СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

К вопросу об основных направлениях развития педагогического образования в России

Опираясь на выявленные глобальные вызовы XXI в., авторы попытались определиться с основными направлениями развития педагогического образования в России. В статье дается авторский взгляд на возможные направления развития педагогического образования в России. Среди них: международная унификация структур и содержания педагогического образования, связанная с объективной необходимостью формирования общего, взаимообусловленного евразийского образовательного пространства; гуманизация, гуманитаризация профессиональной подготовки будущего учителя, связанная с гуманистической направленностью общественного сознания на международном уровне; профессиональный отбор будущих педагогов как основание для формирования качественных специалистов с высоким уровнем готовности; практико ориентированная направленность педагогического образования, связанная с учетом нс только специальности, но и специфики учебного заведения; взаимосвязь и взаимообусловленность культурно-исторических, психолого-педагогических, национально-организационных основ проектирования и построения высшего педагогического образования; отбор в учебные заведения по признаку профессиональной пригодности; функционирование и развитие существующей системы непрерывного (последипломного) педагогического образования как условие постоянного повышения уровня профессионализма педагогов.

Осмысливая необходимые изменения в педагогическом образовании, важно осознавать более широкий контекст изменений в системе образования, определяемый текущими социальными изменениями глобального характера. Стоит признать, что единства мнений ученых в интерпретации текущих трансформаций не наблюдается.

Многие исследователи настаивают, что текущая эпоха есть переход к новому обществу, отличному от индустриального порядка, выходящему за пределы индустриальной эпохи [1]. Олвин Тоффлер называет это вторым великим водоразделом в человеческой истории {Toffler Alvin. Future Shock. London, 1970]. Для названия такой модели социального порядка используется множество терминов — «общество знаний», «информационное общество», «общество услуг». Некоторые ученые определяют такой период, как постмодернистское и постдефицитное общество. Чаще других, пожалуй, используется термин француза Адена Турэна «постиндустриальное общество» [ Tourain A. The Post-Industrial Society. London, 1974].

Широкий спектр названий говорит о сложности протекающих процессов и разнообразии их влияния на человеческое общество в целом и на образование в частности. Однако неизменно присутствует осознание важности информации или знания для формирующегося общества. Ключевое изменение образа жизни человека основывается на отстранении его от материального производства (перекладывание этой обязанности на машины и роботов) и привязка к информации, которая становится основой производственной системы в новых условиях.

Следствием таких изменений является ускоренный рост сферы услуг за счет сферы материального производства. Основным типом наемного работника становятся квалифицированные специалисты и офисные клерки. Основной массив людей при этом специализируется на производстве систематической, упорядоченной информации и знаний [2]. Ученые, инженеры, специалисты-айтишники, экономисты становятся ведущей социальной группой, вытесняя промышленников и предпринимателей индустриальной системы.

Именно на этой теоретической модели развития социума сегодня настаивает большинство ученых. Однако голоса противников постиндустриальной модели общества звучат все сильнее. Кратко возражения звучат следующим образом [3].

Выявлена прямая зависимость, связывающая рост сферы услуг и сокращение числа рабочих мест именно в сельском хозяйстве, а не в промышленности. Подавляющее количество должностей низшего ранга (секретари и клерки) в офисах не требует сложной специализированной подготовки и в значительной мере рутинны. Джонатан Гершани [Gershuny J. After Industrial Society? London, 1978.] полагает, что, рассматривая сервисные профессии, стоит говорить о том, что более половины из них связаны с производством, как, например, программист, составляющий программы для станков какой-нибудь производственной фирмы. Именно американская экономика характеризуется высокой долей занятых в сфере услуг, многие страны, возможно, вообще никогда не придут к таким же «сервисно ориентированными» формам, как Америка, если принять это специфичной чертой американского общества. Многие исследователи полагают, что электронные системы и микропроцессорные коммуникации будут интегрироваться в реальное производство, а не замещать его. Уже сегодня очевидно, что политика и национальная культура стали серьезной движущей силой перемен даже в большей степени, чем экономика.

Болевой точкой социальной жизни сегодня все более становится экология окружающей среды. Экономический рост может продолжаться довольно долго, однако средства достижения такого роста вызывают массу разногласий. Земные ресурсы конечны. Безумное промышленное производство уже нанесло невосполнимый вред окружающей среде. Если задуматься о снижении экологических проблем, то человечеству следует осознать необходимость создания новых социальных институтов, которые смогут ввести промышленное безумие и гонку вооружений в русло разума.

Все это заставляет понять ограниченность только одной постиндустриальной модели для развития современного общества [4]. Сегодня можно разглядеть как минимум четыре ярких направления развития социума, представленных в моделях «единой цивилизации», «столкновения цивилизаций» по С. Хантингтону, «европоцентризма», параллелизма развития Запада и Востока.

Каждая из моделей имеет свое существенное влияние на доктрину развития образования. Понимание того, что эти модели реализуются одновременно в разных плоскостях, значительно усложняет анализ предмета нашего исследования [5].

Итак, современная система образования живет и развивается в совершенно ином мире по сравнению с тем, который породил классические формы образования.

Классическое образование в целом можно охарактеризовать как образование самосознания: суверенность обучающегося индивида, рациональный контроль над образованием человека, прозрачность отношений образовательной иерархии. Педагоги составляли элиту общества, учили народ, возвышали его до своего уровня, имели монопольное положение в социуме как носители абсолютной истины.

Уже во второй половине XX в. педагоги в массе своей перестали быть автономными, независимыми носителями абсолютной истины. Они стали служащими государственного или промышленного аппарата, получают зарплату и возможность реализовывать свои идеи только в той мере, в какой этого хочет государство или крупные собственники [6].

Массовая культура и индустрия сознания стали характерными особенностями современного общества. Мощная система социальных теорий и мифов средствами массовой информации ежедневно и ежечасно «формирует» подрастающее поколение, прививая всем одни и те же упрощенные схемы объяснения мира, взгляды на историю, нравственные и эстетические ценности «от плинтуса». Педагогу сегодня гораздо сложнее «зажечь» человека, научить его думать и творить самостоятельно, привить ему вкус к свободе мысли и независимости суждений [7].

Современное образование как социальная система отказывается от претензий на обладание абсолютной истиной, серьезно изменяет образ и стиль преподавания. Теперь это уже не монолог педагога, который знает все заранее, а диалог учителя и ученика, подразумевающий интуицию и развитое воображение обучающегося, желающего духовно трудиться.

Только в этих взаимных усилиях может раскрыться истинный смысл и значение современной педагогической деятельности.

К предпосылкам трансформации современного образования необходимо отнести и этническое окружение, и особенности национальной интеллектуальной традиции, и историческую традицию, и специфику идентификации.

Под термином «знание» теперь все чаще находится понятие «информация», которое означает сообщение, не обязательно рефлексируемое, понимаемое человеческим сознанием, передаваемое и принимаемое с использованием технологий социальной коммуникации. Особенность этих коммуникаций такова, что их информационная основа зачастую не содержательна и не предметна [8]. Информация в подобных коммуникациях операциональна. Она не столько интеллектуально-знание-вый ресурс, сколько стимул деятельности.

Уже нет необходимости доказывать, что инновационный потенциал общества во многом обеспечивает мощь государства и в экономике, и в социальной сфере. Но инновации не растут сами по себе, необходима реальная система мотивации человека и обеспечения развития нововведений. Это реализуется с помощью педагогической поддержки, формирования культуры инноваций, которая закладывается и развивается в человеке системой образования [9J.

Инновационный путь развития любого государства невозможен без серьезного фундаментального знания как в науке, так и в образовании. Логика развития идет в следующем направлении: во-первых, инновации в науке и образовании, во-вторых, в экономике. Таков закон социально-экономического прогресса. Акцент надо делать на инновационный образ мышления (который можно представить как особый подход к организации деятельно-сти, но не набор готовых решений по способам осуществления инноваций в своей сфере); инновационное поведение, инновационная активность каждого предпринимателя, руководителя, работника [10]. Реальность проявления инновационного образа мышления проверяется по наличию инновационного поведения, при котором человек по-стоянно пробует различные формы реализации своей экономической активности.

Изменение в спектре возможностей работников — важнейший показатель эффективности проводимых инноваций. Расширение данного спектра обогащает стимуляционное поле человека, включенного в структуру хозяйственных связей и отношений. Это будет способствовать развитию сферы его интересов и соответственно усилению мотивации.

Современное общество характеризуется ускоряющимися темпами развития технологий, формированием глобальных рынков и принципиально новыми формами экономических отношений между странами и экономическими регионами. При усиливающемся диктате экономически развитых стран интеграция претерпевает изменение векторов развития. В таких условиях образование для каждой страны является важным ресурсом социально-экономического развития и способом адаптации молодежи к новым реалиям рынка труда. Потрясающие возможности глобального информационного пространства способствуют динамичному изменению технологий образования. Изменяется организационная структура образования, происходит переход от традиционных формализованных ступеней к непрерывному образованию в течение всей жизни. Обучение в традиционных формальных институтах замещается обучением в образовательных организациях различных типов и статуса. Формируется единое образовательное пространство.

Информационные технологии позволяют обучающимся свободно перемещаться в едином образовательном пространстве. Начать обучение в одной образовательной организации, продолжить в другой и закончить в третьей или одновременно слушать курсы в разных университетах можно, не меняя места жительства. Такая образовательная практика требует стандартизации курсов дистанционного образования [11].

Опираясь на выявленные глобальные вызовы XXI в., мы попытались определиться с формулировками миссии современного образования и его задач, дать ответы на вопросы, которые часто задают себе начинающие учителя. Что же такое образование — получение знаний, навыков, компетенций, или воспитание человека, или что-то еще? Чьи интересы необходимо ставить во главу угла — человека или государства? Можно ли добиться того, чтобы образовательные запросы учеников и родителей совпадали с реальными потребностями экономики страны, региона? Как совместить единые стандарты в образовании с индивидуальным подходом и уникальными наработками и возможностями образовательных организаций? Профессиональный стандарт педагога — это помощь или формальные рамки? Кто он — современный учитель? Прежде всего, носитель знаний, воспитатель или человек, который не перестает учиться, сам разрабатывает и внедряет инновации? Какие важнейшие изменения в образовании ожидают нас в ближайшее время?

В основу современного образования должна быть положена идея синергетико-коммукативно-диало-гического образования, в первую очередь включающего понятия «самоорганизация», «диалог», «коммуникация». Тогда целью обучения становится не регулирование ребенка, а стимулирование процесса его самоопределения. При этом система направлена на формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием; укрепление физического здоровья, получение профессиональной подготовки, развитие эстетических и творческих способностей, познание любви и умение создавать семейный очаг, формирование характера (осознание прав и обязанностей гражданина), получение знаний (осведомленность о вечных истинах), развитие мыслительных способностей, развитие религиозных чувств в случае потребности.

Современная модель образования создается в совместном синергетическом взаимодействии разных сфер культуры и разных способов освоения мира (научном, художественном, философском, религиозном), рождая новое синергетическое видение мира, основанное на его многомерности, на принципах вероятностного детерминизма, самоорганизации и сложной иерархичности. Любое выделение в приоритет знаний, навыков, компетенций или воспитания человека приводит к ущербности формируемой личности и, как следствие, проблемам в жизни конкретного человека или государства в целом.

В классической постановке смысл образования — это трансляция (передача) знаний, опыта и ценностей человеческого сообщества каждому отдельному индивиду в той мере, в какой они необходимы для полноценной и приносящей удовлетворение жизни. В каждую историческую эпоху формы передачи этого опыта, объем и качество знаний, ценностные ориентиры и прочее меняются, но смысл образования в целом остается неизменным. Сегодняшнее предназначение образования не в передаче готовых знаний ученику, а в указании направления или пути, по которому он должен двигаться в пространстве содержания образования. Тем самым меняется статус содержания образования: из предмета образования оно становится инструментом.

Чьи интересы — человека или государства — должны быть в приоритете системы образования? Это две стороны одной медали. Они неразрывны. Конечно, во главу угла ставятся интересы человека. Но человек без корней, без привитых ценностей этого государства становится разрушителем этого государства. Государство, в том числе, призвано сохранять те ценности, на которых оно создавалось для защиты интересов каждого конкретного человека. Современное образование (если оно хочет вписаться в систему современной культуры) должно строиться на иной аксиологии (где основу составляет сложное соединение ценностей индивидуальности и сообщности), на иной социальной и научной картине мира, избегающей классических дихотомий типа «человек — общество», «объект — субъект», «мышление — деятельность», «причина — следствие» и т.п. Поэтому ответ может звучать так. Конечно, интересы каждого конкретного человека, но с учетом ценностей, на которых стоит то или иное государство.

Можно ли добиться того, чтобы образовательные запросы учеников и родителей совпадали с реальными потребностями экономики страны, региона? Это идеализм. Добиться совпадения потребностей различных участников образовательного процесса невозможно в принципе. Именно поэтому речь и идет о демократических коммуникационных процедурах нахождения консенсуса между различными интересами различных групп.

Как совместить единые стандарты в образовании с индивидуальным подходом и уникальными наработками и возможностями образовательных организаций? Здесь нет противоречия, поскольку эти требования применяются к разным объектам. Стандарты — это требования государства к школе (образовательной организации), в которых выражены гарантии государства по предоставлению определенного набора услуг. А индивидуальный подход и уникальные наработки — это методики и технологии учителей, с помощью которых они достигают поставленных целей.

Автономия и индивидуализация коренятся, прежде всего, в духовном измерении человека, которое как «третий фактор» способно конкурировать с биологической и социальной детерминацией.

Кто он — современный учитель? Педагог — это человек-оркестр! Идеальный учитель — тот, который может помочь развитию человеческой индивидуальности. Идеальный учебный план — тот, который указывает направление этого развития, способствуя достижению целей и реализации потенциала человека. В основе идеальной школы лежат не случайные, изменчивые прихоти, а фундаментальные цели. Идеальный метод — тот, который стимулирует процесс достижения основных человеческих ценностей. Основа хорошего образования — интерес, поскольку муштра ведет к подавлению роста личности. Человек — не машина, он — самоуправляемое существо, которое имеет способность определять свои собственные задачи, свою судьбу, осуществлять свое развитие. Он способен различать хаос и закономерность, гармонию и неблагозвучие, истину и ошибку, прекрасное и безобразное, добро и зло. Нервная система человека не есть механизм, слепо регулируемый окружающим миром. Человек — личность, которая способна формировать окружающий мир в соответствии с высшими жизненными целями и идеалами. Не то, что мы делаем для него, а то, что он делает для себя, является первостепенной важностью.

Профессиональный стандарт педагога — помощь или формальные рамки? Это формальная рамка, которая призвана помочь молодым педагогам при вхождении в профессию и администраторам в процессе объективизации требований к педагогам при мониторинге эффективности их работы и профессионального роста, самообразования.

Какими видятся важнейшие изменения ближайших лет? В центр современного образования поставлена нелинейность мышления. Она представляется совокупностью коммуникативных актов. Нелинейный способ мысли оказался созвучным глобальным информационным технологиям.

Виртуальное пространство становится пространством системы образования. Виртуальные университеты, дистанционное образование, общение по электронной почте и т.д. — все это становится обыденным делом и влечет за собой целый ряд последствий, которые еще не осмыслены в полном объеме. В условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все больше оказываются организованными по принципу сетей. Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью.

Чего недостает категорически, так это культуры формирования потребителей (в первую очередь, родителей и учителей). Они не осведомлены и во многом не готовы или даже не способны (как это ни горько констатировать) к самостоятельному выбору и действию. В этом месте технологическая цепочка педагогической деятельности рвется, что сильно затрудняет доведение проектов до технологий.

Приоритетом является технологизация педагогической деятельности. В технологизации любого вида деятельности, а таково (нравится оно нам или нет) требование современного общества, можно выделить свою «технологическую цепочку»: идея как предпосылка — проект как разработка предпосылки — реклама как способ формирования потребителей — технология как способ получения заявленных целей образования — собственно образовательный процесс.

«Унция опыта стоит больше, чем тонна теории» — девиз прагматистов и рационалистов, которые сегодня востребованы в образовании. Узкоспециализированное образование будет ограничивать мысли. Можно выделить ряд положений: человек — создание природы; традиции должны быть почитаемы настолько, насколько они способны ознакомить нас с культурным наследием; истины — универсальны, истина должна быть добыта для того, чтобы стать основой правильной жизни, эмпирические науки должны быть подчинены универсальным ценностям; развитие ума есть цель жизни и образования; человеческое бытие достигает совершенства в познании ценностей и добродетелей; образование, которое есть развитие, должно быть отличено от профессиональной выучки.

Идеалом образованности не будет только одна профессия, практика, удерживающая человека в рамках одной профессии. Идеалом в образовании становится практика, выводящая субъекта за пределы какого-либо одной профессии. Задачей образования становится «производство человека», самостоятельно конструирующего траекторию своего образования.

Все это налагает на современного педагога множество дополнительных требований. Чтобы качественно отвечать запросам времени, кроме наличия интеллектуальных качеств, необходимо отвечать высоким критериям духовности, культуры, нравственности, образовательного кругозора, порядочности, национального самосознания, ответственности и др. Это признаки интеллигентности. Надо признать, что между интеллектуальной функцией и функцией интеллигентности педагога существует противоречие, которое в современном обществе дает больше простора для реализации первой. В условиях всеобщей глобализации интеллектуальная составляющая педагога имеет больше возможностей для самореализации, интеллигентная же составляющая чаще всего противится процессам разрушения духовной специфики и национально-культурной выразительности своего народа.

Вышеприведенные аргументы позволяют констатировать, что наступил период глобального образовательного реформирования. Унифицируются национальные образовательные стандарты, диверсифицируются образовательные модели, совершенствуются технологии обучения. Однако это не снимает международной конкуренции систем образования. Каждая из них стремится на основе собственного исторически наработанного образовательного потенциала активно изучить инновационный опыт других стран по организации и содержанию образования.

В Западной Европе популярны следующие концепции образования: традиционалистская, рационалистическая и неогуманистическая. В традиционалистской концепции целью является передача и воспроизводство готовых академических знаний, формирование аналитических умений и навыков студентов [1]. В рационалистической — формирование поведенческого репертуара подготавливаемых к профессиональной деятельности учителей, реализация их в профессиональном плане, в том числе как менеджеров образования. В неогуманистической концепции — формирование адаптивных и творческих специалистов в области образования. Лидирующее

Литература

  • 1. Абылкасымова А.Е. Стратегические направления модернизации педагогического образования в условиях инновационного развития [Текст] / А.Е. Абылкасымова, М.В. Рыжа-ков, С.Е. Шишов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2015. -№3. - С. 3-8.
  • 2. Артемьева С.И. Повышение профессиональной квалификации — важное звено в модернизации педагогического положение по объемам реализации программ занимают неогуманистическая и рационалистическая концепции образования.

Важной является совокупность социокультурных и педагогических условий: демократичность, гибкость системы педагогического образования и ее управления; культурная идентичность, которая проявляется в структуре, организационно-педагогических основах, методах и способах построения учебной деятельности будущих учителей. Не менее важны педагогические условия: тщательный отбор кандидатов при поступлении в вузы [10], практико ориентированная направленность обучения, где ведущую роль играет система непрерывных педагогических практик в течение всего периода учебы будущего учителя.

Таким образом, к основным направлениям развития педагогического образования в России можно отнести следующие: международная унификация структур и содержания педагогического образования, связанная с объективной необходимостью формирования общего, взаимообусловленного евразийского образовательного пространства; гуманизация, гуманитаризация профессиональной подготовки будущего учителя, связанная с гуманистической направленностью общественного сознания на международном уровне; профессиональный отбор будущих педагогов как основание для формирования качественных специалистов с высоким уровнем готовности; практико ориентированная направленность педагогического образования, связанная с учетом не только специальности, но и специфики учебного заведения; взаимосвязь и взаимообусловленность культурно-исторических, психолого-педагогических, национально-организационных основ проектирования и построения высшего педагогического образования; отбор в учебные заведения по признаку профессиональной пригодности; функционирование и развитие существующей системы непрерывного (последипломного) педагогического образования как условие постоянного повышения уровня профессионализма педагогов.

образования [Текст] / С.И. Артемьева, И.В. Положенце-ва, С.Е. Шишов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2015,-№4.-С. 58-64.

3. Бикбулатова В.П. О роли поликультурного образования в развитии мотивационно-познавательной сферы студентов [Текст] / В.П. Бикбулатова, Р.С. Рабаданова, Г.Н. Юлина // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2013. — № 4. — С. 12-15.

  • 4. Зимовина О.А. Педагогические технологии индивидуализации обучения в информационно-образовательном пространстве вуза [Текст] / О.А. Зимовина // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2014. — № 2. — С. 52—57.
  • 5. Иванов А.И. Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие» с учетом подросткового возраста воспитанников [Текст] / А.И. Иванов, Ю.Г. Киселёва, С.А. Куликова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2015. — № 1. — С. 48-52.
  • 6. Извеков И.Н. Генеалогическая культура и ее роль в идентификации молодежи России [Текст] / И.Н. Извеков // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2012. — № 1. — С. 23-26.
  • 7. Кальнеи М.С. Утопическая составляющая общественного идеала свободы [Текст] / М.С. Кальней // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2013. — № 3. — С. 52—58.
  • 8. Рабаданова Р.С. Функции опережающего образования [Текст] / Р.С. Рабаданова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2012. — № 1. — С. 4—6.
  • 9. Ульянова И.Б. Эстетика социокультурного пространства [Текст] / Н.Б. Ульянова, А.В. Гудкова // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2015. — № 4. — С. 83—87.
  • 10. Шишов С.Е. Изменяющаяся многомерная социокультурная среда глобализирующегося мира и ее влияние на систему российского профессионального образования [Текст] / С.Е. Шишов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2014. - № 2. - С. 45-52.
  • 11. Шишов С.Е. Межкультурный диалог как основа успешного развития современного образования и науки [Текст] / С.Е. Шишов // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2015. -№ 2. -С. 3-7.

References

  • 1. Abylkasymova А.Е., Ryzhakov M.V., Shishov S.E. Strategich-eskie napravlenija modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija v uslovijah innovacionnogo razvitija [Strategic directions of modernization of pedagogical education in the conditions of innovative development], Nauchnye issledovanija i razrabotki. Social'no-gumanitamye issledovanija i tehnologii [Research and development. Social humanitarian research and technology]. 2015, 1.3, pp. 3-8.
  • 2. Artem'eva S. I., Polozhenceva I.V., Shishov S.E. Povyshenie professional'noj kvalifikacii — vazhnoe zveno v modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija [Professional development — an important Zveniv of pedagogical education modernization], Nauchnye issledovanija i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovanija i tehnologii [Research and development. Social humanitarian research and technology].2015,1. 4, pp. 58—64.
  • 3. Bikbulatova VP, Rabadanova R.S., Julina G.N. О roli polikul'turnogo obrazovanija v razvitii motivacionno-poznavatel'noj sfery studentov [On the role of multicultural education in the development of motivational and cognitive sphere of students]. Nauchnye issledovanija i razrabotki. Social'no-gumanitamye issledovanija i tehnologii [Research and development. Social humanitarian research and technology], 2013,1. 4, pp. 12—15.
  • 4. Zimovina O.A. Pedagogicheskie tehnologii individualizacii obuchenija v informacionno-obrazovatel'nom prostranstve vuza [Pedagogical technology of individualization of education in information and educational space of the University], Nauchnye issledovanija i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovanija i tehnologii [Research and development. Social humanitarian research and technology]. 2014,1. 2, pp. 52—57.
  • 5. Ivanov A.I., Kiscljova Ju.G., Kulikova S.A. Sootnoshenic pon-jatij «razvitie» i «samorazvitie» s uchetom podrostkovogo voz-rasta vospitannikov [Relationship between the concepts "development" and "personal development" given the adolescent age of students], Nauchnye issledovanija i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovanija i tehnologii | Research and development. Social humanitarian research and technology], 2015, I. 1, pp. 48—52.
  • 6. Izvekov LN. Genealogicheskaja kul’tura i ее rof v identifikacii molodczhi Rossii [Genealogical culture and its role in identification of youth of Russia]. Nauchnye issledovanija i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovanija i tehnologii [Research and development. Social humanitarian research and technology]. 2012. I. l,pp. 23-26.
  • 7. Kal'nej M.S. Utopicheskaja sostavljajushhaja obshhestven-nogo ideala svobody [Component of the Utopian social ideal of freedom]. Nauchnye issledovanija i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovanija i tehnologii [Research and development. Social humanitarian research and technology], 2013,1. 3, pp. 52—58.
  • 8. Rabadanova R.S. Funkcii operezhajushhego obrazovanija [Functions of advancing education], Nauchnye issledovanija i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovanija i tehnologii (Research and development. Social humanitarian research and technology], 2012, I. 1, pp. 4—6.
  • 9. Ul'janova N.B., Gudkova A.V. Jestetika sociokul'turnogo pros-transtva [Aesthetics of the social space]. Nauchnye issledovanija i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovanija i tehnologii (Research and development. Social humanitarian research and technology],2015,1. 4, pp. 83—87.
  • 10. Shishov S.E. Izmenjajushhajasja mnogomernaja socio-kul'turnaja sreda globalizirujushhegosja mira i ее vlijanie na sistemu rossijskogo professional'nogo obrazovanija (Varying multidimensional socio-cultural environment of the globalizing world and its impact on the system of Russian professional education], Nauchnye issledovanija i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovanija i tehnologii [Research and development. Social humanitarian research and technology!. 2014, 1.2, pp. 45-52.
  • 11. Shishov S.E. Mezhkul'turnyj dialog kak osnova uspeshnogo razvitija sovremennogo obrazovanija i nauki [Intercultural dialogue as a basis of successful development of modern education and science], Nauchnye issledovanija i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovanija i tehnologii [ Research and development. Social humanitarian research and technology]. 2015,
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >