ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Структура, функции и средства общения

В структуре общения выделяются три взаимосвязанных компонента (стороны) — коммуникативный, интерактивный, перцептивный. Рассмотрим кратко каждый из них:

1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Что касается коммуникации, следует понимать ее как обмен людей между собой при выполнении совместной деятельности различными идеями, представлениями, знаниями, интересами, чувствами, установками. В условиях человеческого общения информация не просто передается (например, учитель передает учебный материал учащимся), но формируется, уточняется, развивается, усваивается другим.

Общение нельзя рассматривать как отправление информации одним субъектом другому, или как прием информации одного субъекта от другого. В общении мы имеем дело с отношением двух (трех и т.д.) индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности (педагогическое сотрудничество учителя и ученика). Направляя информацию другому человеку, необходимо ориентироваться, то есть анализировать его мотивы, цели, установки. Нужно предполагать также, что в ответ на представленную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Для учителя этот момент особенно важен (как ученик освоил представленную информацию).

Обмен информацией обязательно предусматривает воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние, возникающее здесь, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось это воздействие.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно в том случае, если человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации («все говорят на одном языке»).

В процессе коммуникации могут возникать различные барьеры. Они носят социальный и психологический характер. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия и др.

Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительной и констатирующей.

  • 2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Для участников совместной деятельности важно ие только обменяться информацией, ио и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. Здесь возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность коллективной.
  • 3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). В процессе общения необходимым является взаимопонимание между его участниками. Поскольку человек вступает в общение как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — тоже как личность. По внешней стороне поведения человека мы как бы «читаем» его, расшифровываем значение его внешних данных (С. Л. Рубинштейн). Возникающие при этом впечатления играют важную регулятивную роль в процессе общения. Так, от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке. В процессе восприятия важное значение имеют: идентификация (уподобление себя другому человеку); рефлексия (отражение в своем сознании мыслей и действий другого, размышление за него); эмпатия (сопереживание другому человеку).

Общение — это процесс взаимодействия, имеющий своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение другого человека. Оно представляет собой деятельность двух или более людей. Непосредственное межличностное общение имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона — это реально наблюдаемое коммуникативное поведение партнеров в форме речевых и неречевых обращений. Внутреннюю сторону общения составляют:

  • а) особенности субъективного восприятия партнерами ситуации общения;
  • б) эмоциональные переживания в связи с реальными и ожидаемыми контактами; в) мотивы и цели контактирования; г) психологический эффект общения (изменение установки, отношений, мотивации, состояния и др.). Межличностные взаимоотношения участников являются либо предпосылкой, либо следствием их общения.

Функции общения:

  • 1. Функция социально-психологического отражения. Общение возникает как результат и форма «объективированного», сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия. В зависимости от характера взаимовлияний происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательной и количественной сторон индивидуального отражения с образованием «коллективной данности» как формы коллективного мышления людей или напротив, столкновение данностей, их нейтрализация, подавление.
  • 2. Регулятивная функция заключается в том, что в процессе общения происходит непосредственное или опосредованное воздействие на партнера с целью изменения его поведения, состояния, системы ценностей, активности и т.д.
  • 3. Познавательная функция общения заключается в том, что вследствие контактов партнеры приобретают определенные знания о других, о себе и о многом другом.
  • 4. Экспрессивная функция. Различные формы общения выражают эмоциональные состояния и переживания партнеров по общению. Это своеобразный способ выражения своего отношения к происходящему через общение.
  • 5. Функция социального контроля. Для поддержания необходимой согласованности и организованности групповой деятельности используются самые разнообразные формы социального контроля (одобрение, похвала, порицание, неодобрение). Нередко отсутствие общения может рассматриваться как та или иная санкция (порицание).
  • 6. Функция социализации. Эта функция одна из наиболее важных функций. Она нередко скрыта за процессом осуществляемой деятельности (обучение, воспитание и пр.).

Средства общения. Основным средством общения между людьми является слово. Система слов и выражений образует язык, который возникает в результате исторического развития труда и социальных отношений. Любая деятельность имеет свой собственный язык, с помощью которого организуется и осуществляется общение и взаимодействие в группе. Это и жесты, и мимика. Суть языка как средства общения заключается в том, что он должен быть единым для всех участников общения. Только при этом условии он может быть понятным каждому партнеру. Важен не только смысл слов, но и тон, в каком они сказаны.

Помимо смысла слов и тона важную роль при общении играют громкость их произношения, тембр и звонкость голоса. Можно получить разные эффекты, произнося одно и то же слово громко или шепотом, медленно или быстро, один раз или многократно. Все это имеет определенное психологическое значение при построении речи, при организации слов в процессе общения.

В качестве выразительных средств общения широко используются выразительные движения, двигательные действия, поступки, ав педагогической деятельности — невербальные средства общения.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >