Значение типа высшей нервной деятельности

Уже первые исследователи типологии ВНД подчеркивали важное значение различных свойств нервной системы для процессов адаптации человека и животных к различным фи зическим, биологическим и социальным факторам внешней среды. Развитие учения о свойствах ВНД способствовало появлению представления о различии индивидуумов по уровню адаптивности. Так, В.П. Казначеев предложил разделить всех людей по характеру протекания у них адаптивных процессов на «спринтеров» и «стайеров». У «спринтеров» адаптация развивается быстро, интенсивно, но при этом возникают лишь кратковременные адаптивные сдвиги, не позволяющие в полном объеме приспособиться к изменившимся условиям внешней среды. У «стайеров» адаптация развивается относительно медленно, но при этом уровень адаптации позволяет более успешно приспособиться к факторам внешней среды.

Важным в практическом отношении является оценка свойств нервной системы у детей, приступающих к школьному обучению, так как полученные данные позволяют прогнозировать успешность освоения школьной программы и дают возможность избрать наиболее адекватную образовательную технологию. Например, при одинаковых средних способностях школьник с сильной нервной системой может добиться отличных результатов на экзамене, развив очень высокую работоспособность только в последней четверти, в то время как школьник со слабой нервной системой может достичь таких же результатов на экзаменах, лишь систематически работая над учебным материалом на протяжении всего года. Школьник с инертными нервными процессами затрачивает на изучение нового материала значительно больше времени, чем школьник, у которого нервные процессы лабильны. Но зато первый школьник будет знать материал дольше, а на его повторение затратит меньше времени, чем школьник с подвижными нервными процессами, обычно схватывающий материал на лету, но также быстро теряющий его из памяти.

Слабый тип ВНД не является патологией центральной нервной системы. У человека со слабым типом ВНД также есть определенные достоинства по сравнению с представителями сильных типов ВНД. Так, люди, относящиеся к слабому типу ВНД, хотя и обладают более низким уровнем работоспособности, но они более чувствительны к педагогическим воздействиям, прочность запоминания материала у них выше, чем у холериков. Вот почему знание типов ВНД помогает педагогу более правильно строить и проводить образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Многие исследователи полагают, что в обычной жизни за счет высокой пластичности нервной системы все «недостатки», присущие данному типу ВНД, затушеваны, скрыты. Истинный тип ВНД проявляется в экстремальных, критических ситуациях.

Учение о типах ВНД имеет важное значение для профессионального отбора. Есть целый ряд профессий, которым «противопоказано» наличие определенности типа ВНД. Например, конвейерное производство сравнительно легко переносят меланхолики, в то время как люди с холерическим темпераментом не выдерживают работы в этих условиях.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >