ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

В Особенной части курса административного права рассматриваются компетенция и организационно-правовые формы деятельности федеральных органов государственной власти (в основном, ее исполнительной ветви) в отраслях и сферах управления и раскрываются особенности государственного управления в административно-политической, экономической, социальнокультурной сферах.

Лекция 15. Государственное управление административно-политической сферой

К отраслям административно-политической сферы традиционно относятся оборона, безопасность, иностранные дела, внутренние дела, юстиция.

Государственное управление в области обороны. Понятие «оборона» закреплено в части 1 статьи 1 Федерального закона «Об обороне»: «система политических, военных, специальных правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории».

Одним из основных документов стратегического планирования в России, представляющим собой систему взглядов государства на оборону, является Военная доктрина РФ, утвержденная Указом Президента РФ № 146 от 5 февраля 2010 г. Это уже третья военная доктрина Российской Федерации после распада СССР. На основе Военной доктрины вырабатывается военное законодательство и строится система управления обороной.

В соответствии с частью 1 ст. 87 Конституции РФ Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ является Президент РФ. Он осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, издает в пределах своих полномочий обязательные для исполнения приказы. В случае агрессии против Российской Федерации или ее непосредственной угрозы, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против России, Президент объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Государственной Думе и Совету Федерации, может вводить военное положение.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1 «О военном положении» под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии. В Указе Президента РФ о введении военного положения должны быть определены обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которого начинает действовать военное положение; границы территории, на которой оно вводится. В период действия военного положения могут применяться меры, ограничивающие права граждан: приостановление деятельности политических партий и других общественных объединений, изъятие для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества, запрещение или ограничение выбора места пребывания, проведения публичных мероприятий и другие.

Правительство РФ организует оснащение Вооруженных Сил РФ вооружением и военной техникой, обеспечивает их материальными средствами, ресурсами и услугами; обеспечивает выполнение планов и государственных программ развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации» разрабатывает и выполняет мобилизационные планы.

Отраслевым органом управления обороной является Министерство обороны РФ, а центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ — Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ. Полномочия Генштаба обширны и многообразны: разрабатыва ет предложения по военной доктрине РФ и план строительства Вооруженных Сил РФ; осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности; устанавливает нормы приема граждан РФ на военную службу и военные сборы и т.д.

Для организации управления в области обороны имеет значение дислокация Вооруженных Сил РФ. Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1144 в Российской Федерации образованы 4 военных округа (Центральный, Западный, Восточный и Южный). В состав военного округа входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, расположенные на его территории. Военным округам придан статус оперативностратегических командований Вооруженных Сил РФ.

Низовым звеном в системе органов управления в области обороны являются военные комиссариаты, которые имеют статус территориальных органов Министерства обороны РФ в субъектах Российской Федерации, а также в районах, городах и других административно-территориальных образованиях. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генштаб через управления военных округов. Среди основных задач военных комиссариатов можно выделить следующие: разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных средств; организация и проведение мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Военные комиссары наделены полномочиями по привлечению к административной ответственности за правонарушения в области воинского учета.

Составной частью оборонных мероприятий является организация и ведение гражданской обороны. Правовую основу их проведения составляет Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28 «О гражданской обороне». Основные задачи гражданской обороны — эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; борьба с пожарами, возникшими при проведении военных действий; срочное восстанов ление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время. Федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ).

Государственное управление в сфере безопасности. Многовековая история международных отношений, практика современного государственного строительства в России убедительно показывают, что отказ от системы специальных органов обеспечения безопасности, в т.ч. спецслужб, или их серьезное ослабление неизбежно приводит к негативным последствиям и для гражданина, и в целом для общества[1].

Важнейшие направления государственной деятельности в этой сфере сформулированы в Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, которая определяет понятие национальной безопасности как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

В статье 1 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 390 «О безопасности» к видам безопасности отнесены безопасность государства, общественная, экологическая безопасность, безопасность личности и иные предусмотренные законодательством виды, т.е. безопасность не рассматривается в узком смысле слова как государственная безопасность.

Полномочия общего характера по управлению в области безопасности сосредоточены у Президента РФ. Глава государства возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует

деятельность государственных органов обеспечения безопасности, утверждает положения о них, принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению безопасности в основном закреплены в ФКЗ «О Правительстве РФ». В ст. 20 закона установлено, что российское правительство осуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности.

В постсоветский период был создан особый орган по вопросам безопасности, ранее аналогов не имевший — Совет Безопасности. Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ его формирует и возглавляет Президент РФ. Статус Совета Безопасности определяется главой 3 ФЗ «О безопасности». Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Постоянные члены Совета Безопасности, например, Председатель Правительства РФ, входят в состав Совета Безопасности по должности и назначаются Президентом РФ. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности. Основными задачами Совета Безопасности являются: формирование государственной политики в области обеспечения безопасности, прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, подготовка предложений Президенту РФ по вопросам обеспечения безопасности. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет его аппарат, который является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности образуются соответствующие органы. К ним относятся: Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная служба охраны (ФСО), Служба внешней разведки (СВР), Государственная фельдъегерская служба. Руководство деятельностью этих органов осуществляет Президент РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40 «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

  • - ФСБ России, возглавляемая Директором. Положение о ФСБ РФ утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. №960;
  • - управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
  • - управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, войсках и воинских формированиях (органы безопасности в войсках);
  • - управления (отряды, отделы ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);
  • - другие органы, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ;
  • - авиационные подразделения, центры специальной подготовки, спецназ, предприятия, образовательные учреждения, НИИ, экспертные учреждения и иные подразделения.

Деятельность органов ФСБ России осуществляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, преступностью, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности. Органы ФСБ также осуществляют во взаимодействии с органами внешней разведки разведывательную деятельность.

Правовую основу деятельности органов государственной охраны составляет Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57 «О государственной охране». Под объектами охраны, т.е. теми, кому эта охрана предоставляется, понимается Президент РФ и другие лица, указанные в законе. Президенту охрана предоставляется пожизненно. В соответствии со ст. 5 закона охрану осуществляют органы государственной охраны, возглавляемые ФСО России. Основными задачами ФСО являются: прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов охраны; осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечение безопасности объектов охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; защита зданий, строений и сооружений, в которых размещены федеральные органы государственной власти, обеспечение организации и функционирования президентской связи.

Служба внешней разведки действует на основании Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5 «О внешней разведке» и осуществляет разведывательную деятельность.

Государственная фельдъегерская служба РФ осуществляет специальные функции в сфере обеспечения оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных отправлений Президента РФ, федеральных органов государственной власти, администраций промышленных и военных объектов.

Государственное управление в области внутренних дел

Президент РФ и Правительство РФ обладают в области управления внутренними делами полномочиями общего характера. Согласно ч. 1 ст. 114 Конституции РФ и ст. 19 ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно-опасными явлениями, разрабатывает и реализует меры по укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

В систему МВД РФ входят: органы внутренних дел, в том числе полиция; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД РФ (например, образовательные учреждения, научно-исследовательские и другие организации).

Центральное звено в системе органов управления внутренними делами — МВД РФ — действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248.

Начиная с 2000 г., осуществляется последовательное реформирование системы органов внутренних дел. Указом Президента РФ от 31 июля 2000 г. № 1415 «Вопросы МВД РФ» были образованы самостоятельные подразделения МВД РФ в федеральных округах. Их основными задачами являются: координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах по борьбе с преступностью.

В систему МВД РФ входит полиция. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 4 «О полиции» она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Основными направлениями деятельности полиции являются:

  • 1. Защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.
  • 2. Предупреждение и пресечение уголовных и административных правонарушений.
  • 3. Выявление и раскрытие преступлений и административных правонарушений.
  • 4. Розыск лиц.
  • 5. Производство по делам об административных правонарушениях.
  • 6. Обеспечение правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения.
  • 7. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия, частной детективной и охранной деятельности.
  • 8. Охрана имущества и объектов, в т.ч. на договорной основе.
  • 9. Государственная защита потерпевших, свидетелей, должностных и других защищаемых лиц.

10. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Законом о полиции предусматривается независимость органов внутренних дел от бюджетов субъектов РФ. Также закреплено, что права и обязанности полиции могут устанавливаться только законом. Закон исключил такие функции полиции, как выдворение иностранных граждан за пределы Российской Федерации, технический осмотр транспортных средств, розыск должника и его имущества, ведение реестра дисквалифицированных лиц и другие.

30 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон № 349 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты», который установил порядок поступления на службу в органы внутренних дел, порядок ее прохождения и прекращения, а также определил правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел.

Долгое время в систему МВД РФ в качестве самостоятельного подразделения входила государственная противопожарная служба. Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» эта служба была преобразована в государственную противопожарную службу МЧС РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» из подведомственности МВД РФ выведена Федеральная миграционная служба РФ, деятельностью которой в настоящее время руководит Правительство РФ (Положение о ФМС РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 711). ФМС РФ выполняет функции, касающиеся реализации миграционной политики. Важным направлением деятельности ФМС является обеспечение режима регистрации и паспортной системы. Паспортно-визовая служба выполняет функции по оформлению гражданства, реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России, выезда из страны и въезда на ее территорию, соблюдения правового положения иностранных гр-н.

В систему МВД РФ входят внутренние войска. Они действуют на основании Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27 «О внутренних войсках МВД РФ». Внутренние войска совместно с органами внутренних дел участвуют в охране общественного порядка, а также реализуют другие задачи, возложенные на них законодательством. Общее руководство внутренними войсками МВД осуществляет Президент РФ (утверждает состав, численность и структуру внутренних войск), непосредственное — министр внутренних дел. Законом предусмотрена должность главнокомандующего внутренними войсками, который одновременно является Заместителем Министра внутренних дел. Военнослужащие внутренних войск при несении службы имеют право пресекать преступления и административные правонарушения; проверять у граждан документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; составлять протоколы об административных правонарушениях; производить досмотр транспортных средств, нарушивших правила, установленные на объектах, охраняемых внутренними войсками.

Государственное управление в области иностранных дел. Управление иностранными делами всегда было прерогативой высшего политического руководства страны. Конституция РФ наделяет Президента РФ исключительными полномочиями в области проведения внешней политики, составной частью которой является управление иностранными делами. В соответствии со ст. 86 Конституции РФ глава государства осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, принимает ратификационные, верительные и отзывные грамоты аккредитуемых дипломатических представителей.

Полномочия Правительства РФ по управлению иностранными делами закреплены в ст. 21 ФКЗ «О Правительстве РФ».

Правительство РФ осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений с иностранными государствами и международными организациями.

Особое место среди органов, осуществляющих государственное управление в области иностранных дел занимает Министерство иностранных дел РФ. Это один из старейших органов управления. Первоначально коллегия иностранных (чужестранных) дел возникла в эпоху петровских преобразований и вошла в число известных 12 коллегий. Датой ее учреждения принято считать 1720 г. Устройство коллегии произошло на базе Посольского приказа и Посольской канцелярии. В 1802 г. учреждается МИД России. 10 февраля 2003 г. в России впервые отмечался профессиональный праздник — День дипломатического работника. Указ об учреждении праздника дипломатов подписал Президент РФ 31 октября 2002 г. Именно на этот день приходится наиболее раннее упоминание Посольского приказа — первого внешнеполитического ведомства России. Его руководителем был назначен И.М. Висковатый.

МИД России является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. МИД координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов РФ. Основными задачами Министерства являются: разработка общей стратегии внешней политики, реализация внешнеполитического курса России, обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов России на международной арене, защита прав и интересов граждан РФ и юридических лиц за рубежом, обеспечение дипломатических и консульских представительств РФ с иностранными государствами. Кроме того, согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101 «О международных договорах» МИД РФ предоставлены широкие полномочия по обеспечению заключения Российской Федерацией международных договоров. В частности, министерство ведет единую государственную регистрацию и учет международных договоров РФ, осуществляет функции депозитария международных договоров. МИД РФ имеет специализированное печатное издание — Дипломатический вестник.

В систему МИД РФ входят: дипломатические представительства и консульские учреждения; представительства Российской Федерации при международных организациях; представительства МИД РФ на территории РФ (территориальные органы); подведомственные министерству предприятия, учреждения, организации на территории России, созданные для обеспечения его деятельности.

Зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические представительства (посольства и миссии) и консульские учреждения.

Посольства образуются в странах, с которыми у России установлены дипломатические отношения. Посольство обеспечивает проведение единой политической линии в отношениях с государством пребывания. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный посол РФ, который непосредственно руководит его работой. Посол является высшим официальным представителем РФ, аккредитованным в государстве пребывания.

15 мая 1809 г. Александр I подписал указ о создании экспедиции консульских дел. Эта дата считается днем основания консульской службы России. Правовой статус консульских учреждений определяется Федеральным законом от 5 июля 2010 г. № 154 «Консульский Устав РФ». Консульское учреждение осуществляет в пределах консульского округа на территории государства пребывания функции от имени РФ. Консульское учреждение открывается по решению Правительства РФ на основании международного договора РФ с соответствующим иностранным государством. В зависимости от класса консульские учреждения подразделяются на Генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Основными функциями консульского учреждения являются: защита в государстве пребывания прав и интересов РФ, граждан РФ и юридических лиц; осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством РФ; осуществление в пределах своих полномочий нотариальных действий и государственной регистрации актов гражданского состояния и другие.

Важное направление внешней политики России — сотрудничество с различными международными организациями. Россия является членом таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и ряда других. Предусмотрено создание постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях. Среди их основных задач и функций можно выделить: защита национальных интересов в рамках международной организации; реализация внешнего курса Российской Федерации в международной организации; выяснение и анализ деятельности международной организации и другие.

Пунктом «о» ст. 72 Конституции РФ за субъектами РФ признается право развивать международные и внешнеэкономические связи. Общий порядок участия субъектов РФ в международных и внешнеэкономических связях определяется Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4 «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».

Государственное управление в области юстиции. Система органов управления юстицией включает в себя Министерство юстиции РФ, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную службу судебных приставов.

Министерство юстиции РФ имеет многовековую историю и является одним из старейших в стране. Оно было образовано в числе первых российских министерств в 1802 г. Первым министром юстиции в 1802-1803 гг. был выдающийся русский поэт и государственный деятель ГР. Державин. В настоящее время Министерство юстиции действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313.

Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, в сфере адвокатуры и нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов. Министерство имеет специализированное печатное издание — Бюллетень Министерства юстиции РФ.

На Министерство юстиции РФ возложена функция контроля за соответствием ведомственных правовых актов Конституции РФ и федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ. Государственной регистрации подлежат только те акты, которые затрагивают права и обязанности человека, устанавливают правовой статус организаций, имеют межведомственный характер. Государственная регистрации нормативных правовых актов — это совокупность неразрывно связанных между собой действий регистрирующего органа. Она включает в себя юридическую экспертизу соответствия правового акта законодательству РФ, присвоение регистрационного номера, занесение нормативного правового акта в Государственный Реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ является регистрация некоммерческих организаций. В целях повышения качества исполнения этой функции принято два административных регламента:

1) по принятию в порядке, установленном законодательством РФ решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в т.ч. отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц ( Приказ МЮ РФ от 19 декабря 2006 г. № 372);

2) по принятию в порядке, установленном законодательством РФ, решения о государственной регистрации религиозных организаций и регистрации представительств иностранных религиозных организаций (Приказ МЮ РФ от 14 декабря 2006 г. № 361).

Физическим и юридическим лицам предоставляется информация о зарегистрированных организациях в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом МЮ РФ от 14 декабря 2006 г. № 362.

Решение о регистрации общественного объединения принимается органом юстиции в течение 30 дней со дня получения необходимых документов. Орган юстиции обязан уведомить налоговый орган о зарегистрированном объединении. Налоговые органы в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений от органа юстиции должны внести запись об общественном объединении в Государственный Реестр юридических лиц и уведомить Министерство юстиции РФ в течение рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи. Неисполнение информационных обязанностей влечет административную ответственность должностных лиц регистрационных органов, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ (Непредставление сведений (информации).

В соответствии со ст. 38 ФЗ «Об общественных объединениях» Министерство юстиции РФ осуществляет контроль за деятельностью общественных объединений. В рамках проведения контроля министерство имеет право выносить общественным объединениям предупреждение в письменной форме. После двух предупреждений Министерство юстиции или его органы вправе подать в суд заявление о приостановлении деятельности общественного объединения или прекращении его деятельности.

Важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ является у правление уголовно-исполнительной системой. История отечественной уголовно-исполнительной системы ведет свой отсчет с 12 марта 1879 г., когда в аппарате МВД появилось Главное тюремное управление. До этого систему централизованного управления в сфере исполнения наказаний заменяли собой губернаторы.

На протяжении более чем столетия Министерство юстиции делило данную функцию с МВД. Уголовно-исполнительная система периодически то передавалась в ведение Минюста то вновь возвращалась в МВД. Впервые такая передача состоялась в соответствии с Законом Российской Империи от 13 декабря 1895 г., когда Главное тюремное управление было выделено из состава МВД и присоединено к Минюсту с присвоением Министру юстиции звания президента попечительского совета о тюрьмах. В прошлом Министерство юстиции руководило уголовно-исполнительной системой трижды: в 1895-1922 гг., 1930-1934 гг., 1953-1954 гг. После вступления России в Совет Европы произошла окончательная передача уголовно-исполнительной системы из ведения МВД России в ведение Министерства юстиции РФ. Она проводилась в соответствии с рекомендациями Кабинета Министров Совета Европы о единых пенитенциарных правилах. В настоящее время в уголовно-исполнительную систему входят: Федеральная служба исполнения наказаний, территориальные органы уголовноисполнительной системы, учреждения, исполняющие наказания.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118 «О судебных приставах» Министерство юстиции РФ образует службу судебных приставов. Возглавляет ее Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Директор ФССП является главным судебным приставом Российской Федерации.

Административно-политическая сфера государственного управления имеет ряд отличительных признаков, которые выделил профессор А.А. Гришковец. Кратко представить их можно следующим образом:

  • 1. В сфере расширенная по сравнению с другими сферами государственного управления федеральная компетенция (см. ст. ст. 71, 71 Конституции РФ);
  • 2. Высокая стабильность системы органов управления этой сферой;
  • 3. Президент РФ имеет исключительные управленческие полномочия в этой сфере. Согласно ст. 32 ФКЗ «О Правительстве

РФ» глава государства руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел;

  • 4. В этой сфере наиболее ярко выражены императивные методы регулирования общественных отношений. В этой сфере расширенные возможности по применению мер административного принуждения;
  • 5. При регулировании отношений в этой сфере абсолютно господствуют нормы публичного права;
  • 6. Специальные особенности государственной службы в органах государственного управления этой сферой обусловлены характером службы, которая нередко сопряжена с повышенными физическими нагрузками и риском для здоровья и жизни.

  • [1] Административное право РФ/ Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2004. С. 491.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >