КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

Экономическая природа образовательной услуги в условиях социально ориентированной рыночной экономики

Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не оста лось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними.

Исследованию сферы услуг посвящены работы многих современных ученых[1].

Приведем классическое определение услуги Ф. Котлера: Услуга - любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом. Услуга по своей сути является неосязаемой и не приводит к передачи собственности.

Рынок услуг - сфера обмена услугами, которые являются результатом труда сервисных предприятий.

Сфера услуг - быстро развивающийся объект. К числу наиболее древних услуг относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а также отдельные виды бытовых услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и торговли.

Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.

Основные причины столь явного повышения роли услуги в современной экономике видятся, прежде всего, в появлении новых видов деятельности в сфере услуг в связи с влиянием научно-технического прогресса, в усложнении производства и насыщении рынка товарами повседневного спроса.

Рост прямых иностранных инвестиций в сферу услуг за 2000-2010 гг

Рисунок 1 - Рост прямых иностранных инвестиций в сферу услуг за 2000-2010 гг.3

По выше показанным данным можно сделать вывод, что во многих странах мира наблюдается стабильный рост прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг: свыше 40% (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли услуг в ВВП развитых стран 70% при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80-90 % прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг.

  • 1
  • 3 См.: Статистические данные Европейской торгово-промышленной палаты.2010.

Предпосылками роста значимости услуги явились так же увеличение влияния услуг на торговлю новыми типами товаров, в особенности технически сложными; необходимость в комплексе дополнительных услуг при сбыте товаров; увеличение финансовых, транс портных, информационных и иных услуг в связи с развитием производства.

Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения.[2] Отобразить все затраты на производство образовательных услуг при помощи ценового механизма достаточно трудно. Многозначность целей -ещё один признак образовательных услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения явно не направлена на достижение прибыли. Напомним, что под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается «...целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства ...». Вышеупомянутые интересы тесно связаны с ростом благосостояния, который подразумевает получение прибыли, столь необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства. Таким образом возможно заявить, что прибыль не является запретным ориентиром для учреждения образования, но и не сводится только к нему.

Отличительной особенностью образовательных услуг является и то, что они тесно связаны с созданием духовных ценностей, развитием личности и преобразованием обучающегося. Эти услуги реализуют познавательные интересы обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, создают условия для их самореализации и самоопределения, участвуют в формировании, развитии и сохранении разнообразных способностей человека к труду, в росте профессионализма и квалификации. Таким образом, возможно сказать, что образовательные услуги непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала.

Кроме того, главной особенностью оказания образовательных услуг называют сотворчество преподавателя и слушателя.

В сфере образования, личность обучающегося преобразуется. Он играет самую активную роль как в процессе производства, так в и оказания образовательных услуг. Сфера образовательных услуг открыта для информационного, кадрового и другого обмена, создает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг.

Образовательные услуги находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Необходимо отметить важные специфические особенности образовательных услуг:

  • • сезонность;
  • • высокая стоимость (образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал личности, специалиста);
  • • относительная длительность оказания услуги;
  • • зависимость результатов от жизни и условий будущей работы обучившегося;
  • • дальнейшее сопровождение услуг;
  • • зависимость приемлемости услуг от места проживания потенциальных обучающихся и места их оказания;
  • • относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и другие.
  • • невозможность перепродажи услуг;

Образовательные услуги реализуются на рынке, как и любой товар, который воспринимается как совокупность потенциальных и существующих покупателей и продавцов товара. На рынке образовательных услуг взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, предприятий и государственных организаций) и, с другой стороны, их предложение различными образовательными учреждениями. В составе участников рыночных отношений в этой сфере, помимо потребителей и производителей образовательных услуг, находятся широкие круги посредников, включая службы занятости, образовательные фонды, органы регистрации, биржи труда, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, ассоциации различных образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др.

Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и выполняют такие функции, как: участие в организации сбыта образовательных услуг; ресурсной поддержки образования; консультирование, информирование. Помимо этого, необходимо отметить отличительную особенность рынка образовательных услуг. Она заключается в значительной роли государства и его органов управления. В сфере образования к специфическим функциям относятся:

  • • создание позитивного имиджа образовательных институтов, его поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения;
  • • гарантирование гуманности образования, единства образовательного и культурного пространства, общедоступности и адаптивности образования, свободы и плюрализма, светского характера образования, автономности образовательных учреждений и демократизма управления;
  • • финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций в эту сферу других субъектов;
  • • в целях развития приоритетных специальностей применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка;
  • • аттестация и лицензирование образовательных учреждений и программ по ассортименту и качеству услуг;
  • • информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

Уточняя термин «образовательная услуга», необходимо рассмотреть вопрос о потребителе образовательной услуги и пользователе образовательной услуги. Если потребитель образовательной услуги - выпускник вуза, специалист, в единственном лице, то это не означает, что пользуется этой услугой только он один. Кроме него, образовательную услугу использует предприятие, на котором специалист трудится, государство, в котором оно зарегистрировано и платит налоги. А так же, в некоторой степени, учебное заведение, в котором специалист обучался.

Сущность образовательной услуги проявляется в видовых специфических характеристиках в образовательной сфере. Образовательная услуга ставит цель развитие человека, способного адаптироваться в развивающемся социуме, а видовые признаки определяются её миссией - обеспечивать наращивание человеческого капитала. В этом контексте необходимо подразделять образование на традиционное и инновационное. Услуги, так называемые традиционные, находятся в массовом секторе образования, обеспечивая его простое воспроизводство (без накопления инновационных элементов). Услуги инновационного образования, создаются и реализуются в секторе экспериментальной образовательной деятельности, обеспечивая наращивание эвристического, инновационного и творческого потенциала личности, ее новых умений, знаний и навыков. Данные услуги являются основой формирования расширенного воспроизводства.

В свою очередь, следует разделить инновационные образовательные услуги на те, спрос на которые предъявляет рынок, и на те, что исходят из потребностей развития личности человека, а также те из них, развитие которых мотивировано социальным заказом и потребностями рынка.

Основные компоненты, составляющие национальные богатства европейских стран в 2010 г

Рисунок 2 - Основные компоненты, составляющие национальные богатства европейских стран в 2010 г.6

6 См.: Данные статистического анализа, проведенного экспертами Всемирного банка. 2012.

Образование - главный компонент накопления человеческого капитала. На основе анализа национального богатства по данным статистического анализа, проведенного экспертами Всемирного банка в 2010 году, составлена диаграмма основных компонентов национального богатства (рис. 2).

Возможно сделать вывод, что в настоящее время самый большой процент национального богатства, рассматриваемых стран, приходится на долю «человеческого капитала».

Ретроспективный анализ мирового опыта показал, что за последние несколько десятков лет понимание социальной значимости сферы образовательных услуг беспрецедентно возросло. Особенность развития инноваций в сфере образовательных услуг является то, что их появление всегда инициировалось не со стороны государства, а со стороны профессионалов в области образования.

Необходимо отметить, что возрастание роли и необходимость активизации в современный период экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг обуславливается совокупностью следующих факторов:

  • • появление коммерческих и некоммерческих секторов;
  • • расширения сектора потребителей образовательных услуг и индивидуализация образования из-за дифференциации;
  • • возможность изучения мирового опыта;
  • • повышение требований государства и работодателей к содержанию образования специалиста в условиях новой экономики,
  • • высокая конкуренция на рынке образовательных услуг.

В области образования особенности современного развития экспериментальной работы проявляются в тенденциях к сокращению периода проведения эксперимента и уменьшению количества участников обсуждения его результатов и проблем по эксперименту, что приводит к ситуации, когда инновационный проект одобрен и разрешен на тиражирование, а практически ожидаемого результата не получается. Подобная ситуация недопустима, так как ошибки в образовательной и воспитательной деятельности имеют необратимый характер и приводят к снижению качества образовательных услуг.[3]

Теоретической базой современной концепции социально ориентированной рыночной экономики является теория хозяйственного порядка В. Ойкена. Социальная ориентация включает в себя три элемента-источника: конкурентный рынок с изначально присущей ему направленностью на удовлетворение человеческих потребностей, государство, формирующее экономический и социальный порядок, социально согласованное (устойчивое) общество.

Использование количественных критериев оценки степени «социальности» позволяет не только выделить группу стран с социально ориентированной рыночной экономикой, но и подразделить их на различные модели (табл. 1).

Таблица 1 - Классификация стран в соответствии с моделью социально ориентированной рыночной экономики9

Модели социально ориентированной экономики

Страны, придерживающиеся данной модели

Рейнская

Германия

Австрия

Швейцария

Франция

Англосаксонская

Великобритания

Ирландия

Канада

США

Средиземноморская

Греция

Испания

Италия

Скандинавская

Швеция

Норвегия

Финляндия

Азиатская

Япония

Корея

Таиланд

Китай

В качестве критериев классификации целесообразно использовать ни один, а одновременно несколько равнозначных показателей, предложенных различными исследователями:

  • • степень имущественного и социального неравенства;
  • • институциональная структура рынка;
  • • различные культурно-религиозные традиции;

• степень государственного вмешательства в экономику.[4] Создание и реализация социально ориентированной рыночной экономики в России требует со стороны государства не только усилий в области социальной политики, но целенаправленных действий в области формирования рыночных и общественных институтов социальной регуляции.

Суть социально ориентированной рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и безопасной жизни граждан; государство «берет в свои руки» управление рыночной экономикой, дабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты.

Исследования в социологии и менеджменте позволяют расширить перечень упомянутых факторов социальным капиталом. Если человеческий капитал включает в себя совокупность умений, навыков, знаний и квалификаций, которыми обладают субъекты социально-экономической деятельности определенной социальной структуры, как арифметическую сумму, то социальный капитал порождает дополнительный эффект от слаженности совместной деятельности, названный синергетическим эффектом.

В соответствии с вышеизложенным развитые страны основной формой капиталовложений общества в последние десятилетия рассматривают вклад в развитие человека, главным образом через образовательный процесс. Развивающиеся страны в последние годы также предпринимают определенные шаги по обеспечению и улучшению качества национальных систем образования. А так как осуществляемые ими реформы в образовательной сфере пока не приводят к весомым положительным результатам, представляется целесообразным подвергнуть анализу направленность этих шагов - методологию улучшения качества образовательных услуг и его оценки.

Социально-экономические преобразования в России в новом тысячелетии, интеграция в мировое информационное пространство будут эффективны только в том случае если стержнем так называемой «новой» экономики станет человек. В свою очередь, важнейшей составляющей человеческого капитала, по мнению современных ученых и специалистов, является образование.[5]

Современный социальный заказ формирует новые требования к подготовке специалистов. Уже недостаточно соответствия их социально-профессиональных качеств экстенсивно-информационной модели, в основе которой - полнота конкретного знания, или, используя термины современной экономики, - общая компетенция. Новая экономика основана на интеллектуальноинновационном характере деятельности, отсюда и требования таких функционально-оперативных характеристик работника, как:

  • • обширные знания в области своей профессиональной деятельности (компетенция);
  • • навыки в решении возникающих проблем, включая анализ и синтез;
  • • инновационное мышление;
  • • инициативность в реализации принятых решений;
  • • готовность работать как самостоятельно, так и в составе групп;
  • • социальная коммуникабельность;
  • • способность к нестандартным и оригинальным решениям и др.

Все эти требования в совокупности определяются сегодня понятием «компетентность», которая и будет выступать основным критерием оценки при выборе, распределении и использовании человеческого капитала.

Одна из основных проблем современного российского общества - проблема реформирования сферы образования, совершенствования системы профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи. И от того, насколько обдуманно и грамотно

она будет сегодня решена, зависит будущее нашей страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке.

В период рыночных преобразований изменения в сфере занятости не могли не затронуть сопряженную с ней сферу обучения, где осуществляется профессиональная подготовка кадров. В то время как занятость трансформировалась принципиально, признав товарный характер рабочей силы и возможность существования безработицы, перемены в сфере обучения в России носили преимущественно поверхностный характер. Они были направлены не столько на совершенствование подготовки рабочей силы для обеспечения спроса сферы занятости, сколько на сохранение и развитие самой сферы профессиональной подготовки. Профессии и специальности, которые получали обучающиеся в результате профессиональной подготовки в тех или иных учебных учреждениях, в значительной степени не соответствовали реально существовавшим довольно ограниченным возможностям трудоустройства. В результате чего в 2011г., доля молодых людей в возрасте до 29 лет составляла 30 % безработных, в то время как предприятия испытывали значительный дефицит в рабочей силе.[6]

В настоящее время обеспеченность предприятия высококвалифицированной рабочей силой, способной быстро адаптироваться к требованиям современного производства, осваивать новые участки, объединять усилия членов коллектива является существенным фактором, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия. В условиях сокращения численности населения страны и прогнозируемого сокращения числа трудоспособного населения, повышение эффективности общественного производства может быть обеспечено только на основе качественных сдвигов в профессионально-квалификационной структуре занятых.

Особенно острая проблема существует с подготовкой востребованных экономикой работников по рабочим профессиям. Несмотря на сохранение высокого спроса на работников, вла-

деющих рабочими профессиями, трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования не является безпроблемным. Связано это с рядом обстоятельств. Прежде всего, набор профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не всегда соответствует потребностям предприятий региона.

Требует скорейшего решения проблема трудоустройства молодых специалистов после получения профессиональной подготовки. Данную задачу необходимо решать и регулировать на государственном уровне.

В настоящее время, из-за отсутствия реальных прогнозов в потребностях подготовки специалистов, в сфере занятости складывается ситуация, где наблюдаются излишние объемы подготовки специалистов теперь уже рыночного профиля: экономистов, юристов, бухгалтеров и т.п.

В нашей стране необходима принципиальная трансформация сферы обучения и профессиональной подготовки, но, строиться она должна именно на усилении роли государства в проведении этих процессов. Государство является хозяйствующим субъектом и вправе сделать учреждения сферы обучения и профессиональной подготовки привлекательными для собственных инвестиций и получения соответствующих дивидендов.[7]

Учитывая потребность в привлечении бизнеса к участию в подготовке и формировании трудового потенциала, основную регулирующую позицию государство должно оставлять за собой, аналогично как это осуществляется в отношении крупнейших компаний-монополистов в добывающих отраслях экономики.

В целом следует сказать, что проблема совершенствования системы профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи - одна из основных проблем в нашем российском обществе. И от того, насколько грамотно и обдуманно она будет решена, зависит конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.

Что касается трудоустройства молодежи и в первую очередь выпускников учреждений профессионального образования, безусловно, как показывает опыт, наряду с государственными службами занятости, большую роль в этом деле играют Центры трудоустройства молодежи. Деятельность центров охватывает широкий спектр направлений: от негосударственной деятельности по трудоустройству студентов и выпускников до обобщения и распространения опыта их работы в пределах региона.

  • [1] См.: Беккер Г.С. Человеческое поведение - экономический подход // Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ./ Сост. Р.И. Капелюшников. М.: ГУ ВШЭ, 2004; Менар К. Экономика организаций. М.: Экономика, 2001; Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Олимп Бизнес, 2001; Олсон М. Логика коллективных действий. М.: Прогресс, 1995; Пигу А. Экономическая теория благосостояния: В 2т. Т.1. М.: Прогресс, 1995; Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М.: Прогресс, 1999; Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: МГУ, 1998; Белоусов В.М., Бортник Е.М., Фатеева С.В. Некоммерческие институты: закономерности становления и функционирования. Ростов / Дону: Инфо Сервис, 2009. 2 См.: Ф. Котлер. Основы маркетинга. М. Бизнес-книга, 1995.С.19
  • [2] См.: Закон РФ «Об образовании». С. 45-47 2 См: Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом, 2001. - №7-8. - С.79-85.
  • [3] См.: Геллерт К. Высшее образование: новые задачи и направления И Высшее образование в Европе. 2009, т. XVI, № 3, С.35 -54. 2 См.: Чернецкий Ю.А. Высшее образование в рыночной экономике. М., 2001. 3 См.: Бромвич М. Анализ экономической эффективности, капиталовложений. М„ Инфра-М. 2006, 425с.
  • [4] См.: Кононова В.Ю. Социально-ориентированная рыночная экономика в России: условия и механизм формирования. К., 2010 г. С. 18 2 См.: Г.И. Черкасов, В.М. Колтунов. Государственное регулирование экономики. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009.С. 89
  • [5] См.: Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ./Науч. ред. и авт. послесл. В.А.Приписнов. М., 2008, С. 167 - 223
  • [6] См.: Экономика стран - членов Содружества независимых государств в 2010 г. Обзор Госкомстата но данным статистических служб СНГ //Экономика и жизнь, 2010, № 6, С. 15.
  • [7] Бочкарева В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? И Педагогика. -2008. -№ 2. -С. 9-13. 2 Вилъчек М.И. Российское образование России, (к Концепции реформирования системы образования: ключевые проблемы и вопросы). - М.: ГУВШЭ, -2007. - С. 83.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >