СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

«Жизнь семейственная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом корень дерева» Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский

Брак как социальный институт

Семья и связанные с ней традиционные культурные, нравственные, духовные ценности — это основа любого народа, любого общества и государства. Семья — это основа национальной и религиозной жизни России. Из семьи, — пишет священномученик Иоанн Восторгов, «произошёл род, затем государство. Итак, если корень крепок и здоров, здорово будет и древо, и наоборот. И опыт действительно говорит, что там, где падала семья, падала вместе с тем и жизнь общественная и государственная» [Свм. Иоанн Восторгов, с. 60—61].

Определение, которое даёт семье Святейший Патриарх Кирилл, следующее: «Семья — это реальность, которая описывается следующим образом: мужчина и женщина живут вместе, хранят верность, заботятся о детях и вместе их воспитывают. Эта реальность появилась задолго до того, как возникли какие-то юридические схемы и конструкции, которые описывали феномен семьи социологически, юридически и придавали ему правовое значение. И хотя семейные традиции несомненно являются частью культуры, а семья, конечно, тоже укоренена в человеческой культуре, но тем не менее, она предшествует и самой культуре, потому что по свидетельству Библии создана Богом на самой заре человеческой истории. Поэтому мы можем утверждать, что семья — это Богом установленная институция. Семья укоренена в самой природе человеческой личности» [Кирилл, Св. Патриарх, 2014].

Семья представляет собой социальную ценность, аккумулирующую в себе многие семейные ценности, которые в определённой степени исследованы в трудах современных учёных: С. Р. Болотовой, Е. А. Глушковой, С. В. Ивановой, А. В. Артамоновой, В. А. Уваровой и другими. К традиционным семейным ценностям, провозглашаемым «Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», относятся ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанного на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению [Концепция, 2014].

Семья представляет собой социальный институт, в основе которого лежит супружеский брак — исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу [Энциклопедический социологический словарь, 1995, с. 75]. У разных народов принципы, на которых базируется брачный союз, могут существенно различаться, но само назначение брака остается единым: юридическое узаконение отношений между мужчиной и женщиной и продолжение рода. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Без сохранения семьи и ее традиций у страны не может быть будущего. Именно в семье дети учатся любви, общению, служению своим ближним; учатся преодолевать эгоизм. Такие вечные семейные ценности, как истинная любовь к Богу, к Отечеству и к ближнему, нерушимый брачный союз, благочестие, почитание родителей, их власти и авторитета, уважение к старшим, забота о младших, доброта и милосердие, терпимость, мужество и трудолюбие — скрепляют общество и государство. Их необходимо бережно сохранять и передавать от поколения к поколению с осознанием их непреходящей ценности.

Существование семьи (ячейки общества), как и других социальных институтов, обусловлено общественными потребностями: семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества и государства. Митрополит Московский святитель Филарет (Дроздов) так писал о важной роли правильно устроенной семейной жизни в укреплении позиций государства: «Чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия — для сего надобно, чтобы жизнь семейственная была крепка благословенной любовью супружеской, священной властью родительской, детской почтительностью и послушанием...» [Филарет, св., митр.; 2013, с. 58].

Интересно и актуально замечание святителя Филарета о взаимовлиянии семейной и государственной жизни: «хотя власть государственная может исправлять частные недостатки и пороки жизни семейственной, но тем лучше для государства, чем менее нужны сии исправления, чем более здравых членов представляет в распоряжение государства, чем вернее приготовлена и сбережена домашняя честность и доброта к употреблению в подвиги и добродетели на поприще жизни общественной» [Филарет, св., митр.; 2013, с. 58].

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >