ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА И СУЩНОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Требования современного общества к уровню профессиональной компетенции, к качественным характеристикам личности определяют цель образования (всестороннюю реализацию личности) и подход к обучению с установкой на подготовку специалиста с комплексом социально значимых умений и знаний. Всесторонняя реализация личности не может быть достигнута без формирования устойчивой мотивации студентов к получению социально ценных знаний, умений, навыков и развитию интеллекта. Формирование мотивации и само обучение осуществляются не только в ходе воздействия преподавателя на студента, но и в процессе взаимодействия этих субъектов: преподаватель обеспечивает образование (обучение, воспитание и развитие) обучающегося, последний, в свою очередь, стремится освоить способы и прие-

мы самостоятельной деятельности по данным преподавателем образцам, что означает начало перехода от образования к самообразованию.

Названный переход обеспечивается предметными и личностными аспектами целей обучения. Профессиональная компетентность педагога выступает в качестве обязательного условия успешной реализации целей, а формируемая в процессе реализации целей коммуникативная компетентность студента означает усвоение методов работы с учебно-научной информацией и способность выполнять все виды и формы учебной деятельности.

Умение выполнять все виды и формы учебной деятельности — важнейшая характеристика обучающегося как субъекта образовательного процесса. Однако, как показывает практика, это умение не дано изначально и должно быть сформировано преподавателем путем отбора и организации учебной информации, а также указания алгоритмов выполнения учебных действий.

Формирование умений и навыков и их состав, уровни знаний в методике описывают терминами «компетенция» и «компетентность». Через эти понятия определяются также цели обучения и его содержание с позиций компе-тентностного подхода.

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией или их совокупностью. «Под компетенцией мы имеем в виду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью — уже состоявшееся его личностное качество (характеристику)»[1]. Компетентность как результат обучения не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта (рис. 1).

Ком петен гность ------------1 Компетенция

Обученность' Обучаемость1

Соотношение понятий «компетентность» и «компетенция»

Рис. 1. Соотношение понятий «компетентность» и «компетенция»

Компетенция и компетентность различаются как обучаемость и обученность, как процесс формирования определенного набора качеств, знаний, умений, способностей, заданный как цель обучения той или иной дисциплине, и результат в виде обладания определенным набором качеств, знаний, умений, способностей, удовлетворяющим современным требованиям общества к специалисту. Компетенция при соответствующих условиях обучения преобразуется в итоге в компетентность специалиста.

Ведущая компетентность, которой должен обладать специалист, может быть названа интеллектуальной (способность и умение эффективно и своевременно пользоваться полученным запасом знаний) и разложена на две составляющие: коммуникативную (способность и умение эффективно осуществлять процесс освоения и построения текстов) и профессиональную компетентности.

В образовательном процессе компетентности формируются с помощью компетенций (рис. 2).

Типы компетенций, формируемых в процессе развития речи и мышления обучающихся

Рис. 2. Типы компетенций, формируемых в процессе развития речи и мышления обучающихся

Лингвистическая компетенция предполагает знание теоретических сведений по курсу, умение их изложить, а также ответить на вопросы по содержанию учебной информации (наличие знаний о разграничении языка и речи, иерархии в языке и уровнях языка, видах значений слова и механизмах образования переносных значений, умения разграничивать язык и речь, объясняя их сущность, различать типы переносных значений, образные и переносные значения, строить интерпретационные тексты, объясняющие сущность культурологических явлений, и др.).

Языковая компетенция — знание языковых единиц и отношений между ними, умение анализа и синтеза языкового материала. Для формирования языковой компетенции предлагаются задания на нахождение примеров, их классификацию, определение характерных свойств и частей языковых единиц (аналитические задания), а также задания на дополнение, перестройку, конструирование и классификацию языковых единиц (синтетические задания).

Речевая компетенция — знание правил употребления лексики в речи, умение воспроизвести теорию, умение единицы внутренней речи переводить во внешнюю речь, различать значение и смысл в тексте, умение восстанавливать текст, строить текст любой степени свернутости, варьировать текст во внешней структуре, анализировать внутреннюю структуру текста, умение составлять опорные схемы текста: денотативную, денотативно-предикативную и мотивационную схемы, умение разворачивать текст, умение строить новый текст на базе нескольких старых, умение определять типы текстов и составлять тексты разных типов. Для формирования речевой компетенции привлекаются задания, связанные с построением текста, с его преобразованием, т. е. трансформацией грамматической и лексической.

Коммуникативная компетенция предполагает владение и оперирование знанием механизма речемыслительного процесса, операций преобразования структур внутренней речи в текст и компрессии информации в структуры внутренней речи, умение производить мыслительные операции, необходимые в процессе построения и освоения текста, способность построить во внутреннем плане ориентировочную основу (план, стратегию) своей внешней речевой деятельности.

Сформированность коммуникативной компетентности обеспечивается теоретическими основами и практическим применением знаний из определенных областей науки (табл.).

Таблица. Компетенции-составляющие коммуникативной компетентности

Коммуникативная

Речевая

Лингвистическая и языковая

Знания

Теория речемыслительного процесса, теория информации, логика

Теория текста, теория коммуникации, функциональная стилистика

Теория языка, знание единиц языка и их организации, стилистика языка

Умения

Интеориоризация и экстери-оризация смысла, выявление пресуппозиций

Анализ/синтез информации, освоснис/построснис текста

Умение определять актуальные лингвистические знания, умение воспроизводить теорию

Навыки

Алгоритмы переструктурирования информации в знание, навыки авторефлексии, логических действий с информацией

Построение адекватного коммуникативной задаче текста

Навыки грамматические и лексические (построение конструкций, сочетаемость)

Выводами к вышесказанному послужат следующие заключения.

Цели, содержание и предполагаемый результат обучения описываются в виде определенного набора компетенций, которыми должен овладеть обучающийся. Процесс формирования компетенций включает: определение конечного уровня их сформированное™ на этапе анализа результатов обучения; при необходимости — корректировку учебного процесса и организацию процесса формирования ключевых компетенций студентов соответственно целям обучения; определение особенностей субъектов и функций учебного процесса (преподаватель, студент, информация) и технологии формирования компетенций (цели — содержание — методы, подходы, принципы, формы, средства, способы обучения).

  • [1] Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (дата обращения: 12.12.2015).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >