Информационные технологии в социальной работе

Социальная информатика изучает применение информационных систем в различных практических областях: в управлении персоналом, работе с конкретными ситуациями, повышении культуры и развитии коллективов учреждений, при уходе за больными по месту их жительства, планировании отпусков для матерей и программах вмешательства при кризисах.

Характер информационной услуги в социальной работе может быть различным:

  • - информация;
  • - совет;
  • - справка;
  • - юридическая помощь;
  • - хранение и передача информации;
  • - подбор клиентов;
  • - обработка и интерпретация результатов тестирования или социологического исследования;
  • - получение документов;
  • - доступ к информационным источникам;
  • - профессиональная подготовка;
  • - вспомогательная услуга.

Информационно-справочные услуги, оказываемые социальными службами населению посредством компьютерной техники и являющиеся по своей сути связующим звеном многочисленных внешних систем услуг, должны быть общедоступными и бесплатными, несмотря на способ обращения (письменно, по телефону, при личной встрече или при общении с автоответчиком).

Социальная информатика — это единство знаний, навыков и позиций применительно к информационным технологиям, с которыми обучающим предстоит иметь дело в будущей профессии.

Социальная информатика не ограничивается изучением компьютера или обучением навыкам работы с компьютером, социальная информатика — это наука об информации.

В социальной работе информация часто собирается в форме опроса и обрабатывается на компьютере. Или, что более вероятно, через обследование отдельного клиента. Сбор данных при помощи видеотехники является очень полезным средством получения дополнительного материала к отчету об обследованиях применительно к отдельной личности.

Профессиональная деятельность социального работника может быть очень эффективно изучена посредством видеотехники. Реальное поведение, которое легко можно запечатлеть при помощи видеокамеры, является очень хорошим ориентиром для развития умений и навыков, всей системы отношений социального работника и клиента.

Однако, когда технологические нововведения внедряются в социальную сферу, а неравенство между богатыми и бедными растет, неудивительно, что лица, которые первыми воспринимают новые технологии, принадлежат к выс шим слоям общества. Неудивительно также, что лица, которые находятся в самом низу социальной структуры, могут никогда не воспользоваться плодами новой технологии. Печальная реальность такова, что самые бедные люди и имеющие самый низкий уровень образования, больше всех нуждающиеся в преимуществах новой технологии, вероятнее всего, не будут иметь доступа к ней.

Широкий доступ к информационным технологиям является необходимым компонентом в деятельности социального работника, но, по-видимому, этого еще недостаточно. Подготовка к использованию новых технологий, особенно если новшество сложное, является важным условием социального успеха.

Использование информационных технологий в органах управления социальной защиты населения позволяет улучшить качество работы, способствует экономии времени при решении социальных проблем клиентов.

Так, в Москве действуют следующие компьютеризированные информационные системы-.

  • - «Льготы-справка» — позволяет получить информацию о предоставляемых льготах отдельным категориям граждан;
  • - «Обращение-учет» — содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию;
  • - «Архив» — содержит фамилии и адрес пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии;
  • - «Пенсионер-транспорт» — дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги;
  • - «Пенсионер-справка» — позволяет получить информацию о размере пеней или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя.

Необходимо признать и преодолеть сопротивление социальных работников применению информационной технологии в профессии и установить этические критерии и нормы для защиты конфиденциальности профессиональной деятельности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >