Кожанков А.Ю. (Россия, г. Москва) АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Аннотация. С 1 января 2015 года запланировано начало функционирования Евразийского экономического союза. В этой связи подписан Договор о Евразийском экономическом союзе и идет работа над проектом и таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК Союза). Указанные правовые акты определят таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе. В статье отражены актуальные вопросы таможенного регулирования в евразийском экономическом союзе.

29 мая 2014 г. президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе[1] (далее - Договор).

Начало функционирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза является более высоким уровнем интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее -Стороны), в основе которого лежат Таможенный союз и Единое экономическое пространство в рамках ЕврАзЭС.

Согласно Договору «таможенный союз» - форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной (статья 2 Договора).

Положения Договора, в том числе, непосредственно затрагивают вопросы таможенного регулирования. В пункте 1 статьи 25 «Принципы функционирования таможенного союза» Договора закреплено, что в рамках таможенного союза государств-членов применяются Единый таможенный тариф Евразийского экономического

Кожанков Антон Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, Российская таможенная академия. союза и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами, осуществляется единое таможенное регулирование.

На основе положений статей 2 и 25 Договора можно констатировать, что единое таможенное регулирование можно рассматривать как одну из мер регулирования внешней торговли товарами Сторон с третьими сторонами, что очерчивает круг регулируемых общественных отношений. Определение круга общественных отношений, подлежащих регулированию, является одним из основополагающих вопросов как в теории права, в том числе и таможенного, так и при разработке правовых актов.

При этом, понятие «единое таможенное регулирование» в Договоре не раскрывается, что делает актуальным вопрос интерпретации данного понятия и его влияние на дальнейший нормотворческий процесс. Наличие дефиниции - основное условие, обеспечивающее единообразное понимание термина; дефиниция - это определение понятия, отражающее его существенные признаки [2].

Для прогнозирования будущего обратимся к вопросу таможенного регулирования в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС. В соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года Стороны формировали Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, в котором должен был быть установлен и применяться унифицированный порядок таможенного регулирования (подпункт ж) статьи 2 Договора) [3]. При этом определение понятия «унифицированный порядок таможенного регулирования» в международных договорах государств-членов, заключенных в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и таможенного законодательства Таможенного союза отсутствует.

С 6 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) [4]. В ТК ТС не используется понятие «унифицированный порядок таможенного регулирования», а использовалось понятие «таможенное регулирование в Таможенном союзе», под которым согласно статье 1 ТК ТС понимается правовое регулирование отношений, связанных с:

перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза,

их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением,

таможенным декларированием,

выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами,

проведением таможенного контроля,

уплатой таможенных платежей,

а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами

ТК ТС содержит положение о том, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство Таможенного союза состоит из:

  • 1) Таможенного кодекса Таможенного союза;
  • 2) международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;
  • 3) Решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Если таможенным законодательством Таможенного союза не урегулированы какие-либо правоотношения, то они регулируются в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза до момента установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза (п.2 ст.1 ТК Союза). Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена Таможенного союза (ч.2 п.2, ст. 3 ТК ТС).

В действующем ТК ТС 339 бланкетных норм, причем 128 относятся к иным отраслям права. Так, 8 норм содержат отсылки к налоговому законодательству, 23 - к валютному, 26 - к административному, 71 - к гражданскому и иному законодательству[5].

Согласно пункту 9 Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17)[6] Сторонам (государствам-членам Таможенного союза) в срок до 1 июля 2010 года необходимо было обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с ТК ТС.

В государствах-членах Таможенного союза были приняты:

Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (Закон Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 298-1V);

Федеральный закон Российской Федерации «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ);

Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (от 10 января 2014 г. № 129-3).

Анализ сложившейся системы правовых актов (таможенного законодательства), регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС, и правовое регулирование в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации однородных общественных отношений, в первую очередь, в сфере таможенного дела, позволяет сделать вывод, что унифицированный порядок таможенного регулирования в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС отсутствует.

Отсутствие сегодня унифицированного порядка таможенного регулирования делает актуальным вопрос о возможности и сроках создания единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе.

При этом в статье 2 «Определения» Договора используются и раскрываются следующие определения:

«гармонизация законодательства» - сближение законодательства государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах;

«унификация законодательства» - сближение законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, определенных настоящим Договором.

Гармонизация законодательства при интеграционных процессах предполагает приведение различных национальных правовых актов к общему знаменателю, установленных наднациональным актом межгосударственного объединения; унификация, в свою очередь, позволяет устранить многообразие таких актов, заменив их единым актом. Унификация - (от. лат. unus один, facio делаю; объединение) приведение к единообразию, к единой форме или системе. Унификация в праве - это деятельность компетентных органов государства или нескольких государств, направленная на выработку правовых норм, единообразно регулирующих определённые виды общественных отношений.

Согласно статье 32 Договора единое таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с:

  • - положениями Договора;
  • - международными договорами и актами, регулирующими таможенные правоотношения, составляющими право Союза;
  • - Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК Союза).

С декабря 2013 года функционируют Рабочая и экспертная группы, осуществляющие разработку проекта ТК Союза. При подготовке проекта ТК Союза экспертами решаются следующие задачи:

  • - согласования терминологии и норм ТК Союза с положениями и понятийным аппаратом Договора;
  • - имплементации в ТК Союза положений международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения;
  • - совершенствование, модернизация таможенных правоотношений с учетом современного уровня развития информационных технологий;
  • - сокращение национального сегмента таможенного регулирования;
  • - учет положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО), в том числе Соглашения по упрощению процедур торговли от 11 декабря 2013 года;
  • - устранение существующих в ТК ТС недочетов и коллизий[7].

Решение перечисленных задач является более чем актуальным в вопросах единого таможенного регулирования.

Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 777 «Об организации работы по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза»[8] (Решение КТС № 777) было признано необходимым внесение изменений и дополнений в Кодекс, и создана рабочая группа по подготовке изменений и дополнений в ТК ТС.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 июля 2013 года № 151 [9] был одобрен проект Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза (далее - проект Протокола), подготовленный рабочей группой, созданной Решением КТС № 777. Планировалось осуществить процедуры внутригосударственного согласования указанного проекта Протокола до 1 сентября 2013 года. По состоянию на 1 мая 2014 года процедура внутригосударственного согласования проекта Протокола не была завершена. Среди причин срывов сроков согласования проекта Протокола можно выделить:

  • 1. разные подходы в вопросах таможенного регулирования в государствах-членах Таможенного союза, которые нашли своё закрепление в национальных правовых актах, осуществляющих регулирование таможенных правоотношений;
  • 2. применяемые технологии таможенного контроля;
  • 3. сложившаяся правоприменительная практика, подтверждённая, в том числе, судебными решениями;
  • 4. в подготовленном проекте Протокола не были учтены интересы безнес-сообщества, что стало причиной дебатов с органами государственной власти и безнес-сообществом.

Для учёта интересов бизнеса Советом Евразийской экономической комиссии было принято решение от 09 октября 2013 года № 61 [10] о создании при Евразийской экономической комиссии рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства. Указанным решением поручалось Коллегии Евразийской экономической комиссии сформировать рабочую группу из представителей органов исполнительной власти государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества, а также сотрудников Евразийской экономической комиссии и утвердить ее состав. Рабочую группу возглавил член Коллегии (Министра) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии В.А. Гошин.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 года № 256 [11] был сформирован состав рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства, в который вошли представители от Евразийской экономической комиссии, от государств - членов Таможенного союза, от Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества. Помимо Рабочей группы была создана экспертная группа, которая непосредственно осуществляет разработку проекта ТК Союза.

Согласно ст. 1 проекта ТК Союза единое таможенное регулирование в Союзе основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, применения современных методов таможенного контроля, основанных на системе управления рисками, максимального использования прогрессивных информационных технологий в деятельности таможенных органов, гласности в разработке и применении таможенного законодательства Союза и его гармонизации с общепризнанными нормами международного права.

В этой связи актуальным является вопрос, насколько положения ТК Союза будут гармонизированы с общепризнанными нормами международного права, с учётом:

  • - обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО и, в первую очередь положениями, Соглашения об упрощении торговли (Agreement on Trade Facilitation) от 11 декабря 2013 года [12];
  • - положений международных конвенций по таможенным вопросам, среди которых основополагающее место занимает Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Брюссельского Протокола 1999 года (далее - Киотская конвенция, Конвенция) [13].

Согласно мнению ВТО, затраты на импортные тарифы часто оказываются меньше потерь, которые несет международное торговое сообщество в результате медленных процедур очистки, неясных и ненужных требований к документации и отсутствия автоматизированных процедурных требований [14].

После интенсивных консультаций с торговыми кругами и промышленностью ВТО определило следующие широкие области, вызывающие беспокойство на международном уровне [15]:

  • - чрезмерные требования правительства в отношении документации;
  • - отсутствие автоматизации и незначительное использование информационных технологий;
  • - отсутствие прозрачности, нечеткие и неопределенные требования к импорту и экспорту;
  • - неадекватные таможенные процедуры, в частности, осуществление контроля без применения методов аудита и техники оценки рисков;
  • - отсутствие сотрудничества и модернизации среди таможенных и правительственных агентств, что препятствует эффективному управлению увеличившимися торговыми потоками.

В статьях Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) изложены высокие принципы для формальностей и процедур, в том числе и таможенных, касающихся перемещения товаров, транзита товаров и опубликования и администрирования торговых правил: статья V (свобода транзита); статья VIII (платежи и формальности, связанные с импортом и экспортом); статья X (опубликование и администрирование постановлений по торговле).

На сегодняшний день из Сторон членом ВТО является только Российская Федерация [16]. 23 июля Правительство Российской Федерации официально уведомило Секретариат Всемирной торговой организации о завершении Россией всех внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в ВТО, включая ратификацию подписанного в Женеве 16 декабря 2011 года Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года. В соответствии с правилами Организации вступление Российской Федерации в ВТО состоялось 22 августа 2012 года, на тридцатый день после передачи указанного уведомления.

19 мая 2011 г. Россия, Белоруссия и Казахстан заключили Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы[17]. Данный Договор определяет соотношение норм и правил, установленных в ВТО и Таможенном союзе, а также порядок координации действий сторон в отношении принятия своих обязательств перед ВТО. В соответствии с данным Договором нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования Таможенного союза, становятся частью правовой системы ТС, а после 1 января 2015 года и Евразийского экономического союза. В случае если Соглашением ВТО установлены иные правила, чем предусмотренные соглашениями ТС и (или) решениями его органов, то применяются правила Соглашения ВТО.

В рамках 9-й Конференции министров Всемирной торговой организации, состоявшейся с 3 по 6 декабря 2013 года, удалось достигнуть согласия и проголосовать за Балийский пакет соглашений (далее - БПС). Один из документов БПС является Соглашение об упрощении торговли. Указанным соглашением регулируются следующие вопросы: публикация и доступность информации; возможность комментирования, информация до вступления в силу и консультации; предварительные решения; процедуры апелляции или пересмотра; другие меры повышения беспристрастности, недискриминации и прозрачности; порядок взимания платежей и сборов за процедуры импортирования и экспортирования; выпуск и очистка товаров; сотрудничество ведомств на границе; перемещение товаров под таможенным контролем, предназначенных для импорта; формальности, связанные с импортированием, экспортированием и транзитом; свобода транзита; таможенное сотрудничество.

Реализация Соглашения об упрощении торговли имеет большое значение для единого таможенного регулирования с целью упрощения и развития международной торговли и должно стать одним из основных международных стандартов, который должен быть учтён пи разработке ТК Союза.

В последние несколько лет вопросам, обозначенным ВТО, посвящалось много внимания в повестке дня ВТамО, доказательством чего могут служить положения Конвенции. ВТамО описывает Конвенцию как международную программу по осуществлению честного, инновационного таможенного администрирования, предназначенную для обеспечения соблюдения таможенных процедур во времена переворота в мире международной торговли и путешествий, к которому привело внедрение технологических разработок [18]. Считается, что статьи ГАТТ и стандарты Пересмотренной Киотской конвенции полностью совместимы.

В основном Конвенция предназначена для способствования создания среды, сильно упрощающей международные перемещения и торговлю, но сохраняющей необходимый уровень регулирующего контроля во всех администрациях стран-членов. Она разработана в целях определения основополагающих условий и инструментов, призванных помочь Договаривающимся Сторонам организовать современную таможенную администрацию и внести значительный вклад в упрощение международной торговли посредством:

  • - устранения расхождений между таможенными процедурами и практикой договаривающихся сторон, препятствующих международной торговле и другим видам международного обмена;
  • - удовлетворения требований международной торговли и таможенных органов, касающихся облегчения, упрощения и гармонизации таможенных процедур и практики;
  • - установления надлежащих стандартов таможенного контроля;
  • - предоставления таможенным органам возможности реагировать на значительные изменения в бизнесе и административных методах и способах ведения дел;
  • - обеспечения обязательного соблюдения договаривающимися сторонами основных принципов упрощения и гармонизации;
  • - определения для таможенных органов соответствующих процедур наряду с необходимыми и эффективными методами контроля [19].

В ходе переговорного процесса о вступлении Российской Федерации в ВТО одним из условий, которые выдвигались, было соответствие национального таможенного законодательства международным стандартам.

В 2010 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции [20]. На официальном сайте Президента России по случаю подписания Федерального закона был размещён пресс-релиз, в котором было указано, что присоединение Российской Федерации к Конвенции Киото является необходимым этапом на пути вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

В Грамоте Президента Российской Федерации от 2 февраля 2011 года, направленной в адрес Всемирной таможенной организации (ВТамО), содержится заявление о том, что всё изложенное в указанном акте (Конвенции) будет неукоснительно и добросовестно выполняться.

Необходимо отметить, что Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан присоединились к Пересмотренной Киотской конвенции в разных объёмах.

Российская Федерация присоединилась к Киотской Конвенции в объёме Основного текста и Генерального приложения. Республика Казахстан присоединилась к Конвенции в полном объёме за исключением Главы 3 «Каботажная транспортировка товаров» Специального приложения Е, Главы 3 «Возврат» Специального приложения F, Главы 1 «Таможенные правонарушения» Специального приложения Н, Главы 2 «Почтовые отправления» Специального приложения J; Российская Федерация - в объёме Основного текста и Генерального приложения; Республика Беларусь - в объёме Основного текста, Генерального приложения, Специального приложения А, Специального приложения В, Специального приложения С, Главы 2 Специального приложения D, Специального приложения Е, Специального приложения G и Глав 1 и 4 Специального приложения J Конвенции.

Присоединение Сторон к Конвенции можно рассматривать как угрозу единому таможенному регулированию в Евразийском экономическом союзе. Законодательство, действующее на территории Сторон, должно быть приведено в соответствие с положениями Киотской конвенции с учётом взятых на себя обязательств. Было бы целесообразным осуществить выполнение обязательств государств-членов Таможенного союза, возникших в результате присоединения к Конвенции, в процессе разработки ТК Союза. В ином случае выполнение обязательств будет происходить на национальном уровне.

Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует анализ и прогнозирование дальнейшего развития единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе в условиях членства Российской Федерации в ВТО и присоединения Сторон к Киотской конвенции. Необходимо осуществить научный анализ для прогнозирования развития и совершенствования таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе с учётом положений Договора о Евразийском экономическом союзе, членства Российской Федерации в ВТО, разработки Соглашения об упрощении торговли ВТО и присоединения к Киотской конвенции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в разных объемах.

Можно констатировать, что сегодня, в первую очередь, одним из наиболее актуальных вопросов единого таможенного регулирования в условиях функционирования Евразийского экономического союза является наличие концепции развития таможенного законодательства, определения цели и задач такого развития, конечных результатов и регулирующего воздействия на внешнюю торговлю Сторон с третьими странами в условиях функционирования Евразийского экономического союза.

Список литературы

[1] Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

[2] Федорченко Е.А. Язык современного законодательства и вопросы культуры речи И Вестник Российской таможенной академии. № 1. 2011. С. 104.

[3] Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года. - http://www.evrazes.com/docs/view/75.

[4] Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года. -

[5] Страны Таможенного союза создают национальные «Единые окна» // Российская Бизнес-газета. № 914 (36). 2013.

[6] Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 «О Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза».

http://www.tsouz.ru/Docs/Pages/mgs4.aspx (12.09.2011).

[7] Интервью члена Коллегии по таможенному сотрудничеству ЕЭК В. Гошина // ВЭД-информ. № 3 (74). 2010. С. 2-5.

[8] Решение Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011№ 777.

[9] Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 июля 2013 года №151 «О проектах протоколов об изменении и прекращении действия некоторых международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза». - http://www.eurasiancommission.org/ru

[10] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09 октября 2013 года №61 «О создании при Евразийской экономической комиссии рабочей группы по совершенствованию таможенного законодательства».

[11] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 года № 256 «О рабочей группе по совершенствованию таможенного законодательства».

[12] Agreement On Trade Facilitation. WT/MIN(13)/W/8 Ministerial Conference Ninth Session Bali, 3-6 December 2013.

[13] International Convention on the simplification and harmonization of Customs procedures (Kyoto Convention) as amended.

[14] World Trade Organization (2002) Trade Facilitation: Overview of Trade Facilitation Work. World Trade Organization. - http://www.wto.org

[15] Statement by the Chairman of the Council for Trade in Goods on 18 March 1998, summarising the outcome of the WTO Trade Facilitation Symposium held in Geneva, 9-10 March 1998.

[16] Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» И Собрание законодательства РФ. № 30. 2012. Ст. 4177.

[17] Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 года. - http://www.eurasiancommission.org.

[18] World Customs Organization (2002) Kyoto 2000: The International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs procedures (Revised) - Pathway to Efficiency and Effectiveness in the Customs Environment. World Customs Organization, Brussels.

[19] World Customs Organization (1999) International Convention on the Harmonization and Simplification of Customs Procedures (as amended), General Annex, Standard 6.2, Brussels, known as the revised Kyoto Convention.

[20] Федеральный закон от 29.11.2011 № 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» // Собрание законодательства РФ. № 26. 2011. Ст. 2381.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >