Мусульманское вероучение

Возникновение ислама сыграло огромную роль в истории и культуре всех народов Ближнего Востока, а также иранцев, тюрков, индийцев, народов Средней Азии, Кавказа, Африки и даже Западной Европы. Новая религия, унаследовав многие черты зороастризма, иудаизма и христианства, провозгласила себя «завершающей религией откровения». Коранический текст передает слова Божественного веления: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией» (Коран, 5:5).

Встав на путь провозглашения универсального монотеизма, ислам отстаивает эту идею наиболее последовательно. Отвергая образ иудейского Яхве, хотя и единственного, но все же, явно пристрастного к особому «избранному» народу, и христианской Троицы с ее сложной системой внутреннего соотношения ипостасей, ислам видит в Боге единую, высшую, всемогущую и непостижимую сущность.

Ислам называет Бога «Аллахом». «Аллах» — не имя. Это слово образовано от арабского «илах» (бог), употребленного с определенным артиклем «аль». Поэтому основное кредо ислама «Нет Бога кроме Аллаха» по сути означает, что «нет богов кроме единственного Бога». Человек, принявший ислам, должен полностью покориться этому единому и единственному Богу. Само слово «ислам» переводится как покорность, предание себя Богу, предполагающее не одномоментный акт принятия новой религии, а постоянное, ежедневное и ежечасное усилие, направленное на осуществление воли Аллаха. По-арабски человека, «предавшего себя Богу», называют «муслимом» — от этого произошло и слово «мусульманин».

Основные идеи и положения исламского вероучения содержатся в Священном писании - Коране и Священном предании — Сунне. Мусульмане считают Коран самым совершенным священным писанием, представляющим прямую речь Бога, переданную мусульманам пророком Мухаммадом. В тексте Корана содержатся во многом перекликающиеся с иудаизмом и христианством идеи геоцентризма, креационизма и эсхатологизма. Коран утверждает, что Бог - творец всего сущего - един и недосягаем для своих творений. Он доверил пророкам, предшествовавшим Мухаммаду, весть о справедливости и милосердии Аллаха ко всем народам, о страшном суде, о спасении в раю для принявших «истинную веру» и адском наказании для неверных. Помимо этого Коран содержит многочисленные предписания, регулирующие правовые, имущественные и семейные отношения между членами мусульманской общины — уммы.

Следующим после Корана источником знаний о правильных действиях и суждениях мусульман является Сунна (араб. - обычай, пример) — собрание рассказов о жизни пророка Мухаммада. Сунна объясняет многие положения Корана и дополняет их. Священное предание -Сунна — признается с некоторыми вариациями практически всеми течениями ислама, в том числе и шиитами но особо почитается суннитами.

К числу главных догматов, составивших основу мусульманского вероучения, относятся следующие:

  • — вера в единство Аллаха;
  • — вера в существование ангелов и джинов;
  • — вера в бессмертие души, ад и рай;
  • — вера в святость Корана;
  • — вера в особую пророческую миссию Мухаммада;
  • — вера в божественное предопределение.
  • 1 При отборе преданий, входящих в Сунну, шииты признают только те из них, которые восходят к членам семьи пророка Мухаммада. Сунниты же признают свидетельства не только родственников, но и сподвижников Пророка. Для обозначения Священного предания шииты, как правило, используют термин «Ахбар».

Вера в единство Аллаха

Вера в единство Аллаха — «таухид» — является краеугольным камнем всего вероучения ислама. В Коране говорится: «Скажи: Он — Аллах — един, Аллах вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!» (112:1-4). Аллах выступает единственным творцом, создающим все сущее: мир и человека. Ничто не свершается в мире без его воли. Согласно исламскому вероучению, Аллах велик и всемогущ, но вместе с тем, он безмерно милостив ко всем своим творениям. Не случайно каждая глава Корана (кроме девятой) начинается словами: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного». Свою сущность Аллах частично приоткрывает человеку в 99-ти «прекрасных именах», каждое из которых отражает божественные атрибуты: Единый, Вечный, Первый и Последний, Внешний и Внутренний, Дающий жизнь и смерть, Владыка судного дня и другие.

В Коране часто звучат призывы видеть божественные знамения во всем: в природном мире, круговороте жизни и движении небесных тел, даже в самой человеческой истории - когда совершаются чудесные избавления праведных и наказываются своевольные. Один из повторяющихся мотивов коранического повествования — неблагодарность людей, не ценящих благодеяния и милосердие Аллаха. Часто встречающийся в Коране термин «неверный» («кяфир») обозначает не столько того, кто «не верует», сколько того, кто не способен с восхищением и благодарностью принимать ниспосланные Аллахом благодеяния.

Вера в существование ангелов и джинов

Согласно представлениям мусульман, помимо человека Аллах создал бестелесных существ — ангелов и джинов. Наиболее приближенными к Аллаху ангелами считаются Джебраил, ставший посредником между Аллахом и Мухаммадом, Микаил, заботящийся о созданиях Аллаха, Азраил, ангел смерти и Исрафил, ангел воскресения мертвых в день страшного суда, наступление которого он возвестит звуком своей трубы.

Мусульмане также верят в то, что у каждого человека есть два ангела-хранителя, сопровождающих его всю жизнь и замечающих все добрые и злые дела, от которых будет зависеть посмертная судьба каждого: «А ведь над вами есть хранители, благородные писцы. Знают они, что вы делаете» (Коран, 82:10—12).

Помимо ангелов исламская традиция признает существование джиннов — духов, созданных Аллахом из бездымного огня. Они способны творить чудеса и могут принимать любые формы и обличья. Джины обладают свободной волей, поэтому среди них есть добрые и злые. Одни джины встали на праведный путь, другие — воспротивились этому. Очевидно, что образы джинов унаследованы исламом из архаических народных верований аравийцев. Мусульманская литература содержит немало сказочных историй о подчинении джинов и использовании их чудесных способностей.

Мир злых духов (джинов или шайтанов) возглавляет падший ангел — Иблис (называемый также Шайтаном), ослушавшийся Аллаха. Коран повествует о том, что когда Всевышний повелел всем ангелам поклониться первому человеку Адаму, Иблис воспротивился: «Я - лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины» (Коран, 7:11/12). Изгнанный с небес Иблис стал врагом человечества. Он стремится совратить людей с пути истинной веры: «Я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными» (Коран, 7:16/17).

В послекоранической богословской литературе для того, чтобы снять противоречие между концепцией всемогущества Бога и соперничеством Иблиса с Аллахом за человеческие души, Иблис был объявлен орудием Аллаха, предназначенным для испытания людей. Позднее, осмысливая этот образ мусульманской мифологии, представители мистического направления в исламе (суфии) скажут, что Иблис счел поклонение кому-либо кроме Аллаха нарушением подлинного единобожия, но вместе с тем, в гордыне и самоуверенности не выдержал испытания беспрекословным повиновением Всевышнему.

Вера в бессмертие души, ад и рай

Согласно исламскому вероучению Аллах, сотворив человека из праха и «звучащей глины, как гончарная» (55:13/14), из воды и сгустка крови (22:5; 96:2), даровал ему бессмертную душу, которая в момент смерти человеческого тела возносится ангелом Исраилом к Богу. Коран гласит: «Аллах приемлет души в момент их смерти, а ту, которая не умерла, во сне; схватывает ту, для которой решил смерть, и отправляет другую до названного срока. Поистине, в этом — знамения для людей, которые размышляют!» (Коран, 39:43/42).

С идеей бессмертия души связаны представления о рае и аде. Ислам учит, что Аллах разделил мир на две сферы — небесную, состоящую из семи восходящих уровней, на которых расположен рай, и земную, в глубь которой устремлен ад.

Мусульманский ад — джаханнам (от искаженного древнеевр. «гехинном» — геена) — представляет собой глубокую пропасть в виде гигантской уступообразной воронки, куда ведут семь ворот. На каждом из ярусов («кругов ада») помещается свой разряд грешников. Одних мучают огнем и кипящей водой, других — леденящим холодом. Джаханнам ревет и содрогается, как огромное чудовище, поглощающее одних на время, других — навсегда. Мусульманский образ ада оказал существенное влияние на европейские представления о структуре ада (вспомним «Божественную комедию» Данте).

Рай, называемый чаще всего джанна (араб. - сад), представляется волшебным садом, в котором пребывают в блаженстве вечно молодые праведники. В райском саду, среди пальмовых и гранатовых деревьев, текут реки из молока, «которое не портится», вина, «приятного для пьющих» и «меда очищенного». Праведники возлежат в тенистых рощах, наслаждаются изысканными блюдами и напитками. Им прислуживают отроки, подобные «рассыпанному жемчугу», райские девы — «черноокие гурии» — и собственные жены, ставшие молодыми и невинными (Коран, 55, 56). В раю находятся небесные прототипы Корана и главного святилища мусульман - Каабы. Над всеми уровнями рая, выше всех небес, возвышается трон Аллаха, озаряющий своим сиянием всех обитателей рая. Впоследствии мусульманское богословие стало интерпретировать чувственные картины райских наслаждений в качестве символических образов наслаждений духовных, и прежде всего, счастья «созерцания Аллаха».

Согласно мусульманскому вероучению, первое пребывание в аду или раю — временное. Окончательное решение о посмертной судьбе каждого человека будет принято в день Страшного суда, когда Аллах воскресит всех умерших.

Никто не должен усомниться в том, что «Аллах есть истина, и что Он живит мертвых, и что Он над всякой вещью мощен, и что час наступит, — нет сомненья в том! — и что Аллах воздвигнет тех, кто в могилах» (Коран, 22:6—7).

Воскресению мертвых и дню Последнего суда будут предшествовать страшные времена, когда на земле воцарятся варварские народы, уничтожающие верующих и разрушающие мечети. Во главе их встанет лжепророк Даджжал — слуга Иблиса и враг Бога. Аллах пошлет на землю Ису (Иисуса) и Махди (араб. — ведомый верным путем) — своего рода Мессию — который уничтожит Даджжала.

В Судный день Аллах спросит каждого о содеянном, сверится с книгами, в которых записаны все поступки и велит взвесить все совершенное в жизни на «весах справедливости». Вероятно, под влиянием зороастрийской эсхатологии в исламе появилась идея моста для испытания верующих. Все люди должны будут попытаться пройти в рай над бездной ада по мосту Сират (араб, «прямая дорога»), который «тоньше волоса и острее меча». Праведникам он покажется широкой дорогой, а грешники, лишь только ступив на этот мост, сорвутся в преисподнюю. Так, согласно мусульманским представлениям, завершится история мира.

Вера в святость Корана

Согласно исламским представлениям, Аллах неоднократно передавал человечеству через пророков свои откровения. Этим в мусульманской традиции объясняются многочисленные совпадения в текстах Библии и Корана. Но если переданные через более ранних пророков (Моисея, Иисуса и др.) божественные установления были искажены иудеями и христианами, которые в своих пересказах что-то упустили из виду, чего-то не поняли или неверно интерпретировали, то Коран является точным и бесспорным изложением божественной истины: «Мы отправили к каждому народу Посланника: Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества. Были среди них те, кого Аллах повел прямым путем, а были те, кому оказалось суждено заблуждение» (Коран, 16:38/36).

В мусульманской традиции принято считать, что Аллах передавал Коран Мухаммаду через ангела Джебраила отдельными откровениями в течение 22 лет. Мухаммад запоминал и читал наизусть без каких-либо искажений своим сподвижникам слова божественного откровения. Ислам утверждает, что полученный Пророком священный текст является копией небесного Корана, существовавшего с начала времен.

Сакрализация арабского коранического текста впоследствии породила доктрину «неподражаемости» Корана, столь совершенного в своей божественности, что любая человеческая попытка состязания с творением Аллаха стала восприниматься как оскорбление святыни.

Вера в особую пророческую миссию Мухаммада

В коранических повествованиях встречается множество библейских героев от Адама до Иисуса. Среди них — наиболее почитаемые пророки Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Якуб (Иаков), Дауд (Давид), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и другие. Но совершенно особое место в пророческом ряду занимает Мухаммад, «посланник Аллаха», ставший «печатью пророков», конечным звеном в цепи пророков и посланников божьих. Эта особая роль Мухаммада в истории человечества отражена в главной формуле ислама, так называемой «шахаде»: «Нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммад - посланник Аллаха».

С точки зрения ислама, Мухаммад — последний и величайший из пророков, сумевший передать человечеству истинные слова Аллаха. Особая роль Мухаммада ясно обозначена в устной и письменной речевой практике ислама. Каждое упоминание пророка обязательно сопровождается словами: «Да хранит его Аллах и да приветствует!».

Вместе с тем, классический ислам утверждает, что как и предшествующие пророки, которых Аллах неоднократно посылал к людям, Мухаммад — обычный человек, не наделенный ни божественной природой, ни сверхъестественными свойствами. Он избран Аллахом для того, чтобы открыть глаза человечеству на простую истину: «Скажи: Ведь я человек, такой же, как и вы; мне было возвещено, что бог ваш — Бог единый» (Коран, 41:5). Поэтому в рамках мусульманской традиции совершенно неприемлемо и оскорбительно построенное по христианской аналогии именование сторонников ислама словом «магометане» (от устаревшего прочтения имени пророка — «Магомет»).

Жизнь Мухаммада является высшим образцом поведения «правоверных» и предметом тщательного изучения.

Рассказы о жизни Пророка стали главным содержанием Священного предания мусульман — Сунны. В исламской культуре образ Мухаммада служит эталоном совершенного правителя — сильного, справедливого и демократичного. Поэтому все мусульманские направления - от самых консервативных до самых радикальных - провозглашают своей целью возвращение к первоначальной простоте, чистоте и строгости ислама времен Мухаммада.

Вера в божественное предопределение

Практически все мусульманские представления пронизаны верой в божественное предопределение («кадар»). Согласно исламской мифологии, еще до сотворения мира было создано «божественное Перо», которому Аллахом было велено описать все: от первого дня творения до Страшного суда, в том числе и жизнь каждого человека. Так в исламском вероучении выражена идея вневременной и внепро-странственной божественной предустановленности всего, чему предстоит осуществиться в реальном эмпирическом мире.

Мусульмане искренне убеждены, что все в мире зависит от воли Аллаха. Коран призывает: «Скажи: Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах. Он — наш покровитель!» (Коран, 9:51). Вместе с тем в Священном Писании ислама провозглашается и принцип ответственности человека за свои дела. Ведь согласно концепции Судного дня, посмертная участь каждого зависит от его хороших и плохих поступков, совершенных в земной жизни: «...усердие его будет усмотрено, затем оно будет вознаграждено наградой полнейшей, и что у Господа твоего - конечный предел» (Коран, 53:40/39-43/42).

Эти взаимоисключающие утверждения Корана всегда служили причиной незатихающих богословских споров по проблеме соотношения божественного предопределения, человеческой свободы и личной ответственности. Чаще всего решением этой проблемы становилось утверждение о сокрытости от человека тайны божественного предопределения. Являясь творцом своих действий, человек как бы «приобретает», «присваивает» для себя предопределенные Богом поступки и потому полностью отвечает за них. Для того чтобы суметь найти «единственно верное» решение в любой ситуации, мусульманин должен прислушаться к себе, ощутить себя «орудием Аллаха», услышать и понять «волю Всевышнего».

Контрольные вопросы

  • 1. Укажите источники мусульманского вероучения.
  • 2. В чем выражается специфика исламского монотеизма?
  • 3. Чем Коран отличается от священных книг других религий?
  • 4. Какие идеи вероучения унаследованы исламом от христианства и иудаизма?
  • 5. Какие догматы составляют основу мусульманского вероучения?
  • 6. Как ислам интерпретирует учение о пророках и пророчествах?
  • 7. Что общего и в чем разница между Мухаммадом в исламе и Иисусом Христом в христианстве?
  • 8. В чем состоит своеобразие мусульманской эсхатологии?
  • 9. Как в исламе решается вопрос о свободе воли?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >