Создание модели пространства физической культуры — повышение эффективности реализации учебной дисциплины «Физическая культура»

На современном этапе в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Леднев В.С., Петровский А.В. и др.), в котором абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Важнейшая роль при этом отводится физической культуре и спорту.

В XX столетии физическая культура и спорт превратились в важное социальное явление. В Основах законодательства Российской Федерации — это важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование общечеловеческих ценностей — здоровья, физического и психического благополучия, физического совершенства, как необходимых условий успешности и эффективности подготовки Человека будущего: разумного и гуманного, пытливого и деятельного, умеющего наслаждаться красотой; целостной, всесторонне развитой личности, воплощающей идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. Освоение подрастающим поколением дисциплины «физическая культура» на всех уровнях образовательного процесса способствует этому через систему физического воспитания.

Однако практика показывает, что ее результативность находится на низком уровне. Это выражается: в непрекращающемся демографическом кризисе, в низком уровне активности граждан в сфере физической культуры и спорта (вовлеченность составляет 7-11 % от всего населения), в изменении отношения населения в негативную сторону к физической культуре и спорту, в повышении количества травм на занятиях по физической культуре и спорту, в увеличивающемся разрыве между физической культурой и спортом и др. Особую обеспокоенность вызывает низкий уровень здоровья подрастающего поколения. Результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60 %), которая становится причиной роста функциональных (до 70 %) и хронических (до 50 %) заболеваний. Большинство детей дошкольного возраста имеют нарушения в психофизическом развитии. (Г.Л. Голубева, 2008). В последние годы появилась тенденция к введению более раннего обучения и созданию школ с углубленным изучением предметов, происходит тесное слияние новых интеллектуальных технологий с обучающими программами за счет увеличения объема суммарной нагрузки, повышение интенсивности учебного процесса без учета психофизиологических особенностей детей разного возраста. Такие подходы нарушают процесс адаптации детей к условиям дошкольного учреждения и приводят к значительному нервноэмоциональному и сенсомоторному напряжению, что может сопровождаться нарушениями всех компонентов здоровья, снижая уровень физического развития (Т.П. Лукина, 2010). В ряде работ отмечено, что к окончанию первого класса происходит достоверный рост соматической патологии, в 14,8 % случаев уже в начальной школе формируются неврозы. К окончанию школы, по данным различных авторов, от 40,0 % до 99,0 % детей имеют ту или иную патологию. Обучение в вузе характеризуется значительным эмоциональным и интеллектуальным напряжением основных психологических функций студентов, гипокинезией, наличием стрессовых ситуаций. Дефицит двигательной активности особен но отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Очевидна тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения на всех этапах онтогенеза. В настоящее время в России далека от совершенства система медицинского обследования подрастающего поколения. Уровень диагностики заболеваний очень низкий.

Такое количество неразрешенных проблем кроется, на наш взгляд, в изменении ценностных ориентаций в пространстве физической культуры и спорта (объективный фактор) в результате социально-экономических перемен:

1. Произошла деидеологизация спорта, отказ от физической культуры как государственной повинности и отказ от одностороннего понимания физической культуры как средства для подготовки к труду и обороне. 2. Гуманизация физической культуры и спорта выражается в свободе выбора занятий, возможности инициативы и самостоятельности каждого человека, в осознанном отношении к занятиям физическими упражнениями не как к досадной повинности; целью спортивной деятельности должен быть человек; его хорошее психофизическое состояние является не средством, а целью. 3. Происходит расширение социальных функций физической культуры и спорта, занятия используются для отдыха, общения, они становятся элементом стиля жизни. 4. Психофизическое состояние человека становится товаром, психофизические качества вошли в стоимость рабочей силы. 5. Психофизические качества стали предметом престижа, особенности в социальной группе «деловых людей». 6. Интересы в сфере ФК и С формируются в основном по западным стандартам. 7. Развиваются новые виды спорта (керлинг, сават — бокс, спортивные танцы и т.д.).

В таких условиях содержание предмета «Физическая культура» нуждается в переосмыслении, выработке новых концепций и обосновании современных педагогических технологий, поскольку в традиционной системе физического воспитания и спорта не происходит главного — обращения сознания личности к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности.

Предмет «Физическая культура» в силу специфики функций в структуре содержания общего образования отличается от других учебных дисциплин, интегрирует все виды физкультурной деятельности в единый процесс физического воспитания, выступает как инвариантная область общего образования, выполняет роль системообразующего начала среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи.

В нашей стране физическое воспитание целенаправленно и системно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования, дифференцируется на четыре основные разновидности: 1) учебный предмет «Физическая культура»; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) спортивно-массовая работа; 4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (см. рис. 14).

Общее odpa.iaaa н ис

ф|13КуЛЬТур1 СО оздоровительные мсропрпятя и режиме учебного дня

учебный предмет «Фи зи чес на я

культура»

ш колиное образование

физическое воспитание

с 11 орти вн о-м ассова я работа

ф и з кул ьту р 11 о - м а ссо вше и спортивные мероприятия

Рис. 14. Система реализации физического воспитания в нашей стране

Именно условия в образовательном учреждении являются основными факторами, формирующими не только здоровье, но и личность детей. Сила влияния этих факторов определяется тем, что они действуют в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма; комплексно и системно; длительно и непрерывно (в течение 11-15 лет, ежедневно).

Поэтому ее наполнение содержанием, отвечающим современным условиям, требует совместного глубокого, всестороннего, на подлинно научной основе исследования. С позиции системного подхода «Физическая культура» — это система, состоящая из 5 основных элементов: цели, учебной информации, средств коммуникации, педагога и ученика. Системообразующим фактором является результат. Рассмотрим подробнее элементы представленной системы (см. рис. 15).

Педагогическая система

Педагогическая система дисциплины «Физическая культура»

Рис. 15. Педагогическая система дисциплины «Физическая культура»

Цели предмета «Физическая культура» подчинены целям культуры физической. Значение цели в педагогической системе велико. Цель — конечный пункт развития человеческих потребностей и интересов в сфере физической культуры, функция и ориентир практической деятельности участников образовательного процесса, способствующая его успеху, разумности и целесообразности.

Практичные цели — наиболее гибкое, малозатратное, высокоэффективное средство преобразования и развития отношений, знаний, необходимых для человеческой жизни. Жизненные цели — одна из ведущих характеристик личностных качеств человека, средство его психического и физиологического благополучия, основание и условие его счастья.

Глобальные общечеловечески ецели (система подсознательного механизма ПСИХИКИ)

Цели

физической культуры как базовойчасти общей

культуры

цели системы физического воспитания

развитие физических

физическое существование (бытие)

Здоровье,

рекреация

долголетие индивидов, образование развитие

формирование гармонически

профилактика негативного воздействия внешней среды на организм

развитие морально-волевых качеств социальная адаптация личности

подготовка к труду и обороне ит.д.

Рис. 16. Детерминанты формирования цели физического воспитания

Конечная, самодвижущаяся цель человека — физическое существование (бытие). Не уклоняясь от своих специфических функций, физическая культура включается в систему реализации глобальных общечеловеческих целей. В силу многообразия будничных целей физическое существование человека как бы вытесняется из сферы сознательных целей и переводится в систему подсознательного механизма психики. Физическая культура как базовая часть общей культуры человека преследует целый ряд взаимозависимых целей, таких как здоровье, образование, развитие, рекреация, долголетие индивидов. Не всегда эти цели осознаются даже специалистами физической культуры, спорта, образования в силу недооценки статуса физической культуры, но именно они являются основными детерминантами формирования цели предмета «Физическая культура», которая определяется как педагогически адаптированное представление о социально обусловленных конечных, этапных и промежуточных результатах учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине; формирует педагогическую систему; интегрирует цели внеурочных форм организации физического воспитания, способствует достижению цели высшего уровня — национальной системы физического воспитания; регулирует содержание и работу по физическому воспитанию подрастающего поколения. В научной литературе нет единых общепринятых подходов к конкретизации обсуждаемых целей. Конечной целью физического воспитания населения страны в большинстве формулировок называют формирование гармонически развитой личности, развитие морально-волевых качеств, формирование культуры, подготовку к трудовой и оборонной деятельности, развитие показателей психофизического состояния, оздоровление населения, физическое совершенство, удовлетворение потребности общества в развитии физических способностей, профилактика негативного воздействия внешней среды на организм человека и социальная адаптация личности, подготовка к службе Родине и семье и т.д.

Большинство формулировок отличаются многоцелием и абстрактностью результатов, что существенно затрудняет осознание конечного результата всей системы физического воспитания. Может сложиться впечатление нереальности целевой установки, убеждение в необязательности ее достижения, что порождает формализм в работе руководителей в области физической культуры и спорта.

Абстрактность цели национальной системы физического воспитания обусловливает серьезные затруднения в определении целей ее подсистем. Это негативно сказывается на результате образовательной деятельности, так как в научной литературе цель определяют как «модель будущих результатов» (П.К. Анохин), «модель потребного будущего» (Н. А. Бернштейн), «долгосрочный желаемый результат» (Р. Акофф и Ф. Эмери), т.е. цель в конечном счете есть образ искомого результата. В свете реформирования системы образования особую значимость приобретает конкретно сформулированная и общепризнанная цель преподавания физической культуры, которая определяет параметры ожидаемого результата; обусловливает формирование соответствующего содержания образования и совместно с последним продуцирует такие дидактические процессы, которые гарантируют перевод содержания образования в элементы структуры личности и достижение результатов преподавания физической культуры.

Преемственность цели предмета «Физическая культура» может быть обеспечена не только учетом условий его реализации, но и опорой на особенности контингента. Многоуровневая система образования охватывает продолжительный отрезок жизни человека, в рамках которого он растет, развивается. Уровни образования определяют возрастные границы контингента с особым набором сенситивных периодов, со свойственными только данному уровню этапами психического и физического развития человека. В целеполагании это должно обязательно учитываться, а цели уточняться на каждом уровне (см. рис. 17).

1-й уровень — дошкольное образование. Здесь основным объектом управления являются дети 3-7 лет. Их потребности в двигательной активности непроизвольны, независимы от сознания, но ярко выражены и реально ощутимы ребенком. Ее оптимальные величины пока еще являются естественными, внутренне присущими человеку (Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин, 1989). Исходя из физиологических и психолого-педагогических характеристик данного возраста, основной целью управления является реализация потребности в двигательной активности. 2-й уровень — начальное общее образование, объектом управления являются дети 7-10 лет. На данном уровне преимущество в детерминации потребностей в двигательной активности получают социальные факторы. Индивидуальный объем двигательной активности складывается в процессе жизнедеятельности под влиянием среды, при этом генетический компонент предопределяет не сам объем активности, а определенную предрасположенность к некой ее величине (В.П. Куликов, В.И. Киселев, 1998).

Преемственность цели предмета «физическая культура»

СПОСОБНОСТЬ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ САМОРАЗВИТИЮ -РЕЗУЛЬТАТ

  • 2-ой уровень -начальное общее образование, (дети 7-10 лет)
  • 5-ый уровень -профессиональное образование (студенты)

д-ый уровень -общее образование, учащиеся 16-18 лет

}-ий уровень

- основное общее образование, (учащиеся п-15 лет)

оологической потребности в двигательной активности

1-Й уровень — дошкольное образование (дети 5-7лет)

Рис. 17. Преемственность цели предмета «физическая культура»

Совершенствованы? и самосовершенствование .мотивации «самостоятельным занятиям физической к ультурой и спортом для воплощения в жизнь нереализовинн ого п отеки иала личности

Совершенствование onтима.льного мотивационного комп лекса к занятиям физической культурой и спортом на базе осо знания их необходимое/пи для всестороннего гармоничного развития .личности армирование осознанной потребности в двигательной активности на основе стойкого увлечен ия физ культур но-с порти вной деятельностью

Формирование системы мотивов (внутренних.) к занятиям физическими упражнениями для реали зации оптимального объема двигательной активности

Оптимальный объем двигательной активности, являясь на первом уровне естественным, на втором уровне преобразуется в социогенный и нуждается в формировании. Основной целью управления является формирование системы мотивов (внутренних) к занятиям физическими упражнениями для реализации оптимального объема двигательной активности. 3-й уровень — основное общее образование, объектом управления являются учащиеся 11-15 лет. Причинами недостаточной двигательной активности является то, что у человека непроизвольная потребность в движении сохраняется до 12 лет (И.А. Аршавский, Т.А. Бальмагия, В.Д. Розанова, 1970). Это значит, что на следующих уровнях молодой человек с несформированной потребностью в двигательной активности перестает ощущать ее недостаток. И до появления неблагоприятных отклонений в состоянии здоровья не чувствует отрицательного влияния гиподинамии. Основной целью управления является формирование осознанной потребности в двигательной активности на основе стойкого увлечения физкультурно-спортивной деятельностью. 4-й уровень — общее образование, объектом управления являются учащиеся 16-18 лет. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода (12-18 лет) являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов двигательной деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира. Основной целью управления на этом уровне является совершенствование оптимального мотивационного комплекса к занятиям физической культурой и спортом на базе осознания их необходимости для всестороннего, гармоничного развития личности. 5-й уровень — профессиональное образование, объектом управления являются студенты 18-23 лет. Основной целью управления на этом уровне является совершенствование и самосовершенствование мотивации самостоятельных занятий физической культурой и спортом для воплощения в жизнь нереализованного потенциала личности.

Исходя из цели, формируется следующий элемент педагогической системы — содержание предмета «Физическая культура», который рассматривается как фактор, отражающий потребности общества и запросы личности в сфере физического воспитания и механизм реализации социального заказа. Это часть образования, отражающая совокупность знаний: двигательных и инструктивных умений, качеств личности; норм, требований физической подготовленности и видов деятельности, системное усвоение которой обусловливает достижение цели данной дисциплины.

Механизмами функционирования педагогической системы являются обучение и воспитание. От их педагогического обеспечения зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах — педагогах и воспитанниках.

Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют, таким образом, технологии образования (или педагогические технологии), в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология — это последовательная, взаимообусловленная системы действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования и учебного материала; анализа межпредметных и внутрипредмет-ных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы поэтому может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники. Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой.

Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования — результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.

Структура содержания образования по физической культуре отражена в Государственном образовательном стандарте по предмету «Физическая культура» и примерной учебной программе. ГОС — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражает идеал в этой сфере, учитывает возможности реальной личности и системы образования по его достижению.

В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с закреплением за ней позиции инвариантной составляющей федерального компонента (базовой части) образовательного стандарта. Область образования регламентируется своим ГОСом, который также предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный) (см. рис. 18). Документами, регламентирующими содержание образования по предмету «Физическая культура», выступают: базисный учебный план, обязательный минимум содержания образования по дисциплине, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, учебник по физической культуре (см. рис. 19).

Место дисциплины «Физическая культура»в государственном образовательном стандарте третьего поколения

CjX-МЩИЯ инвариап 1 пой сос и паяющей федеральною ко м I юн си 1 а

1 ус облает и образования с за креплением (базовой части) обра зовательного стандарта

Vi a i ус учебного

предмета

Область образования регламентируется своим ГОСом, который также предусма тривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2)

региональный (ва риати вн ы й)

Рис. 18. Динамика преобразования статуса дисциплины «Физическая культура» в ГОС ВПО

Документы, регламентирующие содержание образования по предмету «Физическая культура»

базисный учебный план

обязательный минимум содержания образования по дисциплине

примернаяучебная программа

рабочая учебная программа

учеб ник по физической культуре

Рис. 19. Документы, регламентирующие содержание образования по предмету «Физическая культура»

Примерная учебная программа 3-го поколения должна преодолеть имеющие место в предыдущих аналогах акценты в сторону преимущественно двигательной деятельности и, наоборот, излишней «теоретизации» предмета «Физической культуры». Необходимо прийти к «золотой середине», направляя его содержание к интеграции теоретических знаний и двигательных умений в высокий уровень физической культуры личности, где приобретаемые знания, умения и навыки обеспечивают личностный смысл деятельности и приняты занимающимися.

Новый подход к изложению содержания образования по физической культуре представлен в учебнике коллектива авторов, под редакцией М.Я. Виленского, рекомендованного для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине «Физическая культура», изданный в 2012 году издательством «КНО-РУС». Учебник раскрывает содержание личностно ориентированного образовательного процесса в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной учебной программой. Представленный материал по теоретическому, методико-практическому и практическому разделам программы способствует профессиональноличностному саморазвитию студентов, овладению ценностями физической культуры как основы сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, физического и профессионального совершенствования.

Во взаимосвязи с целью содержание предмета «Физическая культура» принимает участие в формировании следующего элемента педагогической системы — средств коммуникации. Этот элемент призван обеспечить перевод содержания образования в опыт личности учащегося в форме знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, физических и морально-волевых качеств, видов физкультурной деятельности, здорового образа и стиля жизни. Такой опыт составляет основу для использования физической культуры и спорта в жизни. В силу специфики педагогического процесса в физическом воспитании основным средством является упражнение. Именно благодаря упражнению происходят все основные процессы обучения и воспитания, в том числе физического, интеллектуального, нравственного и т.п. Это необходимо учитывать на всех уровнях образовательного процесса.

Анализ системы дисциплины «Физическая культура» будет не полным, если мы не рассмотрим проблемы педагога и ученика. Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие «педагогическое взаимодействие» поэтому шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», которое является следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю.К. Бабанский).

Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента — педагогов и воспитанников, выступающих наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позво ляет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.

Основной спецификой современности является увеличение количества травм на занятиях по физической культуре (см. рис. 20).

Травмы на занятиях по физической культуре (в %)

Травмы, полученные на занятиях физической культурой %

Рис. 20. Травмы, полученные на занятиях физической культурой %

Анализ причин травматизма (см. рис. 21) показал их дифференциацию на 2 группы. В первой группе причиной является недостаточный уровень подготовки специалистов по физической культуре: нарушение принципов обучения, неправильная организация занятий, ослабление педагогического контроля, неподготовленность спортивного инвентаря, нарушение учащимися дисциплины, низкая эффективность подготовительной части урока и т.п.

Ко второй группе относятся причины, связанные с неподготовленностью учащихся, а именно с нарушением афферентации (постоянного потока нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств) и отсутствием собственного набора регулируемых параметров в результате абсолютного отсутствия опыта двигательной деятельности, невла-дение техникой элементарных упражнений и т.п.

Нарушение аффереитации

, I ----------------------

уровень подготовки специалистов ио физической культуре

Причины травматизма

I lenpa-вильная организация занятий

в ________________>

Ослабление педагогического контроля

11епод-готов-лен-ность спортивного инвентаря

Отсутствие опыта двигательной активности

не владение техникой упражнений

11аруше-ние дисциплины

низкая

эффективность разминки

Основные причины травматизма на занятиях по физической культуре и спорту

Рис. 21. Основные причины травматизма на занятиях по физической культуре и спорту

Анализ системы дисциплины «Физическая культура» в современных условиях показал, что ее компоненты: цель, учебная информация (содержание), средства коммуникации, уровень подготовленности педагога и ученика, а также результат как системообразующий фактор предмета «Физическая культура» нуждается в переосмыслении, выработке новых концепций и обосновании современных педагогических технологий, поскольку в традиционной системе физического воспитания и спорта не происходит главного — обращения сознания личности к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности.

Для того чтобы активизировать возможности физической культуры и спорта в направлении формирования здорового образа жизни и оптимальной самореализации личности, необходимо, вопервых, проанализировать его с точки зрения пространственного построения и, во-вторых, актуализировать его «западающие» структурные компоненты.

Решение задачи вовлечения подрастающего поколения в занятия физической культурой и спортом может превратиться в трудновыполнимую задачу, если прежде всего не изменить их отношения к вопросам своего здоровья, роли физической культуры и спорта в здоровом образе жизни, что будет способствовать их вовлечению в регулярные занятия.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >