Выявление и удовлетворение актуальных потребностей юных спортсменов

Одной из причин отсева учащихся на этапе начальной спортивной специализации является неудовлетворение актуальных для них потребностей. Неудовлетворение той или иной потребности сказывается на отношении к тренеру, к занятиям, на ослаблении спортивной мотивации вплоть до ухода из группы, спорта. Так, по данным исследований ряда авторов показано, что в учебных группах единоборств (бокс, дзюдо) на первом году обучения прекращают занятия 60-70 % обучающихся. В этой связи своевременным и обязательным направлением является психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов для удовлетворения актуальных потребностей юных дзюдоистов.

Работа по данному направлению строится следующим образом:

  • 1) с помощью опроса выявляются актуальные потребности у каждого спортсмена;
  • 2) разрабатываются индивидуальные программы удовлетворения актуальных потребностей;
  • 3) практическая работа по удовлетворению актуальных потребностей юных спортсменов;
  • 4) работа с родителями (относительно питания, режима дня);
  • 5) проведение со спортсменами индивидуальных бесед по удовлетворению потребностей.

Обучение спортсменов навыкам психорегуляции

Решение данной задачи на этапе начальной спортивной специализации обусловлено включением юных спортсменов в соревновательную деятельность и наибольшей успешностью обучения психорегуляции в данном возрасте.

Своевременное обучение навыкам психической саморегуляции позволит юным спортсменам научиться управлять своим предстартовым состоянием и обеспечивать оптимальное боевое состояние к началу соревнования и к каждому старту. На этапе начальной спортивной специализации закладывается техника спортивных упражнений, формируются стереотипы поведения и состояния спортсменов на соревнованиях. Регулярные выступления на соревнованиях предъявляют высокие требования к самостоятельному созданию спортсменом необходимого предстартового состояния. В этой связи с юными спортсменами необходима специальная работа по формированию у них навыков саморегуляции, позволяющие использовать их на тренировках и соревнованиях.

Фундаментальное и систематическое обучение спортсменов навыкам психорегуляции должно осуществляться в подготовительном и переходном периодах. В то же время возможно и необходимо обучение и совершенствование навыков психорегуляции и в соревновательном периоде.

В соревновательном периоде назначение психорегуляции сводится:

  • 1) к регуляции предстартового и стартового состояния спортсмена с целью приведения его в оптимальное боевое состояние;
  • 2) к содействию реализации накопленного на тренировках потенциала;
  • 3) к обеспечению восстановления работоспособности после соревнования.

Методика обучения психорегуляции включает ознакомительный, подготовительный и основной этапы. Ознакомительный этап предполагает создание мотивации у занимающихся спортом к занятиям психорегуляцией. Подготовительный этап предусматривает развитие необходимых психических функций (внимания, воображения, ощущения, представления) с использованием психотехнических игр. Основной этап предусматривает развитие умений управлять своими мыслями, чувствами, действиями и предполагает установление взаимодействия центральной нервной системы с другими системами организма. В качестве средств используются: беседы, психотехнические игры, идеомоторная тренировка, психорегулирующая тренировка (варианты расслабление и мобилизация), ментальная тренировка.

Формирование навыков психической саморегуляции в соревновательном периоде осуществляется в конце каждого тренировочного занятия в течение 15-20 минут. Используются психорегулирующая тренировка (расслабление и мобилизация) в варианте гетеровнушения и аутовнушения и ментальная тренировка. При обучении психорегуляции важным является развитие ментальных умений у юных спортсменов с целью повышения помехоустойчивости к сбивающим соревновательным факторам.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >