Административно-правонаделительный процесс как вид административно-процессуальной деятельности

Административно-правонаделительный процесс, являясь видом правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, имеет следующие черты:

  • 1. Стоящие перед ним задачи и целевое назначение ориентированы на активное, добросовестное выполнение определёнными субъектами публичной исполнительной власти своих полномочий.
  • 2. Правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг субъектов.
  • 3. Результатом данной подзаконной деятельности всегда является индивидуально-конкретное решение (правоприменительный акт), содержащее властное волевое изъявление субъекта.

Вопросы о стадиях и режимах административно-правонаделительного процесса ждут своей дальнейшей разработки, хотя им в юридической литературе уделялось внимание.

Правомерно выделить следующие виды производств административно-правонаделительного процесса.

Производство по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления.

Необходимость данного производства не вызывает сомнения ни у кого из представителей широкой трактовки административного процесса. Данное производство реализует право граждан и коллективных субъектов (общественных объединений и т. п.) на обращение в государственные и иные органы (к примеру, в органы местного самоуправления) с предложениями различного толка и заявлениями. Впервые названный институт получил своё конституционное закрепление в Конституции 1977 года (ст. ст. 49, 58). Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право, закрепленное в статье 33 действующей Российской Конституции, предусматривает возможность обращаться с личными и общественными просьбами в любой орган и к любому должностному лицу, вплоть до Президента России. Указом Президента Российской Федерации от 22 мая 1995 года создано Управление по работе с обращениями граждан, которое призвано обеспечивать рассмотрение обращений граждан, адресованных Президенту, Правительству и Администрации Президента Российской Федерации.

В обеспечительных целях Управление:

  • - организует приём граждан Руководителем Администрации Президента Российской Федерации и его заместителями, заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, а также федеральными министрами и другими высшими должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации; работниками Управления в Приёмной Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • - осуществляет контрольную деятельность за исполнением поручений по обращениям граждан, извещает последних о результатах рассмотрения в Управлении их обращений, создаст информационный фонд, способствует своевременному рассмотрению обращений граждан, а также направляет их для рассмотрения в соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Управление выполняет четыре основные функции согласно действующему законодательству:

  • - обеспечительную по рассмогрению устных и письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации;
  • - информационно-аналитическую, анализируя обращения, адресованные Президенту Российской Федерации, подготавливая необходимую информацию, доклады, сообщения;
  • -методическую и справочную работу, связанную с обращениями граждан.

Российское законодательство в настоящий период не имеет единого федерального закона, посвященного рассмотрению предложений и заявлений граждан, а также общественных организаций в сфере государственного управления независимо от формы собственности к публичным органам исполнительной власти.

Право на такие средства творческого созидательного участия граждан в управлении, как предложения и заявления, в настоящий период регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб 1раждан» от 12 апреля 1968 года (в редакции от 4 марта 1980 года).

Очень активно идёт нормотворческий процесс по данному вопросу в таких субъектах Российской Федерации, как г. Москве, Саратовской и

Свердловской областях и других, где приняты законы по названным видам обращений б5.

Отсутствие единого закона заставляет федеральные органы исполнительной власти заполнить создавшийся вакуум путём принятия ведомственных документов, что свидетельствует о жизненной надобности, потребности в урегулировании данного производства. Это: «Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб и организации приёма граждан в федеральных органах правительственной связи и информации», утверждённая приказом ФАПСИ от 27 марта 2000 года66; «Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности», утверждённая приказом ФСБ от 4 декабря 2000 года 67. Вышеназванные нормативные акты детально регламентируют процедуру в данной работе: закреплена важная презумпция о том, что работа с обращениями граждан - важная обязанность руководителей соответствующих органов, за которую они несут личную ответственность; определены важнейшие принципы работы (своевременность, всесторонность, законность, обоснованность, информированность, срочность, подведомственность, ответственность) и др.

Новеллой настоящего периода являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок рассмотрения обращений организаций и государственных органов в сфере государственного управления. Примером таких документов можно назвать: постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года «О порядке рассмотрения обращений Министерства иностранных дел Российской Федерации и входящих в его систему дипломатических представительств по вопросам международного сотрудничества»68; постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 года об утверждении Положения о порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения м; приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 13 августа 1999 года «Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»70; приказ Федеральной энергетической комиссии от 6 октября 2000 года «Правила рассмотрения ФЭК Российской Федерации

” Нами они рассматривались выше.

  • 66 РГ. 2000.12 мая.
  • 67 РГ. 2000. 3 февраля.
  • 68 // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1437.
  • 69II СЗ РФ. 2001. № 28. Ст. 2889.
  • 70//БНА. 2000. №1.

ходатайств субъектов естественных монополий» 7|; приказ Министра юстиции Российской Федерации от 6 сентября 1997 года «Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации» приказ Министра культуры Российской Федерации от 12 марта 1999 года «О порядке рассмотрения обращений органов государственной власти субъектов Российской Федерации об исключении объектов из числа памятников истории и культуры местного значения»[1] .

Итак, вышеназванные акты определяют правила обращений организаций любых форм собственности в различных сферах государственного управления.

  • [1] II БНА. 2000. № 49. 2 //БНА. 1997. №21. 3 //БНА. 2000. №10. 4 См.: Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства её обеспечения. М., 1998. С. 130-154.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >