Особенности мотивации лиц, занимающихся физической культурой и спортом

В основу психолого-педагогических воздействий, способствующих развитию профессионально важных качеств, личностных особенностей, должно быть положено воспитание у спортсменов постоянной мотивации, активной установки на произвольное самосовершенствование, самовоспитание, саморазвитие. Психологические требования к высокому уровню функциональной подготовленности и специальной работоспособности, особенно в условиях соревновательной деятельности, непрерывно увеличиваются. Следовательно, все больше возрастает и значение контроля и коррекции индивидуальных особенностей спортсмена, его психологических возможностей, которые играют решающую роль в эффективности и успешности спортивной деятельности, а также оказывают значительное влияние на формирование и совершенствование профессионально важных качеств.

Главным действующим лицом в спорте является спортсмен, и тренеру небезразлично, что же движет спортсменом в его спортивном совершенствовании, как активизировать этот «двигатель», запустить его в действие? Не зная особенностей потребностно-мотивационной сферы личности спортсмена, трудно готовить его к соревнованиям, формировать у него устойчивую, сильно действующую мотивацию. Тренер, вооруженный информацией об особенностях мотивации своего ученика, выступает как тонкий творец и истинный создатель спортивного результата.

По признанию многих спортивных психологов, мотивационная сфера спортсмена — это стержень, ядро его личности, совокупность внутренних побудительных сил к действию.

Для начала спортивной тренировки требуется достаточно высокий уровень мотивации, побуждающий спортсмена перешагнуть барьер комфорта и начать переживать все ощущения, возникающие при крайних степенях утомления и напряжения. Мерой выносливости к действию факторов нагрузки в этом случае будет сила мотивов, побуждающих спортсмена к деятельности, уровень его мотивационного состояния как величины побуждения к выполнению трудной нагрузки. Уровень мотивации к работе имеет двойственный характер.

С одной стороны, долговременный (сила мотива достижения цели), с другой — ситуативный. Отдаленность конечных целей спортивной тренировки (Олимпийские игры, чемпионаты мира и т.п.) на значительный срок приводит зачастую к потере перспективы и снижению интереса к тренировке, без которой (спортсмен это хорошо понимает) достижение поставленных целей не возможно. Такое снижение мотивационного состояния (или рабочей мотивации), происходящее в очень короткие промежутки времени, выступает началом как внутренних конфликтов (не нравится план работы, место тренировки, сроки соревнования, вызывает сомнение методика тренировки), так и межличностных (тренер слишком придирчив, соперники бесцеремонны), которые являются отражением изменившихся отношений спортсмена к основным факторам спортивной деятельности. Это выражается в изменении в первую очередь таких составляющих мотивации, как удовлетворенность деятельностью, уверенность в правильности методики тренировки, активность в деятельности, надежда на успех. Суммарное изменение названных составляющих, представляя собой изменение отношений спортсмена (имеющих ту или иную эмоциональную окраску), есть изменение уровня мотивации, побуждения к деятельности (мотивационного состояния).

У спортсменов мотивация — побуждение к действию играет большую роль. Однако при этом необходимо учитывать, что для достижения цели в конкретном соревновании спортсмен должен мотивироваться самым сильным мотивом иерархии, который может реализоваться в данных условиях. Такой мотив активизируется и становится действенным.

Особое значение придается изучению и формированию мотивов спортивной деятельности в сборных командах России на заключительном этапе подготовки к олимпийским играм, чемпионатам Европы и мира.

В последнее время в нашей стране все больше развиваются рыночная экономика и рыночные отношения. В связи с этим в обществе сложилась такая ситуация, когда материальные ценности стали занимать ведущее место в жизни многих людей. И это не могло не отразиться как на деятельности спортсменов, так и на особенностях спортивной мотивации. Очень остро эта проблема стоит в спорте высших достижений.

Отмечается, что материальная ориентация может выступать иногда как доминирующая в мотивации спортсмена. В различных видах спорта это происходит в разные возрастные периоды. Доминирование в мотивации спортсмена материальных потребностей следует рассматривать как сигнал неблагоприятный. Дело в том, что деятельность, мотивируемая лишь за счет материальных потребностей, не может быть устойчивой.

Обращаясь к потребностям спортсмена в самоутверждении, самовыражении и исполнении общественного долга, можно повысить эффективность отдельных тренировочных занятий, конкретных заданий, реализуемых в них, настроить спортсмена на победу над более сильным соперником, переломить ход соревновательного поединка. Причём тренер должен в каждом конкретном случае знать, что наиболее актуально для данного спортсмена. Так, в мотивации более зрелых спортсменов начинают актуализироваться факторы социально-бытового характера.

От того, каков микроклимат в коллективе, где тренируется спортсмен, во многом зависит его мотивация. В одних случаях она может усиливаться, а в других ослабевать. Особенно сильное влияние обстановки, царящей в спортивном коллективе, испытывают те спортсмены, у которых велика потребность в благоприятном социально-личностном микроклимате. Эту особенность мотивации спортсменов нельзя не учитывать в работе с ними.

Мы рассматриваем специальную подготовку как основной раздел мастерства, как его главное оружие в борьбе с противником. Однако специальная подготовка конкретного спортсмена в значительной мере определяет и уровень его мотивации. Дело в том, что сила и устойчивость мотивации во многом определяются возможностями субъекта удовлетворять свои потребности в конкретном виде деятельности. И именно уровень специальных знаний и навыков определяет возможности спортсмена.

Потребности в овладении специальными знаниями и навыками иногда актуализируются в мотивации и более зрелого спортсмена. Чаще всего это происходит, когда резко повышается специальная подготовленность его основных конкурентов. Тренеру очень важно не пропустить этот момент и вместе со спортсменом попытаться найти пути дальнейшего повышения эффективности технико-тактического мастерства, так как только в этом случае сохраняется высокая мотивация ученика, а, следовательно, и уверенность в собственных силах.

Хорошее здоровье является важным условием формирования мотива любой деятельности. В спорте с его предельными физическими нагрузками и психическим напряжением этот вопрос приобретает особое значение. Но тем не менее в этом случае, когда побудительные основания (принципиальная и материальная направленность мотивации спортсмена) устойчиво доминируют, он ради победы в соревнованиях может преодолеть болевые ощущения, вызванные травмой или нарушением функции отдельных органов. Если же говорить в целом о связи мотивации и здоровья, то, конечно же, зависимость здесь прямая. Чем лучше состояние здоровья спортсмена, тем выше его мотивация. В этой связи большую роль приобретают профилактические мероприятия, позволяющие предупредить возникновение отдельных заболеваний и тем самым сохранить мотивацию спортсмена на высоком уровне.

В спортивной борьбе практически на всех её этапах информация о предстоящих противниках имеет большое мотивирующее значение. Это обстоятельство необходимо учитывать в тренерской практике. Тренеры должны знать, что для усиления мотивации спортсмена необходимо не только информировать его о предстоящих конкурентах, гораздо важнее вскрыть их недостатки, сильные стороны и целенаправленно, пользуясь методом моделирования, работать над использованием слабых сторон подготовки противника, стараясь преодолевать его положительные качества. При таком понимании дела тренер не только повышает технико-тактические возможности своего ученика, но и воздействует на его мотивацию, что не менее важно.

Безусловно, соревнование оказывает сильнейшее воздействие на психическое, а через него и на физическое состояние спортсмена. И это не может не отразиться на его мотивации.

В работе со спортсменами, подверженными отрицательному влиянию соревновательных условий, необходимо очень тщательно продумывать календарь их выступлений в соревнованиях. В этих случаях необходимо как никогда соблюдать принцип постепенности. Чаще успех приносит целенаправленное, постепенное подведение спортсмена к главному соревнованию. Такой подход гарантирует формирование устойчивой мотивации.

Необходимо подчеркнуть, что изменения в психическом состоянии спортсмена имеют конкретную «материальную» основу. Неуверенность, страх, безволие — это порождение просчетов, допущенных в подготовке спортсмена. В результате ошибок в методике подготовки у спортсмена формируется неадекватная мотивация и вследствие этого нарушается его эмоциональная устойчивость.

Учебно-тренировочный процесс, построенный с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, позволяет сформировать мотивацию достижения высших результатов (как неотъемлемый компонент его готовности) и это, в свою очередь, приводит к выработке у спортсмена целеустремленности и уверенности в победе.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >