ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Психорегуляция как проблема физического воспитания и спортивной тренировки

Выполнение физических упражнений, участие в спортивных соревнованиях невозможно без сформированной у человека способности к регуляции своего поведения и состояния. Именно поэтому одной из задач педагога, тренера является развитие у занимающихся способности к саморегуляции. В большей части развитие у спортсменов способности к саморегуляции происходит спонтанно, без специального обучения. В связи с этим данной способностью обладают далеко не все, даже высококвалифицированные спортсмены. В результате спортсмены не всегда психологически готовы к соревнованию, что сказывается отрицательно на их деятельности и результатах.

Понятие и назначение психорегуляции

Под психорегуляцией понимается система мероприятий, направленная на изменение у спортсмена психического состояния, необходимого для успешного осуществления деятельности. Психорегуляция в научно-методической литературе представляется важной категорией системы психологической подготовки спортсменов и рассматривается в нескольких аспектах.

Первый аспект психорегуляции заключается в понимании ее как способности регулировать свое психическое состояние в условиях воздействия стрессогенных факторов.

Второй аспект психорегуляции заключается в понимании ее как деятельности спортсмена по овладению средствами и приемами психорегуляции и их использованию в тренировочной и соревновательной деятельности с той или иной целью.

Третий аспект — в понимании ее как системы средств, используемых спортсменами и тренерами в процессе спортивной подготовки.

В многолетней спортивной тренировке выделяются: этап предварительной подготовки; этап начальной спортивной специализации; этап углубленной спортивной специализации; этап спортивного совершенствования. Исходя из задач этапов, мы считаем, что на этапе предварительной подготовки, где осуществляется всестороннее физическое воспитание, формирование интереса к физическим упражнениям и поиск спортсменом «своего» вида спорта, обучение навыкам психической саморегуляции будет нецелесообразным. Активное обу чение психорегуляции следует начинать на этапе спортивной специализации, так как в это время начинается накопление соревновательного опыта, что обусловливает формирование определенных стереотипов поведения.

Назначение психорегуляции в физическом воспитании и спортивной тренировки сводится к:

  • 1) содействию овладению техникой спортивных достижений;
  • 2) формированию психологической структуры спортивной деятельности;
  • 3) использованию спортсменом приемов достижения оптимального психического состояния на соревнованиях;
  • 4) содействию реализации спортсменом на соревнованиях накопленного на тренировках потенциала;
  • 5) восстановлению психической работоспособности после тренировок и соревнований;
  • 6) повышению устойчивости к воздействию стресс-факторов;
  • 7) созданию состояния психической готовности к выполнению физических упражнений и выступлению на соревнованиях.

Психорегуляция в системе многолетней спортивной тренировки

Многообразие спортивной деятельности и ее структура определяет содержание и назначение психорегуляции. В каждом виде спорта психорегуляция имеет свою специфику, содержание, назначение. Так, в тяжелой атлетике психорегуляция необходима для создания мобилизационной готовности к поднятию максимальных весов, в спортивной гимнастике — при разучивании сложных упражнений, исправлении ошибок в технике, настройке на выполнение сложных упражнений.

Спортивная деятельность включает две существенно различающиеся друг от друга части — тренировочную и соревновательную. Содержание и назначение психорегуляции в них также различаются. На тренировочных занятиях осваиваются приемы, средства психорегуляции. На соревнованиях осуществляется реализация психорегуляции (способности, средств) с целью формирования и сохранения оптимального предстартового и стартового состояний спортсмена, содействия проявлению накопленных на тренировках физического и технического потенциалов спортсмена.

В годичном цикле спортивной тренировки содержание и назначение психорегуляции определяется задачами конкретного периода. В подготовительном периоде — развитие и совершенствование способности к психорегуляции, овладение средствами, приемами, методами. В соревновательном периоде — реализация саморегуляции с целью успешного выступления спортсмена. В переходном периоде — для восстановления психической работоспособности.

Выделяются два вида психорегуляции', саморегуляция и гетерорегуляция.

Психическая саморегуляция — это воздействие спортсмена на самого себя с помощью слов, соответствующих мысленных образов, представлений и воображения. Если мысленно, перед зеркалом, представить свое улыбающееся лицо, то зеркало покажет вам улыбающееся лицо. Мысленный образ улыбки породил движение в мышцах лица. Представив себя на морозе, можно вызвать у себя появление «гусиной кожи» — симптома, свидетельствующего о том, что температура поверхности тела понизилась. Судя по приведенным примерам, можно заключить следующее: 1) слова имеют постоянных «спутников» - мысленные образы; 2) слова вместе с их мысленными образами оказывают воздействие на функции организма человека. Однако для этого необходимо специальная тренировка.

Психическая саморегуляция может осуществляться двумя направлениями: самоубеждением и самовнушением. Самоубеждение — это способ воздействия на себя с помощью логических доводов. Самовнушение — это беспрекословная вера, способная действовать на сознание в обход логики. С помощью самовнушения можно добиться обезболивающего эффекта, например, при наличии какой-то травмы.

Влияние самовнушения на организм человека известно с древних времен. Особое распространение саморегуляция получила в странах Древнего Востока — Японии, Индии, Китае. Именно на самовнушении базируется религиознофилософская система — йога. Цель йоги — добиться психофизического состояния у человека, при котором возникает иллюзия своеобразного «растворения» своей личности и слияния ее с божественным началом.

В начале XX в. в Германии широкое распространение получила аутогенная тренировка И. Г. Шультца. Американский исследователь Э. Джекобсон разрабатывает свою методику психической саморегуляции «прогрессивную релаксацию». Он показал, что при возникновении эмоций напрягаются определенные группы скелетных мышц. Расслабляя эти мышцы, можно изменять эмоциональное состояние в нужном направлении. Канадский специалист Л. Персиваль предлагает свою методику психической саморегуляции. Суть этой методики состоит в использовании двух чисто физических механизмов — дыхания и сокращения мышц с последующим их расслаблением. Сочетая задержку вдоха с напряжением мышц, а затем расслабляя мышцы на фоне спокойного выдоха, вы можете снять чрезмерное волнение и успокоить себя.

Гетерорегуляция — это воздействие на спортсмена со стороны (тренера, психолога, врача). Эффективность гетерорегуляции определяется опытом и авторитетом лица, проводящего этот сеанс, с одной стороны, и рядом личностных качеств спортсмена — с другой. Гетеровнушению наиболее подвержены лица с экстернальным локусом контроля и слабым типом нервной системы. Тренеру, психологу важно знать, какой из видов психической регуляции наиболее эффективен при работе с конкретным спортсменом.

Назначение психорегуляции при подготовке спортсменов к соревнованиям заключается в следующем:

  • 1. Приобретение спортсменом оптимального, боевого состояния к соревнованию.
  • 2. Обеспечение отдыха между соревновательными стартами.
  • 3. Преодоление чувства усталости, страха и других неблагоприятных состояний.
  • 4. Ускорение вхождения спортсмена в необходимое состояние.
  • 5. Восстановление работоспособности спортсмена после тренировок и соревнований.
  • 6. Мобилизация на проявление максимальных, волевых и физических усилий.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >