ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ И БИЛИНГВАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.М. Гарифуллина Казанский федеральный университет

Актуальность поликультурной подготовки педагогов в вузе обуславливается тем, что перед образовательными учреждениями дошкольного типа стоят сложные этнокультурные и межэтнические педагогические задачи.

Поликультурное образование понимается нами как процесс формирования и совершенствования ее педагогических характеристик в многонациональном обществе, во Франции - как учет расового и этнического многообразия студентов, создание позитивного микроклимата в группе, наличие различных языковых единиц в группе; в США к процесс формирования граждански-ответственной личности, стремящейся к улучшению и преобразованию своей страны; и таких примеров множество. В то же время, поликультурное языковое развитие означает хорошую языковую координацию (свободное общение на двух-трех языках - или билингвизм и полилингвизм) или субординацию (свободное общение на одном и переводное общение на другом) [2, 4].

В дошкольном возрасте закладываются основы этнокультурной идентификации личности. Важно, чтобы в этот период рядом находились подготовленные педагоги, способные позитивное отношение к особенностям национальной культуры людей других национальностей.

Суть поликультурного образования заключается в приобщении бакалавров к педагогической культуре других народов, формирование идентичности студентов в современном обществе [1].

Будущий бакалавр дошкольного образования должен прививать детям определенные знания и навыки поликультурализма. Для выявления результативности воспитания знаний и навыков в этом направлении определены следующие критерии: правильность суждений о национальной принадлежности, традициях, фольклоре своего народа и других народов; степень интереса к народным традициям и творчеству; проявление интереса к родным языкам сверстников.

В дошкольных образовательных учреждениях воспитываются дети разных национальностей, языков.

Дошкольное образование в свете поликультурной педагогики означает, во-первых, обеспечение всех этнокультурных групп академическими успехами при дальнейшем обучении и, во-вторых, внедрение с ранних лет жизни человека мультикультурного сознания, в-третьих, освоение иностранных языков. Результаты поликультурного образования в рамках высшей школы в значительной мере зависят от того, насколько успешно решались соответствующие задачи при педагогической работе с детьми дошкольного возраста [1, 4, 6].

Владение двумя языками в XXI веке является нормой. Легкое «переключение» с одного языка на другой у одних вызывает восхищение, у других - страх неудачи. Для того, чтобы легко переключаться, нужно не просто говорить, необходимо думать на том языке, на котором говоришь. Если это удается, билингвальное обучение является успешным [3].

Билингвальной подготовкой принято называть свободное (попеременное) владение двумя языками. Билингвальная подготовка рассматривается неотрывно от поликультурного. Значение «ро!у» - с греческого переводится как «много», т.е. многокультурный, билингвизм с латинского переводиться как «bi» - два, a «lingua» - язык, т.е. двуязычие.

Как показывает отечественный и мировой опыт, многие педагоги дошкольных учреждений адекватно воспринимают предназначение поликультурного образования. Но зачастую его сводят к развитию у ребенка лишь позитивного отношения к народам и культурам зарубежья [2, 5].

На сегодняшний день отечественная и мировая педагогика обладает банком идей в области поликультурализма и билингвизма, а также ведет активные поиски методов и технологий в области поликультурной и билингвальной подготовки будущих бакалавров педагогических направлений, в том числе и дошкольной.

Литература

  • 1. Бессарабова И.С. Поликультурная подготовка педагога в России и США // Образовательный портал // URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content& p=show article&article id=7781171 (дата обращения 17.04.2013).
  • 2. Габдулхаков В.Ф. Особенности поликультурного языкового развития детей дошкольного возраста в России. // Сб.: Воспитание и обучение детей младшего возраста. - М., 2013. - С. 234-238.
  • 3. Габдулхаков В.Ф. Поликультурная подготовка в контексте предметного и профессионального образования в вузе. И Образование и саморазвитие. - 2014. - № 3(41). - С. 3-11.
  • 4. Джуринской А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме / А.Н. Джуринской. - М.: Юрайт, 2016. -257 с. - сер. Бакалавр и магистр. Академический курс.
  • 5. Banks J.A. Educating Citizens in a Multicultural Society, Second Edition. Multicultural Education / Текст / J.A Banks. McGrow-Hill, 1996.-218 p.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >