СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Подготовка спортивного резерва в системе многолетней подготовки спортсменов в Китае

Подготовка спортивного резерва в 60-годах XX века в Китае была заимствована из СССР. Система детско-юношеского спорта приобрела огромные размеры, строгую структуру, включающую пять уровней подготовки и управляемость на каждом уровне.

На первом уровне осуществляется начальное обучение, физическая подготовка детей 6-9 лет. Занимающиеся осваивают основы вида спорта после проведенного отбора, предполагающего выявление задатков к совершенствованию в конкретном виде спорта. Лица, прошедшие отбор и освоившие элементарные спортивные навыки, переводятся на второй уровень спортивной подготовки.

На втором уровне осуществляется напряженная подготовка детей в течение нескольких лет (до 12-14 лет в зависимости от вида спорта). Спортивная подготовка осуществляется 4-5 раз в неделю по 3 часа. Параллельно с освоением вида спорта осуществляется отбор для подготовки спортсменов на третьем уровне, на который попадают около 12 % из числа занимающихся на втором уровне.

На третьем полупрофессиональном уровне осуществляется подготовка детей в возрасте от 12-13 до 15-17 лет в спортивных школах (провинциальных и городских специализированных). Главное в работе со спортсменами — спортивное совершенствование. Тренировочные занятия проводятся 5-6 раз в неделю, два раза в день по 4-5 часов. В школах организовано специальное питание, медицинское обслуживание, квалифицированная спортивная подготовка.

После 3—4 лет занятий наиболее способные спортсмены (примерно третья часть) переводятся на четвертый профессиональный уровень. Спортсмены получают статус национальных атлетов и включаются в подготовку к высшим достижениям в школах высшего спортивного мастерства (центры профессиональной подготовки). Тренировочные занятия проводятся 5-6 раз в неделю по 4-6 часов в день. Каждый пятый спортсмен национального уровня переходит на уровень олимпийских атлетов.

* В данную главу включены материалы исследований профессора В. Н. Платонова (2010).

На пятом, высшем (олимпийском), уровне занимаются атлеты-олимпийцы. По каждому виду спорта формируются три олимпийские команды: основная, молодежная и резервная. В подготовку к олимпиаде вовлекается около 20 тысяч спортсменов. Существует очень высокая конкуренция для попадания в сборную команду.

Для спортсменов, занимающихся на том или ином уровне подготовки, основной стимул — перейти на более высокий уровень подготовки. Из всей совокупности занимающихся в спортивных школах только 5 % переходят на четвертый и пятый уровни подготовки.

Проводимые спортивные соревнования подчинены задачам отбора перспективных спортсменов и успешной подготовки к Олимпийским играм. На следующий год после Олимпиады проводятся Всекитайские игры, включающие олимпийские виды спорта. Основная задача этих игр — отбор спортсменов для подготовки к следующей олимпиаде. Основная задача более мелких соревнований — отбор на следующий уровень подготовки.

В Китае создана огромная сеть спортивных сооружений. Более 3 тысяч детских спортивных школ имеют свои спортивные базы. Во всех провинциях имеются свои загородные базы для проведения спортивной подготовки сборных команд провинции. На национальном уровне созданы спортивные базы для подготовки сборных команд.

Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов является важнейшим компонентом подготовки спортсменов. Важнейшие области научных исследований:

  • • спортивный отбор и ориентация;
  • • теоретико-методические основы спортивной тренировки;
  • • контроль и сопровождение процесса изменения функциональной подготовленности спортсменов;
  • • спортивное питание и восстановление физического потенциала;
  • • применение психологических средств и методов в подготовке спортсменов;
  • • профилактика травматизма и профзаболеваний;
  • • реализация возможностей китайской медицины;
  • • спортивно-информационное обеспечение;
  • • тренажерное оборудование, инвентарь;
  • • менеджмент стратегии подготовки и исследований;
  • • прогнозирование в спорте.

Научные исследования проводятся в Китайском институте спортивной науки, Китайском центре спортивной информации, Китайском институте спортивной медицины, Институте спортивной науки Пекинского университета спорта и сети провинциальных и муниципальных институтов.

В Китайском институте спортивной науки функционирует пять подразделений, связанных со спортом:

  • 1. Исследовательский центр соревновательного спорта включает лаборатории основ спортивной тренировки, тренировки в различных видах спорта, спортивной психологии, спортивной биомеханики.
  • 2. Исследовательский центр биологических наук включает лаборатории физиологии двигательной активности, спортивной биохимии, спортивной медицины, физической работоспособности и восстановления.
  • 3. Исследовательский центр социальных наук включает лаборатории социологии спорта, экономики спорта, спортивного законодательства.
  • 4. Исследовательский центр спортивного инструментария включает лаборатории компьютерных технологий, механического конструирования, электронной техники, новых материалов, спортивных измерений.
  • 5. Центр тестирования и диагностики включает лаборатории по изучению состава тела, спортивной техники и тактики, физиологических и биохимических процессов, гистологических изменений, психологических исследований.

Система спортивной науки Китая не имеет аналогов и превышает существовавшую в СССР сеть учреждений, связанных с исследованиями в области спорта, в два раза.

Требования к научно-исследовательским проектам:

  • • исследования должны быть связаны с запросами практики;
  • • исследования должны проводиться в условиях реальной практики подготовки спортсменов национальных команд;
  • • результаты научных исследований должны быть основой для построения тренировочного процесса, его коррекции.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >