К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИЕ

Под образованием в настоящее время понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творче-

ского, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов1.

В законодательном определении образования встречается понятие компетенции. Чем вызвано появление данного термина? Какие преимущества несет компетентностный подход для образования?

Понятие компетентностного подхода в образовании возникло сравнительно недавно в процессе дискуссий о проблемах и путях совершенствования российского образования. Обращение к компетентностному подходу связано со стремлением определить необходимые изменения в правовом регулировании образования, обусловленные переменами, происходящими в обществе. Следовательно, цель компетентностного подхода — обеспечение качества образования.

В психологии понятие компетентностного подхода рассматривали довольно давно. Обобщая исследования по данной проблеме, И. А. Зимняя выделила три этапа в развитии компетентностного подхода.

Первый этап (1960-1970 гг.) отмечен введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий «компетентность» и «компетенция».

Второй этап (1970-1990 гг.) характеризуется использованием категорий «компетентность», «компетенция» в теории и практике обучения, в основном, родному языку, а также в сфере управления и менеджмента.

Третий этап (1990-2001 гг.)—период утверждения компетентностного подхода, активного использованиям категории «компетентность»/«компетенции» в образовании.

В материалах ЮНЕСКО приводится перечень компетенций, которые рассматриваются как желаемый результат образования. В 1996 г. Совет Европы вводит понятие «ключевые компетенции», которые должны способствовать сохранению демократического общества, мультилингвизма, соответствовать новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям[1] .

А. В. Хуторской отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволяет решить типичную для российской школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соот-

ветствующая совокупность образовательных компонентов. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т. е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта[2].

Обобщение исследований, проводимых в Западной Европе по проблеме ключевых позиций компетентностного подхода, позволяет заключить, что общепринятого определения не выработано. Разные страны в качестве основных составляющих рассматриваемого подхода называют ключевые квалификации (Германия), базовые навыки (Дания), ключевые навыки (Великобритания). Анализ предлагаемых структур и перечень этих конструктов показывают, что один из них относится к компетентности — широкой общеобразовательной, политической и метакультурной осведомленности, другие обозначают способности в области выполнения широкого спектра обобщенных действий — компетенций, третьи характеризуют социально-профессиональные качества обучаемых и работников. Таким образом, все многообразие новых интегративных единиц образования можно объединить в три группы: компетентности, компетенции, учебнопознавательные и социально-профессиональные качества (или метакачества).

  • [1] Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : в ред. Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 458-ФЗ // Рос. газета. 2012. 31 дек. ; 2016. 11 янв. 2 Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (дата обращения: 11.01.2016).
  • [2] Хуторские А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/1212.htm (дата обращения: 12.01.2016). 2 Оценка качества профессионального образования / под ред. В. И. Байденко, Дж. ван Занворта. М., 2001. С. 40-63.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >