АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ И РЕСУРСОВ МОДЕРНИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Способ развития сферы образовательных услуг

В условиях интенсификации и развития национальной экономики России возрастает потребность в дальнейшем совершенствовании структурной организации хозяйственного пространства страны. Происходит переосмысление ряда принципов в науке и практике утверждается базовое понятие территориальной экономической системы, возникают новые структурные образования с участием регионов-субъектов (макро- региональные формы), во внутренней структуре регионов образуются и претендуют на особый статус субрегиональные образования.

В экономической системе Краснодарского края, отличающейся высоким уровнем развития, инвестиционной привлекательностью и диверсификацией, существуют различные возможности для формирования и развития субрегиональных образований.

Сегодня Краснодарский край занимает лидирующее положение в России по темпам инвестиционного развития и роста основных отраслей экономики: урожайности и объему производства зерновых, вводу жилья, обороту торговли, объемам строительных работ, развитию транспорта, курортов и туризма.

Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.

По уровню развития малого бизнеса Кубань входит в первую пятерку российских регионов. За три последних года количество субъектов малого бизнеса увеличилось на 35 тысяч, выпуск товаров и услуг - более чем в два раза. Малый бизнес Кубани обеспечивает 14 % налоговых поступлений во все уровни бюджетов. В сфере малого бизнеса сегодня работает треть населения, занятого в экономике края, - около 600 тысяч человек, 229 тысяч субъектов малого предпринимательства и фермеров.

Стратегическая цель развития Краснодарского края на период до 2020 го да - реализация политических, геостратегических и социально-экономичес ких приоритетов Российской Федерации на Юге России и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития.

Для реализации стратегической цели развития Краснодарского края определены следующие стратегические направления:

  • 1. Кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры:
    • • рост доходов населения;
    • • увеличение продолжительности жизни населения края;
    • • развитие рынка медицинских услуг, повышение их качества и доступности;
    • • достижение качества образования в соответствии с новыми требованиями;
    • • создание условий, обеспечивающих доступность жилья;
  • 2. Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края:
    • • формирование институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста края;
    • • обеспечение высоких темпов устойчивого роста отраслей реального сектора экономики края;
  • 3. Создание потенциала опережающего развития края для выполнения функции опорного региона в реализации целей Правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества:
    • • увеличение вклада в прирост ВВП страны;
    • • формирование ряда стратегических инициатив, имеющих значение для всей страны;
    • • повышение научного и образовательного потенциала;
    • • формирование стратегического партнерства власти, бизнеса и гражданского общества;
  • 4. Повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в крае на основе совершенствования систем стратегического управления, оптимизации институциональной структуры, пространственного развития и территориального планирования:
    • • внедрение новых механизмов взаимоотношений с органами местного самоуправления в Краснодарском крае, совершенствование межбюджетных отношений;
    • • развитие государственной и муниципальной статистики.

К приоритетным факторам регионального рынка образовательных услуг отнесены финансирование, ценообразование, маркетинг и мониторинг образовательных услуг в регионе.

Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. В ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям инновационной экономики.

На основании приведённых в таблице 3 данных можно сделать вывод, что за период с 2002 по 2012 годы число государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений уменьшилось на 11,9%, и соответственно численность учащихся уменьшилось на 30%. Число учреждений среднего профессионального образования выросло на 24%. Из них государственных и муниципальных 5,9%, а 18,1% приходится на рост числа негосударственных учреждений среднего профессионального образования. Общая численность студентов в учреждениях среднего профессионального образования (включая обучение в филиалах) увеличилось на 24,6% . Из них 13% увеличения числа студентов приходится на государственные учреждения и 11,6% на число студентов негосударственных учреждений СПО. Число высших учебных заведений выросло на 38%. Из них 36% приходится на негосударственные учреждения ВПО. Соответственно численность студентов в высших учебных заведениях (включая обучение в филиалах) возросла на 93%. Из этого на долю государственных учреждений приходится 89% роста числа студентов и только 4% на негосударственные учреждения ВПО.

Таблица 3 - Данные по количеству учебных заведений СПО и ВПО и численность обучающихся в Краснодарском крае22

Образование

2002г.

2004г.

2006г.

2008г.

2010г.

2012г.

Число государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений.

1432

1408

1379

1339

1302

1261

В них численность учащихся, тыс.человек

713,7

539,3

510,9,

498,1

492,8

495,6

Число учреждений среднего профессионального образования

66

84

74

77

77

82

Число учреждений среднего профессионального образования В том числе:

  • - государственных и муниципальных;
  • - негосударственных
  • 54
  • 12
  • 61
  • 23
  • 57
  • 17
  • 56
  • 21
  • 57
  • 20
  • 59
  • 23

Численность студентов в учреждениях среднего профессионального образования (включая обучение в филиалах) тыс. чел.

В том числе:

  • - государственных и муниципальных;
  • - негосударственных
  • 65,1
  • 58,4 6,7
  • 89,7
  • 73,3
  • 16,4
  • 85,4
  • 71,4 14,0
  • 82,3
  • 69,6
  • 12,7
  • 78,5
  • 66,2
  • 12,3
  • 81,4
  • 66,2
  • 15,2

22 Таблица построена автором по данным источников: Регионы России. М.: Росстат, 2011; Отчет департамента образования и науки Администрации Краснодарского края.

Продолжение табл. 3

Образование

2002г.

2004г.

2006г.

2008г.

2010г.

2012г.

Число высших учебных заведений В том числе:

26

33

33

35

35

34

-государственных и муниципальных;

10

12

12

12

12

12

- негосударственных

16

21

21

23

23

22

Численность студентов в высших учебных заведениях (включая обучение в филиалах) тыс. человек В том числе:

97,9

178,4

176,3

194,9

193,9

190,7

-государственных и муниципальных;

77,2

129,8

130,2

142,9

148,0

146,4

- негосударственных

20,7

48,6

46,1

52,0

45,9

44,3

Общеизвестно, что система образования является значительным фактором повышения качества жизни населения края. Это реализуется в следующих основных направлениях:

  • • обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования для всех жителей края;
  • • создание условий для повышения эффективности и качества общего (начального и среднего) образования;
  • • усиление социальной направленности системы образования, обеспечивающей укрепление здоровья всех воспитанников и обучающихся;
  • • обеспечение адресной поддержки детей и подростков из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • • обеспечение системы образования Краснодарского края высококвалифицированными кадрами;
  • • повышение эффективности и качества профессионального образования, создание системы профессионального образования, обеспечивающего потребности регионального рынка труда;
  • • реализация системы мер по обеспечению участия учреждений профессионального образования в Болонском процессе с целью повышения конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.

Таблица 4 - Основные показатели системы образования Краснодарского края23

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Расходы на отрасль «Образование» из средств консолидированного бюджета (млрд, рублей)

31,8

33,6

41,4

Среднемесячная начисленная заработная плата учителей (рублей)

13474,0

13775,0

14018

Среднегодовая численность педагогических работников (тыс. чел.):

дошкольных образовательных учреждений

21,0

19,3

19,4

дневных образовательных учреждений

36,1

34,9

33,2

в т.ч. учителей

34,9

31,3

30,2

учителей вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений

0,6

0,9

0,7

учреждений дополнительного образования для детей

10,1

7,8

7,5

учреждений начального профессионального образования

4,6

3,6

2,8

учреждений среднего профессионального образования

8,0

6,2

5,9

высших учебных заведений

10,7

10,0

8,5

Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях без групп кратковременного пребывания (тыс. чел.)

172,2

170,6

182,7

в т.ч. в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (без групп кратковременного пребывания)

165,6

166,8

172,2

Численность учащихся (тыс. чел.):

дневных образовательных учреждений

479,6

481,2

485,5

вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений

16,4

14,3

12,9

специальных (коррекционных) образовательных учреждений и классов

11,7

13,0

10,8

учреждений начального профессионального образования

32,5

30,6

27,3

Численность студентов (тыс. чел.):

среднего профессионального образования

79,0

73,5

73,4

высших учебных заведений

177,0

168,4

166,2

23 Таблица построена автором по данным источников: Регионы России. М.: Росстат, 2011; Отчет департамента образования и науки Администрации Краснодарского края.

Исходя из статистических данных, приведённых в таблице 4, возможно сделать следующие выводы:

  • • расходы на отрасль «Образование» из средств консолидированного бюджета за исследуемый период возросли на 30 %;
  • • среднемесячная заработная плата учителей возросла в среднем на 28,2%;
  • • прослеживается чёткая тенденция уменьшения среднегодовой численности педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования;
  • • численность учащихся начальных и средних профессиональных образовательных учреждений уменьшилось в среднем на 8%.
  • • численность студентов высших учебных заведений так же имеет тенденцию сокращаться (за исследуемый период на 6,1%).

Главное преимущество высокоразвитого региона связано с его человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием.

Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста края в средне-и долгосрочной перспективе.

Возрастание роли образования в решении задач социально-экономического развития Краснодарского края заключается в:

  • • создании условий для повышения конкурентоспособности личности;
  • • развитии инновационной сферы;
  • • изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;
  • • формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал края;
  • • формировании социальной и профессиональной мобильности;

• формировании кадровой элиты общества.

Концептуальной основой реализации региональной политики в области образования должна стать Стратегия развития системы образования Краснодарского края.

Однако, совершенно другие показатели по финансированию системы образования Краснодарского края:

  • 1. Краснодарский край занимает 55-е место в России и 7-е место в ЮФО по расходам консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в расчете на 1 дошкольное образовательное учреждение.
  • 2. Краснодарский край занимает 66-е место в России и 6-е место в ЮФО по расходам консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на общее образование в расчете на 1 учащегося.
  • 3. Краснодарский край занимает 59-е место в России и 3-е место в ЮФО по размерам средненачисленной заработной платы работников общеобразовательных учреждений.
  • ? Городские общеобразовательные учреждения
  • ? Сельские общеобразовательные учреждения
  • ? Сельские малокомплектные школы свыше 50 человек
  • ? Сельские малокомплектные школы до 50 человек

Рисунок 4 - Размеры нормативов подушевого финансирования (в руб., на 1 учащегося в год)[1]

Стратегические цели и задачи в области общего образования:

  • - введение обязательного бесплатного среднего (полного) общего образования;
  • - повышение качества общего образования при эффективном использовании выделенных средств;
  • - сохранение и укрепление здоровья детей;
  • - воспитание гражданина и патриота, осознающего свой долг перед Отечеством и малой родиной;
  • - формирование эффективных механизмов социальной и финансово-экономической поддержки и защиты детства.

Основные трудности введения обязательного среднего образования лежат не в педагогической, а в социальной и экономической плоскостях.

Сеть общеобразовательных учреждений края в значительной степени дифференцирована, включает все виды и типы учреждений, реализующих общеобразовательные программы.

Динамика изменения количества образовательных учреждений в системе профессионального образования Краснодарского края

Рисунок 5 - Динамика изменения количества образовательных учреждений в системе профессионального образования Краснодарского края25

  • 1
  • 25 Таблица построена автором по данным источника: Образование в Российской Федерации / Центр исследований и статистики науки. М., 2011.

В соответствии с выше изложенными данными количество учреждений профессионального образования уменьшилось на 11%. Численность учреждений ВПО и СПО уменьшилось в связи с закрытием филиалов инорегиональных вузов и ссузов. Уменьшение количества учреждений НПО связано с переходом профучилищ с систему СПО или их закрытием. В 2011 году реорганизовано 6 учреждений НПО в техникумы, 1 учреждение ликвидировано.

Высшие учебные заведения края - это крупные учебно-научные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов практически по всем отраслям знаний.

Реализация программного блока Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года включает разработку стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований Краснодарского края.

В 2008 г. ГУП КК «Карьера» по заданию департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края выполнило масштабную научно-исследовательскую работу по прогнозированию потребности экономики в квалифицированных кадрах в Краснодарском крае до 2020 г. Период прогнозирования на 12 лет был использован в соответствии с разработанной ранее стратегией развития России до 2020 г. и аналогичной стратегией развития Краснодарского края.[2]

Данное прогнозирование дает основание для разработки мероприятий по регулированию и контролю за изменениями рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.

В Краснодарском крае право граждан на образование, выражающееся в общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования гарантировано и реализовано. В соответствии с действующим законодательством льготами при поступлении в высшие и средние

профессиональные учебные заведения края воспользовались 3,6 тысячи человек (4,9% от числа поступивших), в том числе в вузы -2,9 тысячи человек, из них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 650 человек, детей-инвалидов и инвалидов боевых действий - 361 человек, медалистов и победителей всероссийских и международных олимпиад - 2,3 тысячи человек.

Таблица 5 - Охват населения Краснодарского края обучением, тыс. чел.28

2002

2007

2008

2009

2010

2011

Численность обучающихся - всего, в том числе

913,8

849,9

813,0

813,7

801,9

804,6

Дневных общеобразовательных учреждениях

716,8

542,9

514,6

501,8

496,6

499,4

Государственных и муниципальных

713,7

539,3

510,9

498,1

492,8

495,6

негосударственных

3,1

3,6

3,7

3,7

3,8

3,8

Учреждения начального профессионального образования

32,4

36,2

33,9

31,9

30,2

30,3

Учреждения среднего профессионального образования

65,1

89,7

85,4

82,3

78,5

81,4

Государственных и муниципальных

58,4

73,3

71,4

69,6

66,2

66,2

негосударственных

6,7

16,4

14,0

12,7

12,3

15,2

Учреждения высшего профессионального образования

97,9

178,4

176,3

194,9

193,9

190,7

Государственных и муниципальных

77,2

129,8

130,2

142,9

148,0

146,4

негосударственных

20,7

48,6

46,1

52,0

45,9

44,3

Аспирантуре и докторантуре

1,6

2,7

2,8

2,8

2,7

2,8

Ежегодно увеличивается финансирование учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных департаменту образования и науки Краснодарского края.

По его статистическим исследованиям средств, выделяемых краем для развития сферы, получены данные, показанные на рисунке 6.

28 Таблица построена автором по данным источников: Регионы России. М.: Росстат, 2011; Отчет департамента образования и науки Администрации Краснодарского края.

—1-*

ЛИМ . i

Рисунок 6 - Финансирование системы профессионального образования Краснодарского края29

Важную роль в этом играет принятие с 2010 года концепции целевого планирования «Совершенствование и укрепление организационной структуры и материально-технической базы системы начального и среднего профессионального образования в Краснодарском крае» на 2010-2014 годы.

Несмотря на наличие слабых сторон, Краснодарский край обладает рядом существенных возможностей, способных усилить конкурентный потенциал региона в образовательной сфере, а именно:

  • • мощная научная база крупных региональных вузов;
  • • открытость иностранных партнеров;
  • • присутствие в регионе грантовых фондов;
  • • возможная интеграция профильных вузов;
  • • активная позиция администрации Краснодарского края в отношении системы высшего профессионального образования;
  • • конструктивное взаимодействие вузов с потенциальными работодателями.
  • 29 Рисунок составлен автором на основе данных источника: Электронный ресурс: http:// www.krsdstat.ru/digital/region8/DocLib/%D0%9A% %AF.htm

Приведенные обстоятельства предопределили выработку ряда мер, способных усилить конкурентные позиции края в качестве субъекта предоставления образовательных услуг.

Во-первых, целесообразно налаживание взаимодействия и проведение совместных инновационных проектов, в том числе путем заключения трехсторонних соглашений между странами Европы, Россией, азиатскими и латиноамериканским странами. При этом каждая из сторон предоставляет некоторый ресурс (интеллектуальный, физический, экономический и т.д.), а грантовая поддержка будет способствовать «сведению» специалистов для участия в подобных проектах. Необходимо отметить, что присутствие грантовых фондов позволит приобретать современное высокотехнологичное оборудование, которое позволит студентам повысить их умения и навыки в практической сфере. А наиболее одаренные из них получат возможность стажировок за рубежом.

В-третьих, активная позиция администрации края в отношении системы высшего образования позволит устранить многие слабые стороны.

Что касается угроз функционированию рынка образовательных услуг, устранить их в полной мере не представляется возможным, однако существуют способы ослабить их негативное воздействие. Так для преодоления пассивности институтов гражданского общества целесообразно выработать реальные механизмы, позволяющие им влиять на политику в сфере ВПО. В этом процессе существенную роль играют средства массовой информации.

Подводя итог, необходимо отметить, что только тесное конструктивное взаимодействие региональных органов государственной власти, институтов гражданского общества и бизнес-структур края позволит обеспечить качественную подготовку специалистов, удовлетворяющих требованиям современного общества и востребованных им.

  • [1] Таблица построена автором по данным Департамента образования и науки Администрации Краснодарского края.
  • [2] См.: Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года. 2008. 2 Закона «О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании в Краснодарском крае». 2008
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >