Управление релизами и развертыванием в рамках Внедрения услуг

В лекции рассматривается процесс Управления релизами и развертыванием в рамках этапа Внедрения услуг: цели, входы и выходы процесса, основные деятельности в его рамках.

Управление релизами и развертыванием отвечает за предоставление и тестирование возможностей для предоставления услуг, определенных на этапе Проектирования.

Основные цели Управления релизами и развертыванием:

  • 1. формирование и согласование планов релизов и развертывания с заказчиками и инвесторами;
  • 2. гарантия того, что каждый пакет для релиза состоит из набора связанных и совместимых компонентов;
  • 3. осуществление управления релизом и его компонентами в рамках процессов Внедрения;
  • 4. гарантия того, что все пакеты для релизов могут быть протестированы, отслежены, проверены, установлены или устранены (при необходимости);
  • 5. гарантия того, что все изменения управляются в рамках деятельностей по управлению релизами и развертыванием;
  • 6. ведение отчетов и управление рисками, проблемами, расхэждениями, связанными с новой или измененной услугой. Осуществление корректирующих действий при необходимости;
  • 7. обеспечение доступа к информации для заказчиков и инвесторов, чтобы они могли эффективно использовать новую или измененную услугу;
  • 8. обеспечение доступа к информации для операционного персонала, чтобы он мог предоставлять, поддерживать и управлять услугой.

Управление релизами и развертыванием отвечает за выпуск релизов и их эффективное использование заказчиками.

Единица релиза (Release Unit) - компоненты услуги, которые обычно компонуются вместе и выпускаются в рамках одного релиза. Единица релиза обычно включает в себя компоненты, необходимые для выполнения какой-либо полезной функции. Например, Единицей релиза может быть настольный компьютер, включающий в себя программное, аппаратное обеспечение, лицензии, документацию и т.п. Другим примером Единицы релиза может служить целое приложение для расчета зарплаты, включая процедуры операционного управления IT и тренинги пользователей^].

Важно определить подходящий уровень Единицы релиза для каждого актива и компонента. Необходимо учитывать следующие факторы:

  • • простота и количество изменений, необходимых для релиза и развертывания;
  • • количество ресурсов и времени, необходимое для сборки, тестирования и развертывания;
  • • сложность взаимосвязей между единицей и остальными услугами и компонентами;
  • • хранение, доступное в рамках сборки, тестирования, распространения и эксплуатации [16].

Подход преобразования новой или измененной услуги определяется в рамках этапа Проектирования. Существует две опции внедрения:

  • 1. "большой взрыв" - новая или измененная услуга развертывается сразу для всех пользователей в рамках одной операции;
  • 2. пофазовый подход - услуга развертывается поэтапно. Сначала одной части пользователей, затем остальным.

На рис. 9.1 представлено применение двух подходов.

Политика релизов

Два подхода к развертыванию услуг

Рис. 9.1. Два подхода к развертыванию услуг

  • 1. Релиз 1 - начальная установка на три рабочие станции (1-3). Две другие станции добавляются в тот же период времени (4-5);
  • 2. Релиз 2 - использование подхода "большой взрыв" для развертывания. Релиз устанавливается сразу на пять рабочих станций (1-5). На другом шаге на две дополнительные станции (6-7);
  • 3. Релиз 3 - пофазовый подход для развертывания. Сначала обновляется только три рабочие станции (1-3), затем оставшиеся четыре (4-7). Еще одна станция добавляется на следующем этапе (8).

Пофазовый подход имеет следующие вариации:

  • 1. порции услуги предоставляются для использования по фазам, но все пользователи будут подключены к ней одновременно;
  • 2. каждый релиз развертывается постепенно в зависимости от

Д.А. Скрипник ITIL. ГГ Service Management по стандартам V3.1

количества конечных пользователей;

  • 3. разные элементы услуги развертываются в рамках разных фаз;
  • 4. комбинированный подход, применяющий все описанные выше.

Пофазовый подход возможен только в том случае, если старая и обновленная услуги совместимы и могут работать одновременно.

Рассмотрим последовательность действий в рамках Управления релизами и развертыванием.

Для развертывания релиза необходимо разработать различные планы, в частности, Планы релизов и развертывания. Они должны определять:

  • • охват и контекст релиза;
  • • оценку рисков для релиза;
  • • организации и отдельные лица, которых затронет релиз;
  • • инвесторов, которые утвердили запрос на изменение;
  • • команду, ответственную за релиз;
  • • подход к взаимодействию с инвесторами и группами развертывания, который определяет:

о стратегию предоставления и развертывания;

° ресурсы для релиза и развертывания;

о количество изменений, которые могут быть осуществлены.

В рамках Внедрения должны быть определены критерии, которые позволят установить успешность выполнения каждой стадии релиза и развертывания. Результат выполнения либо принимается - pass, либо отклоняется - fail Отсюда критерии называются прием/отклонение (pass/fail) критерии.

Пример, когда результат принимается:

• Все тесты завершены успешно; отчет по оценке и RFC для сборки и тестирования подписаны.

Примеры, когда результаты отклоняются:

• недостаток ресурсов для перехода на следующую стадию. Например, тестирование показало недостаточность финансовых

Д.А. Скрипник ITIL. ГГ Service Management по стандартам V3.1

средств для предоставления спроектированной услуги на стадии эксплуатации;

  • • этап Эксплуатации услуг не может предоставить отдельные атрибуты услуг;
  • • этап Проектирования услуг разработал проект, не соответствующий установленным стандартам, технологиям, требованиям регуляторов и т.п.:
  • • услуга не может быть предоставлена в соответствии с ограничениями, наложенными на этапе Проектирования;
  • • не выполняются критерии приемки услуги;
  • • необходимые документы не подписаны;
  • • SKMS и CSM не обновлены и содержат неактуальную информацию;
  • • количество инцидентов, проблем и рисков выше, чем предполагалось изначально.

Перед передачей услуги в промышленную эксплуатацию, необходимо совершить ряд действий по сборке и тестированию различных сред. Деятельность в рамках планирования сборки и тестирования заключается в:

  • • формирование планов сборки исходя из проектной документации, спецификаций, требований к конфигурации оборудования;
  • • формирование команд сопровождения, логистики и сборки, необходимых для поддержки сред;
  • • тестирование сборки;
  • • составление расписаний для тестирования и сборки;
  • • назначение ролей, распределение ресурсов и ответственности для ключевых деятельностей;
  • • согласование критериев приемки сборки.

Среды, необходимые для релиза:

  • • среда сборки - используется для сбора и комплектования пакета релиза;
  • • единичная среда тестирования - используется для проверки функциональности, производительности, восстанавливаемости и полезности отдельных компонентов услуги;
  • • комплект сред тестирования - используется для проверки функциональности, производительности, восстанавливаемости и полезности комплекта компонентов услуги;
  • • среда интеграции - используется для сборки и интеграции компонентов услуги;
  • • среда тестирования услуги - используется для тестирования всех аспектов объединенной архитектуры услуги;
  • • среда тестирования релиза - используется для установки, сборки и тестирования пакета релиза в контролируемой среде; обычно совмещена со средой тестирования услуги.
  • • среда тестирования готовности к эксплуатации - для тестирования возможностей услуги и ее компонентов перед передачей в промышленную эксплуатацию;
  • • среда, симулирующая бизнес-среду;
  • • среда, симулирующая Управление услугами;
  • • среда для обучения;
  • • среда для пилотирования;
  • • среда для резервного копирования и восстановления.

Для тестирования услуги на маленькой части пользователей используются пилоты. Пилот (Pilot) - ограниченное развертывание услуги, релиза или процесса в среде промышленной эксплуатации. Пилот используется для сокращения рисков и получения обратной связи, а также приемки от пользователей^]. При этом важно определить оптимальный охват пилота. Если он будет слишком маленьким, будет некорректно отображена функциональность услуги и не выявятся многие ошибки. Для пилотирования также должны формироваться планы.

Планирование сборки пакета релизов содержит следующие процедуры:

  • • проверка критериев входа/выхода;
  • • взаимодействие с инвесторами:

о управление контрактами и их деталями;

° доведение до инвесторов информации о предлагаемых изменениях, выгоде, которую они могут принести и сопутствующих затратах и рисках

  • • обучение персонала и передача знаний;
  • • установление услуг и активов в виде имеющихся контрактов;
  • • согласование графиков;
  • • разработка механизмов и инструментов для:

° сборки, тиражирования, продвижения, распространения, контроля, инсталляции и активации релизов;

° управления лицензиями и авторскими правами.

  • • настройка систем и обучение пользователей для работы с новой или измененной услугой;
  • • разработка возможностей и ресурсов для сервис-менеджмента;
  • • оценка готовности целевой группы к использованию релиза;
  • • определение и согласование критериев для выхода.

В рамках составления планов развертывания необходимо ответить на следующие вопросы:

  • • для кого предназначено развертывание?
  • • кто будет пользователями?
  • • есть ли какие-то особенности месторасположения?(например, какие-то дополнительные выходные в зависимости от региона)
  • • где пользователи? (например, есть ли удаленные пользователи или все пользователи будут работать в одном месте)
  • • кто еще должен быть подготовлен к релизу? (например, нужно ли дополнительное обучение персонала сервис-деска)
  • • когда необходимо завершить развертывание?
  • • почему необходимо развертывание? (например, чтобы исправить какую-то проблему или увеличить функциональность)
  • • какие факторы успеха и критерии выхода? (как узнать, что развертывание прошло успешно и может быть завершено)
  • • каковы текущие возможности поставщика услуг?

Далее разрабатываются Планы снабжения и предоставления. Они определяют следующее:

  • • как и когда релиз и его компоненты будут предоставляться?
  • • какие имеются команды сопровождения, и что будет в случае задержки?
  • • как отследить прогресс в предоставлении и необходимость его завершения?
  • • есть ли возможность защищенного хранения, если потребуется?

Прежде чем добавлять какие-то действия в планы развертывания, необходимо осуществить финансовое планирование. Оно рассматривает вопросы выделения средств для обеспечения деятельностей, покупки необходимого оборудования и лицензий, имеющиеся контракты и обязательства.

После того, как детальные планы для каждой деятельности в рамках Управления релизами и развертыванием составлены, наступает этап подготовки к сборке, тестированию и развертыванию. На этом этапе происходит оценка рисков, возможных проблем и несоответствий в проектной документации. Оценка проверяет, принесет ли изменение желаемые результаты. Формируется отчет, в котором содержатся рекомендации об утверждении изменения или его отклонении.

Если изменение утверждено, наступает этап сборки и тестирования. Ключевые аспекты, которыми необходимо управлять в рамках этого этапа:

  • • использование сред сборки и тестирования;
  • • стандартизация и интеграция;
  • • управление конфигурациями:
  • • в ходе деятельностей по сборке и тестированию - контроль версий, управление базовым состоянием, контроль входов и выходов этапа сборки и тестирования;
  • • ведение отчетности, которая позволит осуществить сборку снова при возникновении необходимости;
  • • управление наглядностью тестирования - формирование отчетов по тестированию;
  • • контроль доступа к физическим компонентам и технологиям;
  • • проверка выполнения требований безопасности;
  • • проверка деятельностей - все необходимые условия выполнены;
  • • управление вопросами среды - кондиционирование, электропитание, физическое место, пожарная сигнализация и т.п.
  • • проверка готовности релиза к передаче на следующую стадию;
  • • передача релиза на следующую стадию.

В ITIL вводится понятие "базовое состояние". Базовое состояние (Baseline) - зафиксированное состояние, используемое как ориентир (контрольная точка)[1]. Трактовка зависит от контекста. В контексте

Д.А. Скрипник IT1L. ГГ Service Management по стандартам V3.1

Внедрения базовое состояние может быть использовано для возврата инфраструктуры к исходной конфигурации в случае, если внедрение релиза оказалось неудачным. Информация о базовых состояниях конфигураций хранится в CMS.

Для сборки релиза необходимо объединить множество компонентов, активов и продуктов от внешних и внутренних поставщиков. В этом больную роль играет документация - соглашения, контракты, лицензии и т.п. Деятельность по приобретению компонентов включает в себя:

  • • взаимодействие с процессами снабжения для приобретения компонентов;
  • • сбор:

о информации о новых и обновленных активах и конфигурационных единицах от SACM;

° квитанций и чеков;

о документации предоставления, релиза и изменения от поставщика.

  • • проверка, мониторинг и ведение отчетности о качестве поступающих конфигурационных единиц и компонентов услуг;
  • • обеспечение того, что наличие лицензии можно будет доказать при возникновении необходимости;
  • • ответные действия в случае, если качество, полученное на практике, отличается от ожидаемого, и оценка влияния снижения качества на внедрение в целом;
  • • обновление статусов конфигурационных единиц в S АСМ.

После того, как все необходимое куплено, документация готова, можно приступить к сборке пакета релизов. При сборке релизов важно понимать, что продукт поступит скоро в промышленное производство, следовательно, использованные в рамках сборки процедуры должны быть повторимы в случае необходимости.

Ключевые этапы деятельности сборки пакета релизов:

  • • комплектование и интеграция компонентов релиза;
  • • создание документации для сборки и релиза

° планы сборки, тестирования и инсталляции;

° детальное описание механизмов мониторинга и проверки качества релиза;

° детальное описание ответных действий в случае возникновения проблем;

о автоматические и ручные процедуры, необходимые для развертывания услуги в среде промышленной эксплуатации;

о процедуры по возвращению в исходное состояние в случае неудавшегося релиза;

о процедуры контроля лицензий.

  • • инсталляция и проверка пакета релиза;
  • • отправка уведомлений всем заинтересованным участникам о том, что пакет релиза готов для инсталляции и использования.

Если тестирование пакета релизов прошло успешно, релиз и его составляющие попадают под контроль Управления конфигурациями. С этого момента все изменения в пакете релизов осуществляются через Управление изменениями.

Критерии тестирования должны отражать условия, в которых услуга будет использоваться и предоставлять выгоду заказчикам. Тестирование релиза проверяет, что компоненты релиза могут корректно интегрироваться, а сам релиз можно инсталлировать в целевую среду. Тестирование операционной готовности проверяет, что услуга и поддерживающие ее инфраструктуры мотуг быть переданы в производство. Оно также предоставляет определенный уровень уверенности в том, что новая или измененная услуга будет соответствовать установленным требованиям.

В рамках тестирования операционной готовности проводятся следующие тесты:

  • • тестирование готовности к развертыванию - проверяет то, что процессы, процедуры и системы развертывания могут развертывать, устанавливать, назначать и списывать пакет релизов и соответствующую ему услугу в среде производства/ развертывания;
  • • тестирование Управление услугами - проверка того, что производительность услуги может быть измерена и проконтролирована в процессе промышленной эксплуатации;
  • • тестирование группы эксплуатации - проверяет, что сервисные

Д.А. Скрипник ITIL. ГГ Service Management по стандартам V3.1

подразделения смогут управлять услугой в процессе промышленной эксплуатации;

  • • тестирование уровня услуг - проверка соответствия новой или измененной услуги требованиям уровня услуг;
  • • тестирование пользователей - проверка того, что пользователи имеют доступ к новой или изменой услуге и могут ее использовать;
  • • тестирование интерфейса поставщика услуг - проверка того, что интерфейсы, поддерживающие услугу, функционируют;
  • • тестирование развертывания - проверка того, что услуга корректно развернута для каждой целевой группы или среды.

После проведения указанных выше тестов наступает заключительный этап тестирования - "репетиция услуги". Это метод тестирования, в котором создаются условия, максимально приближенные к условиям реальной эксплуатации. Он должен выявить ошибки и неработающие процессы, прежде чем они повлияют на бизнес в процессе промышленной эксплуатации. Проводится перед непосредственным развертыванием услуги. Как вариант может осуществляться в виде пилота - то есть на маленькой группе реальных пользователей услуги.

После успешного тестирования или пилотирования можно приступить к развертыванию услуги. На начальном этапе составляются детальные планы развертывания, и производится оценка рисков. Планы должны быть утверждены, а Запросы на изменения авторизованы процессом Управления изменениями. Только после этого услуга готова к развертыванию.

В рамках развертывания могут выполняться следующие действия:

1. перенос финансовых активов:

° любые изменения в финансовых соглашениях;

о покупка или перенос ежегодной поддержки;

о управление затратами, в том числе на системы управления услугой;

о новые цены на лицензии и обновления;

° годовые контракты на восстановление в случае сбоя с третьими сторонами;

° предоставление или перенос оборотного капитала;

Д.А. Скрипник IT1L. ГГ Service Management по стандартам V3.1

° перенос прав на интеллектуальную собственность.

  • 2. Перенос/переход бизнеса и организации
  • 3. окончательное оформление организационной структуры, ролей и ответственностей;
  • 4. установление связей между изменениями организации, ролей и ответственностей;
  • 5. убедиться в том, что люди могут приспособиться к новым практикам;
  • 6. убедиться в том, что люди понимают планы и процедуры обеспечения непрерывности.

Сюда также входит найм квалифицированного персонала, способного реализовать развертывание.

  • • развертывание процессов и материалов;
  • • развертывание возможностей Управления услугами - новые процессы, инструменты и системы для персонала, ответственного за управление услугами.
  • • перенос услуги:

° перед переносом пересматриваются риски, проблемы услуги и значения ее производительности;

о настройка аудита для услуги и конфигураций;

° внесение в Каталог услуг информации о новой или измененной услуге;

° уведомление инвесторов об изменении.

• развертывание услуги - развертывание релиза, в том числе

действия по распространению и установке услуги,

поддерживающих услуг, приложений, инфраструктуры и функциональных возможностей. В этот этап входят следующие деятельности:

о распространение и развертывание услуги и ее компонентов в заданных границах времени;

° сборка, установка и настройка услуги и ее компонентов на работу с новой или преобразованной информацией;

о тестирование системы и услуг в рамках инсталляции, формирование отчетов об инсталляции и тестировании;

о фиксация всех проблем, сбоев, ошибок, инцидентов и расхождений с планами;

о корректирование всех расхождений, которые не выходят за

Д.А. Скрипник ITIL. ГГ Service Management по стандартам V3.1

рамки проектных ограничений.

• Отзыв услуги - действия, предпринятые для того, чтобы релиз можно было отозвать в случае возникновения необходимости:

о удаление развернутых копий программного обеспечения и данных с аппаратного обеспечения;

° идентификация лицензий и других активов, которые могут быть отозваны;

о расположение оборудования в соответствии с политиками и процедурами;

° перемещение отозванных активов в защищенное хранилище при необходимости [16].

Записи о действиях по отзыву, восстановлению и расположению должны управляться и использоваться для обновления другой информации, например, об имеющихся в организации лицензиях.

  • • удаление избыточных активов. Если услуга отозвана, необходимо пересмотреть использование активов. Активы отозванной услуги могут быть использованы для других услуг либо извлечены из обращения, что приведет к снижению издержек.
  • • верификация развертывания. После того, как деятельности в рамках развертывания завершены, необходимо убедиться, что пользователи, группа эксплуатации и инвесторы готовы к использованию услуги. Это включает в себя выполнение следующих действий:

° проверка того, что услуги, активы и ресурсы "на своих местах";

о проверка того, что обновление документации и информации завершено;

° материалы для обучения и координации готовы для предоставления инвесторам, пользователям и группе эксплуатации;

° проверка того, что роли и ответственности распределены;

° персонал и другие ресурсы готовы для управления и использования услуги и ее компонентов в нормальных и экстренных условиях;

° участники имеют доступ к информации, необходимой для управления, поддержки и использования услуги;

° настроены механизмы измерения производительности услуги и поддерживающих ее ресурсов.

• поддержка в начале эксплуатации (Early Life Support или ELP) -поддержка, предоставляемая в отношении новой или измененной услуги в течение некоторого времени непосредственно после того, как услуга была введена в эксплуатацию. Во время поддержки в начале эксплуатации поставщик услуг может пересматривать ключевые показатели производительности, уровни услуги и наблюдаемые пороговые значения, а также задействовать дополнительные ресурсы для Управления инцидентами и Управления проблемами [1]. Пример деятельностей в рамках Поддержки в начале эксплуатации показан на рис. 9.2.

Пример деятельностей в рамках Поддержки в начале

Рис. 9.2. Пример деятельностей в рамках Поддержки в начале

эксплуатации

В процессе ELP группа развертывания реализует улучшения и решает возникающие проблемы, то есть стабилизирует использование услуги. Также происходит обновление базы данных дополнительными данными диагностики, известными ошибками, наиболее часто задаваемыми вопросами и т.п.

• обзор и завершение развертывания

Д.А. Скрипник ITIL. ГГ Service Management по стандартам V3.1

Обзор развертывания включает в себя следующие действия:

о организация опросов и исследований удовлетворенности пользователей, инвесторов и заказчиков новой или измененной услугой;

о выявить недостигнутые критерии качества;

° проверить завершенность всех необходимых действий, исправлений и изменений;

о пересмотреть незавершенные изменения и убедиться в том, что для них выделены финансовые средства и назначены ответственные исполнители;

° пересмотреть целевые показатели производительности и успешности;

° убедиться, что все проблемы, связанные с ресурсами, возможностями, мощностями и производительностью, решены до завершения развертывания;

° проверить то, что все проблемы, известные ошибки и обходные решения согласованы с инвесторами, заказчиками и пользователями. Обходное решение (Workaround) -уменьшение или устранение влияния инцидента или проблемы, для которых в текущий момент недоступно полное разрешение. Например, перезапуск отказавшей конфигурационной единицы. Обходные решения для проблем документируются в записях об известных ошибках. Обходные пути для инцидентов, которые не привязаны к записям о проблемах, документируются в записях об инцидентах!!].

° пересмотреть все риски и выявить те, которые влияют на эксплуатацию и поддержку услуги;

° проверить то, что избыточные активы извлечены из обращения;

° проверить готовность услуги к передаче от ELP в промышленную эксплуатацию.

Обзоры, проводимые после завершения развертывания, контролируются процессом Игравления изменениями.

• обзор и завершение внедрения

Д.А. Скрипник ITIL. ГГ Service Management по стандартам V3.1

Перед тем, как завершить Внедрение полностью, необходимо предоставить формальный обзор Внедрения, включающий в себя:

° проверку того, что все деятельности в рамках Внедрения завершены, то есть информация и документация собраны, обновлены, защищены;

° проверку того, что применяются правильные и точные метрики.

Обзор аккумулирует выходы всех процессов, процедур и деятельностей в рамках Внедрения. Успешное проведение оценки гарантирует то, что услуга передана на этап Эксплуатации.

Входами процесса Управления релизами и развертыванием являются:

  • • авторизованные Запросы на изменения;
  • • Проектная документация;
  • • пакет уровней услуг;
  • • План обеспечения непрерывности бизнеса и IT;
  • • Планы и стандарты сервис-менеджмента;
  • • технологические стандарты и каталоги снабжения;
  • • приобретенные активы и компоненты с их документацией;
  • • модели и планы сборки;
  • • требования и спецификации сред для сборки, тестирования, пилотирования, развертывания, обучения и восстановления;
  • • политика и проект релизов от этапа Проектирования;
  • • модели релизов и развертывания;
  • • критерии входа и выхода для каждой стадии развертывания и релиза.

Выходами процесса Управления релизами и развертыванием являются:

  • • План релиза и развертывания;
  • • завершенные Запросы на изменения для деятельностей в рамках релиза и развертывания;
  • • оповещение об услуге;
  • • обновленный Каталог услуг с информацией о новой или измененной услуге;
  • • новые протестированные возможности услуги и среды;
  • • новая или измененная документация сервис-менеджмента;
  • • пакет услуг, учитывающий требования бизнеса/заказчиков к услугам;
  • • Пакет уровней услуг (SLP);
  • • SLA, ОЬАи другие контракты;
  • • модель услуг, описывающая структуру и динамику управления и использования услуг;
  • • отчеты о новых или измененных услугах;
  • • протестированные планы непрерывности;
  • • полный и актуальный перечень конфигурационных единиц;
  • • план мощностей соответствующий планам бизнеса;
  • • подготовленный пакет релизов - для развертываний в будущем;
  • • отчет о внедрении.

Ключевые показатели производительности Управления релизами и развертыванием можно разделить на два класса:

1. Заказчики и бизнес:

о уменьшение отклонения значений производительности услуг от требуемых заказчиками и бизнесом;

о уменьшение количества инцидентов, связанных с услугами;

о увеличение удовлетворенности пользователей и заказчиков предоставленными услугами;

о уменьшение неудовлетворенности пользователей и заказчиков.

2. Поставщики услуг:

о уменьшение необходимых ресурсов и затрат для диагностирования и исправления инцидентов и проблем в рамках развертывания и производства;

° увеличение использования стандартизированного подхода к Внедрению, в том числе процессов, документации и стандартов;

° уменьшение несовпадений между информацией, предоставляемой проверками конфигураций, и реальной ситуацией.

Д.А. Скрипник ITIL. ГГ Service Management по стандартам V3.1

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >