Литературный процесс Древней Руси

В основе древнерусской литературы лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенствования, вера в силу слова, его способности преобразования внутреннего мира человека, патриотический пафос служения Русской земле, вера в конечное торжество добра над силами зла, всесветное единение людей и его победу над ненавистной рознью.

Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси, как правило, были монахи, менее всего заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. И это во многом объясняет, почему подавляющее большинство дошедших до нас произведений древнерусской письменности носит церковный характер.

Произведения древнерусской письменности разделялись на «мирские» и «духовные». Последние всячески поддерживались и распространялись, так как содержали непреходящие ценности религиозной тематики, философии и этики, а первые, за исключением официальных юридических и исторических документов, объявлялись «суетными».

Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели.

Другой особенностью нашей древней литературы является анонимность, имперсональность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «описателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения.

В средневековом обществе не существовало понятия авторского права, индивидуальные особенности личности писателя не получили такого яркого проявления, как в литературе нового времени. Переписчики зачастую выступали в роли редакторов и соавторов, а не простых копиистов текста. Они изменяли идейную направленность переписываемого произведения, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии со вкусами, запросами своего времени. В результате создавались новые редакции памятников.

Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством - с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным.

Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» - явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо».

Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Героями произведений являются князья, правители государства, стоящие наверху иерархической лестницы феодального общества.

Таким образом, Средневековая литература - это мощный этап в развитии мировой литературы в целом. Расцвет рыцарской литературы, разноплановость куртуазной литературы, появление новых и совершенствование старых литературных форм - одни из ведущих черт этого периода.

Доминирование религиозных доктрин в обществе постепенно привело к тому, что литература начала постепенно обращаться к человеку и его личности. Именно это положило начало новому литературному периоду - Возрождению.

Средневековая литература - яркое и самобытное звено в цепи мирового литературного процесса. Ориентируясь на религиозные догмы и каноны, литература не только культивировала физические и нравственные страдания человека, но и воплотила высокое моральное дидактическое начало. Литература осуждала греховность человеческой природы и старалась ориентировать человека на благоразумные законы жизни.

Особо хочется отметить жанровое и тематическое разнообразие литературы Средневековья. Изображая храбрых, сильных и смелых героев, литература не упускает из-под объекта своего внимания христианские каноны человеческой жизни.

Безусловным ярким моментом в литературе этого времени было появление рыцарской культуры и рыцарского роман. Разносторонний, образованный герой (рыцарь), безусловно, становился идеалом и субъектом, воплощающим авторский и человеческий идеал.

Конечно же, нельзя не обратить внимание на городскую средневековую литературу, развивающуюся в разных направлениях: это и юмористическая литература, и дидактическая аллегорическая литература, и городская драматургия.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >