МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ (17-18 апреля 2017 года)

Экологическая безопасность в триаде «человеческий капитал - развитие экономики - рециклинг отходов»

Экономические преобразования, развитие объектов социальной инфраструктуры обострили проблемы экологической безопасности, связанные с вопросами охраны здоровья, созданием благоприятных и комфортных условий для жизнедеятельности и развития человеческого капитала. Современное развитие экономики страны невозможно без развития человеческого капитала. Рост человеческих потребностей обусловил необходимость обновления технологических процессов и требований к развитию человеческого капитала. Неблагоприятное состояние окружающей среды, опасности экологического характера формируют угрозу безопасности человека, оказывают отрицательное воздействие на здоровье человека и, как следствие, «снижает среднюю ожидаемую продолжительность жизни» [4, с. 57].

Негативные тренды изменения состояния окружающей среды и здоровья населения в условиях замкнутой ландшафтно-экологической системы характеризуют необходимость регулирования вопросов обеспечения экологической безопасности на государственном уровне наряду с политической, информационной, продовольственной и экономической безопасностью.

Вышесказанное позволяет рассматривать экологическую безопасность как «состояние защищенности человека, общества, государства и всей биосферы от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, вызываемых загрязнением среды обитания человека в результате его хозяйственной деятельности, функционирования производственных объектов, стихийных бедствий и катастроф; как сферу стратегического интереса государства, т.к. последствия опасности в сфере экологии с экономической точки зрения обходятся человечеству дороже, чем военные конфликты» [3].

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации «каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [5]. Обеспечение экологической безопасности относится к стратегическим интересам государства. Основополагающим документом в обеспечении национальной безопасности повышения качества жизни и здоровья граждан является «Экологическая доктрина Российской Федерации», согласно которой «стратегической целью в области экологии является сохранение природных систем, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны» [11]. Однако при этом мероприятия по охране окружающей среды в 2016 г. финансировались по «остаточному принципу» - в объеме 1,5 тыс. руб. на 1 км2 территории страны, или 0,4% расходов бюджета [10].

Основными причинами неисполнения намеченных мероприятий, а следовательно, возникновения экологической опасности для развития человеческого капитала и экономики страны могут служить отсутствие административно-правовых условий эффективной системы контроля (надзора) качества окружающей среды, неотвратимость наказания в сфере природного, земельного, водного, лесного законодательства, игнорирование процедуры или нарушение ландшафтного планирования на фоне снижения экономических показателей бюджета и благосостояния населения.

Угрозу для окружающей среды (среды обитания человека) представляет рост отходов производства и жизнедеятельности человека. По данным ООН ежегодно на одного человека образуется около 300 кг отходов производства и потребления [8]. Большинство полигонов не соответствуют требованиям экологической безопасности по условиям хранения или захоронения отходов. Свалки и сжигание с захоронением наносят непоправимый вред здоровью людей и окружающей среде.

Оптимального решения безопасного и экономически выгодного способа утилизации отходов не найдено, а существующие способы переработки не всегда экономически целесообразны. В России количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. Из общего объема только 4-5% твердых бытовых отходов перерабатывается. В структуре переработанных отходов только около 15% подлежит глубокой переработке, 85% складируются отвальным способом [7].

К характерным особенностям сложившейся ситуации относятся: складирование отходов в непосредственной близости к объектам производства; размещение на плоскостных участках или депрессивных элементах рельефа; переработка отходов производится с нарушением технологии; многие объекты хранения имеют стихийное и нелегальное месторасположение. Складирование отходов без переработки имеет пролангационные экологические и санитарно-эпидемиологические последствия.

Изучение опыта развитых стран позволяет определить следующие направления рециклинга отходов:

  • - в Японии вывоз мусора осуществляется планово в отсортированном виде, что позволяет дифференцировано использовать ресурсы вторичных отходов, значительная часть отходов идет на изготовление стройматериалов;
  • - в Канаде приняты программы по переработке ТБО для населения при взаимодействии частных фирм и граждан для развития системы утилизации отходов;
  • - во Франции действует «раздельная система мусора»;
  • - в Норвегии и Финляндии 45-48% отходов являются вторичными ресурсами;
  • - в Германии работают установки по переработке мусора, работающие на биогазе, получаемом в процессе разложения мусора, а высвобождаемая энергия процесса сжигания направлена на обогрев жилых домов;
  • - в США использование установок плазменной газификации позволяют безопасно перерабатывать различные формы отходов путем разложения их до молекулярного уровня;
  • - в Англии налажен строгий контроль за разделением выбрасываемого мусора на фракции.

Анализ современных технологий рециклинга отходов позволяет обосновать различные способы и технологии, в основе которых лежат физические, химические, микробиологические, механические, гидродинамические, тепловые, диффузионные, химические и биохимические методы [1, с. 133]. Однако выбор механизмов рециклинга отходов зависит в большей степени не от технологии, а от экологических свойств продуктов переработки. Ученые отмечают, что при выборе способа рециклинга отходов необходимо учитывать природно-климатические, экономические, технологические факторы и возможности использования продуктов переработки; соблюдать санитарно-эпидемиологические показатели и агроэкологические требования к почвам и грунтам, продуктам биоконверсии [2, с. 4].

Развитие мероприятий по биоконверсии отходов, как основополагающего направления экологической безопасности, требует затрат от десятков тысяч рублей (организация площадки компостирования) до 2-10 млн. евро (биогазовый комплекс). Для достижения безопасного для человека уровня окружающей среды в связи с объявлением 2017 года Годом экологии планируется израсходовать 194 млрд. руб. в соотношении 85:15 доля частных и бюджетных инвестиций на выполнение комплекса превентивных и реабилитационных мероприятий по обеспечению экологической и экономической безопасности России [9].

Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года в качестве стратегической цели государственной политики определели решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, обеспечения охраны природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов, реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду с созданием комфортных условий для жизнедеятельности, воспроизводства населения и развития человеческого капитала, укреплению правового регулирования по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности [6].

Достижение цели в сфере обеспечения экологической безопасности предполагает системное и целенаправленное решение следующих задач:

  • - совершенствование инструментов реализации экологической политики: законодательных, административно-управленческих, технических, технологических и др.;
  • - предупреждение и сокращение отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
  • - применение малоотходных и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий и оборудования;
  • - снижение и доведение до безопасных уровней техногенной нагрузки на человека и окружающую среду на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой;
  • - создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
  • - обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения их эксплуатации;
  • - эффективное функционирование системы управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды;
  • - обеспечение поддержания качества рекреационных объектов, безопасного сбора, перевозки, хранения, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов;
  • - создание системы предупреждения и защиты населения при аварийных и чрезвычайных экологических ситуациях;
  • - поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья, поэтапная экологизация производства и т.д.

Решение указанных мероприятий в комплексе позволит достичь поставленной цели в процессе кругооборота: рециклинг отходов окажет влияние на экологическую безопасность, комфортные условия жизнедеятельности обеспечат возможности для увеличения продолжительности жизни населения и развития человеческого капитала, человеческий капитал способствует эффективности производства и развитию экономики России. Этот процесс бесконечен.

Обеспечение экологической безопасности вообще и рециклинга отходов, в частности, требует разработки и реализации экологической политики, включающей в себя определение целей, задач, принципов, методов и конкретных мер, ориентированных на обеспечение сбалансированного сосуществования человека, экономики и экологии.

Литература

1. Ганжара Н.Ф., Байбеков Р.Ф., Колтыхов Д.Ю., Андреева И.В., Ефимов

O. Е. Современные способы биоконверсии органических отходов и получения высококачественных органических удобрений / Н.Ф. Ганжара, Р.Ф. Байбеков, Д.Ю. Колтыхов, И.В. Андреева, О.Е Ефимов И Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. - 2007. - № 1. - С. 133-141.

2. Ганжара Н.Ф., Борисов Б.А., Байбеков Р.Ф., Ефимов О.Е., Злобина М.В., Сабитова Е.В. Агроэкологические требования к почвам и грунтам крупных городов. Методические указания. / Н.Ф. Ганжара, Б.А. Борисов,

P. Ф. Байбеков, О.Е Ефимов, М.В. Зобина, Е.В. Сабитова. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2012. - 34 с.

  • 3. Ефимов О.Е., Ефимова Л.А. Биоконверсия в обеспечении экологической безопасности сферы деятельности человека / О.Е Ефимов, Л.А. Ефимова // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 2. - № 3. - С. 129-131.
  • 4. Ефимова Л.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы / Л.А. Ефимова. - М.: Издательство РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2014. -169 с.
  • 5. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.02.2017)
  • 6. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения: 21.02.2017 г.).
  • 7. Российское информационное агенство «Новости», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/ecology_news/20170320 (дата обращения: 21.02.2017 г.).
  • 8. Российский медиахолдинг «РосБизнесКонсалтинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbcplus.ru/pressrelease (дата обращения: 21.02.2017 г.).
  • 9. Указ Президента РФ от 01.08.2015 г. № 392 «О проведении в Российской Федерации года особо охраняемых природных территорий» 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 21.02.2017 г.).
  • 10. Федеральный бюджет России на 2016 год в цифрах по всем статьям. Малый бизнес. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://l11999.ru/economy (дата обращения: 21.02.2017 г.).

И. Экологическая Доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://jurkom74.ru (дата обращения: 21.02.2017 г.).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >