Средства массовой информации в условиях военного времени

Особым видом массовых коммуникаций принято считать средства массовой информации, которые обладают постоянным специальным штатом сотрудников, занимающихся планированием, сбором, и подготовкой информации к распространению.

Важным элементом массовых коммуникаций в 1941-1945 гг. была периодическая печать.

Условия военного времени потребовали от прессы усиленного психологического воздействия на читателей, поэтому аги-тационная роль печати выдвинулась на первый план. Советская

Дружинина-Зайцева М.Г. Продовольственное снабжение... - С. 117-118.

2 Там же. С. 117-118.

периодика была в значительной степени идеологизирована, субъективна и даже тенденциозна.

Военная и гражданская пресса. Двумя главными элементами периодики стали военная и гражданская печать. При этом военная журналистика занимала первое место. Она превратилась в разветвленную сеть, соответствовавшую родам войск. В зоне боевых действий создавалась массовая армейская печать. Перед войной в СССР общий тираж военных и военно-морских газет достигал 1 млн. 840 тыс. экземпляров, в период с 1941 по 1945 гг. в общей сложности издавалось 1357 наименований газет с разовым тиражом 6 млн. 256 тыс. экземпляров .

Гражданская пресса тоже действовала по законам военного времени. Заработала военная цензура, фильтровавшая негативную информацию. Так, летом 1941 г. в центральной газете «Правда» информация о сдаче городов, окружении частей Красной Армии отсутствовала .

Сократилась периодичность выхода газет и журналов. Республиканские, краевые и областные газеты стали выходить пять раз, а районные — один раз в неделю.

Произошло сокращение количества газетных и журнальных наименований. В 1941-1945 гг. число газет уменьшилось на 18 %, а их годовой тираж — на 30 %, соответствующие показатели по журналам составили 42 % и 58 % .

Радиовещание. Серьезные изменения претерпело радиовещание. 25 июня 1941 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло Постановление о сдаче населением радиоприемных и передающих устройств — все без исключения советские граждане обязаны были в пятидневный срок передать имевшиеся у них радиоприемники органам народного комиссариата связи.

Все радиоприемники коллективного слушания подлежали учету в органах связи. Регистрационные удостоверения выдава-

  • 1 Дергачева Л.Д. Источниковедческие проблемы советской журналистики военного времени (1941-1945 гг.) // Вестник Московск. ун-та. Серия 8 «История». - 1999.-№ 2. - С. 15-16.
  • 2 Там же. С. 13.
  • 3 Там же. С. 16-17.

лись лишь на те из них, которые устанавливались в ленинских уголках, находившихся в ведении партийных и общественных организаций. Пункты установки приемников и списки сотрудников, ответственных за проведение коллективного прослушивания радиопередач, согласовывались с районными комитетами ВКП (б). Включение радио осуществлялось в часы и по сетке, утвержденной местными органами связи. Настройка производилась на указанные в сетке частоты ответственным лицом, присутствовавшим в помещении в течение всей передачи. Милиция установила гласный надзор за использованием этих приемников.

Выявление граждан, имевших радиоаппаратуру, велось органами НКВД и НКГБ с помощью осведомителей под предлогом ремонта в жилых домах водопровода, телефонов и т.д. Лица, уклонившиеся от сдачи радиоаппаратуры, привлекались к уголовной ответственности. Никаких послаблений для самих сотрудников госбезопасности и военнослужащих в вопросе хранения радиоаппаратуры не предусматривалось — все они сдавали радиоприемники на общих основаниях .

Партизанская печать. После оккупации значительной части территории СССР войсками гитлеровской Германии и ее союзников, в отечественной журналистике появился новый тип периодической печати — партизанская печать.

18 июля 1941 г. постановление ЦК ВКП (б) предусмотрело обеспечение подпольных партизанских групп на местах листовками и плакатами, а также создание условий для печати таких материалов в оккупированных областях СССР.

В Москве под эгидой Центрального штаба партизанского движения начала работать школа по подготовке партизанских пропагандистов.

5 сентября 1942 г. появился приказ Сталина о распространении газет, листовок и других печатных материалов на оккупированной территории СССР.

Еще один приказ верховного главнокомандующего был издан в декабре 1942 г. В нем намечалось создание в Москве месячных

1 Ломагин Н. Ленинград в блокаде... - С. 170-172.

курсов для редакторов, корректоров и корреспондентов, которым по окончании срока обучения предстояло отправиться в партизанские отряды.

К середине 1943 г. в Центральном штабе партизанского движения, а также в территориальных штабах (Белорусском и Украинском) были созданы отделы печати и пропаганды, руководившие работой редакторов, журналистов и технического персонала.

Партизанская пропаганда отвечала на крупные и политически важные мероприятия врага, как правило, с опозданием. Очевидно, что перед началом проведения крупных операций психологической войны требовалось время для получения указаний из Москвы .

В 1941 г. большинство партизанских отрядов не имело печатного оборудования. Поэтому преобладающим средством массовой информации были рукописные листовки. К концу 1943 г. в большинстве регулярных бригад имелся, по меньшей мере, один печатный станок типа «Лилипут», а штат партизанской редакции часто состоял лишь из одного человека — автора статей, печатавшего их под руководством секретаря подпольного райкома или комиссара партизанского отряда.

Подпольным обкомам ВКП (б) на оккупированной территории и крупным партизанским соединениям полагалось иметь печатные станки типа «Бостон» и штат редакции, состоящий из редактора, корректора, двух авторов и шестерых печатников .

Редакторами партизанских газет должны были работать члены партии или бывшие журналисты. В реальной жизни ими становились люди, не имевшие никакого пропагандистского опыта.

Источники, которые использовали в своей работе партизаны, условно можно разделить на два типа: «советские» и «местные». Часть материалов черпали из выпусков газеты «Правда», которые сбрасывались с самолетов, часть — из газет, оставшихся еще с довоенных времен. Начиная с середины 1942 г. на оккупированную территорию регулярно доставлялись советские газеты.

  • 1 Армстронг Дж. Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941-1945 / Пер. с англ. О.А.Федяева. - М.: изд-во ЗАО Центрполиграф, 2007. - С. 252-254.
  • 2 Там же. С. 265-266.

Партизанские журналисты воспроизводили регулярные ночные передачи советского радио для оккупированных областей.

Партизаны привлекали к сотрудничеству бывших рабкоров и селькоров из местных жителей. Местным новостям уделялось большое внимание, особенно ценились устные и письменные заявления людей, чьи имена были хорошо известны. Пользовались и захваченными немецкими информационными материалами, периодически журналистов снабжали информацией разведывательные органы партизанских отрядов.

Партизанская печать обращалась к различным слоям населения оккупированных регионов: военнослужащим армий Германии и ее союзников, воюющим и гражданским коллаборационистам, крестьянам, женщинам, молодежи и др.

Самым распространенным и наиболее важным средством партизанской пропаганды были листовки. Значительным было также количество газет, поскольку среди населения сохранялось представление о районной газете как о символе восстановления советского политического режима.

Позиция советской журналистики в освещении роли союзников по антигитлеровской коалиции. Советская пресса, как правило, недооценивала помощь, поступавшую от союзников СССР по антигитлеровской коалиции, а также их участие в войне с общим врагом. Об этом не говорил в своих речах ни И.В. Сталин, ни другие официальные лица. В 1942 г. ограничения, принятые для Красной Армии, были распространены и на сведения о войсках союзников. Запрещалось обнародовать информацию о вооружении и боевой технике, полученную от союзных государств, независимо от того, сообщалось ли об этом в иностранной печати.

Позитивные сведения о союзниках строго дозировались даже в специальных изданиях. Управление агитации и пропаганды ЦК ВКП (б) отметило как ошибку Главлита разрешение на выпуск в свет статьи (1944), слишком скупо рассказывавшей о достижениях отечественного машиностроительного производства

1 Армстронг Дж. Советские партизаны... - С. 316, 324.

и чересчур восторженно оценивавшей успехи производства в Англии и США. В 1944 г. в 49 лозунгах к 23 февраля и 57 — к 1 мая, составленных в Управлении агитации и пропаганды ЦК ВКП (б), союзники упоминались лишь по одному разу: «Да здравствует победа англо-советско-американского боевого союза над подлыми врагами человечества — немецко-фашистскими поработителями».

Подобная позиция советской пропаганды не раз вызывала дипломатические осложнения. Например, в марте 1943 г. посол США в СССР У. Стэндли на специальной пресс-конференции заявил, что советская информация по проблемам ленд-лиза необъективна. Через несколько дней газета «Правда» опубликовала подробный статистический отчет об американской помощи СССР.

Характерно, что советские СМИ сообщали в первую очередь о поставках продовольствия, хотя стоимость поставок вооружения и военных материалов была намного выше.

Коренной перелом в ходе военных действий уже в 1943 г. заставил советское руководство задуматься об очертаниях послевоенного мира и о будущем межсоюзнических отношений.

Именно тогда было решено создать новый двухнедельный журнал «Война и рабочий класс» (с 1945 г. — «Новое время»), чтобы иметь возможность критически высказываться в адрес союзников, не давая повода для официальных претензий. Формально журнал считался профсоюзным изданием. Его фактическим редактором был В.М. Молотов.

Одновременно было принято решение закрыть журнал «Иностранная литература». Советская общественность однозначно оценила это событие как нежелание сталинского руководства публиковать произведения английских и американских писателей и похолодание в отношениях с союзниками .

Контрольные вопросы

1. В чем состояли особенности советской военной и гражданской периодической печати в годы войны?

Голубев А.В. «Если мир обрушится на нашу Республику»: Советское общество и внешняя угроза в 1920-е - 1940-е гг. - М.: Кучково поле, 2008. -С. 183, 190.

  • 2. Что представляла собой партизанская журналистика рассматриваемого периода?
  • 3. Какова была позиция советской журналистики по отношению к союзникам по антигитлеровской коалиции?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >