействуя с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Особенности общения детей среднего дошкольного возраста с взрослыми

Наш малыш достиг четырехлетнего возраста. Он накопил определенный багаж знаний и умений, необходимый ему для организации типичных для этого возраста видов и форм деятельности. Более того, он уже готов выйти в познавательном плане за рамки конкретной ситуации взаимодействия.

Потребность ребенка в активном познании окружающей его действительности, как нами отмечалось выше, побуждает его проникать в сущность тех предметов и объектов, с которыми он взаимодействует. У ребенка начинает формироваться познавательная форма общения, которая в первую очередь адресуется им взрослым.

Накопленный на этапе младшего дошкольного возраста диапазон информации о мире, достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, а также переход на новую, более совершенную, ступень развития таких познавательных психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, объективно обусловливают возникновение на пятом году жизни внеситуативнопознавательной формы общения с взрослым.

Значительное расширение рамок окружающего мира, доступного как для непосредственного, так и для его опосредованного познания, основанного на оперировании не только реальными предметами и объектами, но и знаниями, представлениями о них, стимулирует возникновение у детей на этом возрастном этапе потребности, стремления устанавливать связи и зависимости, существующие в окружающей ребенка действительности. Вопросы «Кто?», «Что?», типичные для детей младшего дошкольного возраста, уступают место многочисленным «Почему?», касающимся различных областей знаний о мире, природе, обществе.

Сущностной особенностью внеситуативно-познавательного общения является потребность ребенка в обсуждении тем, выходящих далеко за рамки обстановки, непосредственно им воспринимаемой, выход за рамки конкретной ситуации. Главным средством такого общения является речь, посредством которой ребенок излагает свои мысли, делится впечатлениями, высказывает предположения, делает несложные умозаключения.

В результате именно благодаря внеситуативно-познавательному общению ребенка с взрослым, направленному на удовлетворение любознательности, у ребенка складывается своя, пусть самая элементарная, картина мира.

Наряду с изменением познавательных возможностей, общение детей среднего дошкольного возраста с взрослым оказывает непосредственное влияние и на личностное развитие ребенка. В первую очередь, это культура взаимодействия, умения и навыки которой возможно сформировать на этом возрастном этапе, только лишь непосредственно общаясь с детьми. Взрослый для ребенка этого возраста сохраняет позиции образца поведенческих проявлений, выступая примером того и как (каким тоном) нужно разговаривать с окружающими (общаться необходимо спокойно), что нужно говорить при встрече и прощаясь, как необходимо обращаться к взрослому (по имени и отчеству) и т.д. Нередко итогом такого взаимодействия становится развитие у детей эмпатии по отношению к взрослому. Ребенок пятого года жизни нередко проявляет инициативу в оказании помощи взрослым, выражает личное отношение к соблюдению (или нарушению) норм и правил поведения, стремится к справедливости и т.д. Подтверждения же правомерности своих проявлений ребенок ждет от взрослого, чья оценка для него так важна.

Вместе с тем недостаточная еще уравновешенность процессов возбуждения и торможения, несформированность способности регулировать, управлять своими эмоциями нередко приводят к тому, что любое замечание ребенок воспринимает как личную обиду. Ведь ребенок уже осознал себя, свои знания и умения, может ими достаточно активно пользоваться!

Учитывая возрастную специфику детей средней группы, можно сказать, что повышенная обидчивость ребенка пятого года жизни — это некое проявление потребности в уважительном отношении к себе со стороны взрослых. Именно поэтому, давая оценку действиям и поступкам ребенка этого возраста, тон взрослого должен быть доброжелательным, и высказывать необходимо не категоричные оценки «правильно» или «неправильно» сделал ребенок, а давать ему советы и рекомендации, как нужно поступать в той или иной ситуации и почему поступать нужно именно так, а не иначе. Только такая манера взаимодействия будет побуждать малыша к дальнейшему росту и развитию, совершенствованию.

Таким образом, основными стимулами, побуждающими ребенка пятого года жизни к общению с взрослым, являются познавательный мотив и потребность в уважении со стороны окружающих.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >