Работа с веб-квестом как способ формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся

Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования -повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных результатов возможно лишь через формирование универсальных учебных действий, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решение не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Можно выделить несколько групп УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Данная статья посвящена работе над формированием познавательных УУД.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  • - общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера).
  • - логические (анализ объектов, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование);
  • - действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Одним из способов формирования универсальных учебных действий, и прежде всего познавательных УУД, является работа с вебквестом.

Вебквест - "Интернет-проект" - самый сложный тип учебных Ин-тернет-ресурсов. Веб-квест - проблемное задание, для выполнения которого используются информационные ресурсы. Учитель, составляя задания, подбирает информацию по изучаемой теме в Интернете, структурирует материал по подтемам и представляет ученикам гиперссылки на сайты с материалом по теме. Всё это сохраняется на каком-либо веб-ресурсе, оформленном и структурированном как веб-квест. Ученики в группах или индивидуально выполняют предложенные задания веб-квеста, по завершении которого ученики могут представить собственные веб-страницы по теме.

И. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев предлагают следующий вариант организации работы учеников с веб-квестом. Сначала класс знакомится с общими сведениями по теме. Затем в группах (парах) можно проработать и обсудить один определённый аспект темы с помощью подобранных учителем для каждой группы сайтов. После изучения, обсуждения узкой проблемы в группах ученики перегруппировываются таким образом, чтобы в новых группах было по одному представителю каждой из первоначальных групп, чтобы в процессе обсуждения все ученики узнали друг от друга все аспекты проблемы, затем ученики должны ответить на общий вопрос дискуссионного характера.

Создатели веб-квеста Б. Додж и Т. Марч выдели определенные методические требования, которые необходимо соблюдать при разработке гипермедийного веб-квеста, предназначенного для самостоятельной работы с ним обучающегося:

  • - необходимость ясного вступления, которое определяет уровень активности и предоставляет некоторую вводную информацию. Обычно это короткий параграф, который представляет учащимся веб-квест. Во вступлении могут быть описаны главные роли участников или сценарий вебквеста. Сюда также можно включить краткий предварительный план работы или обзор всего веб-квеста;
  • - наличие центрального задания, которое понятно, интересно и выполнимо. Это может быть серия вопросов, на которые нужно найти ответы, решение проблемы, которое нужно представить, позиция, которая должна быть сформулирована и защищена и т.п.;
  • - наличие описания всего процесса работы, которую будет необходимо провести учащемуся для самостоятельного выполнения задания. Этот раздел должен включать в себя описание всех этапов, которые необходимо выполнить учащемуся для выполнения самостоятельной работы;
  • - присутствие списка информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания. Все виды ресурсов должны быть представлены учащимся в виде раздаточного материала для выполнения веб-квеста или размещены на специальном сайте веб-квеста. В этом разделе должны быть представлены веб-сайты, либо печатные или электронные источники, которые позволят учащимся выполнить задание;
  • - наличие возможности оценить предложенный веб-квест. Должна быть четкая формулировка критериев выполнения / невыполнения задания, обычно в форме рейтинговой таблицы;
  • - необходимость заключения для того, чтобы студенты узнали, как расширить свой опыт в других направлениях. В нескольких предложениях суммируется опыт, который будет получен учащимся при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

Вебквест может быть разработан двумя способами: на бумажном носителе и с помощью специального программного обеспечения. Первый вариант, безусловно, является более простым, тогда как второй требует работы на специальных платформах для создания Интернет-ресурсов (Filamentality, www.jimdo.com,webquest.org.)

Работа с веб-квестом, безусловно, будет способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий. Ученики самостоятельно формулируют познавательные цели, осуществляют поиск информации и выбор наиболее эффективных способов решения, оценивают результаты своей деятельности, определяют основную и второстепенную информацию.

Список использованной литературы

  • 1. Бовтенко, М.А. Компьютерная лингводидактика / М.А. Бовтенко. М.: Флинта: Наука, 2005.
  • 2. Гончарова, Н. Ю. Новые информационные технологии на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона. Режим доступа: http://www.acis.vis.rU/8/4/l_5/4.htm

Н. Э. Горохова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Т. Г. Краснова МБОУ, Лицей № 41, г. Ижевск

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И ВУЗА

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >