Государственные реформы Александра

Император Александр I (1801—1825 гг.) вновь попытался вернуться к идеям «просвещенной монархии», рассматривал конституционные проекты, но вынужден был отступить из-за консерватизма российского дворянства. Таким образом, к середине XIX в России сохранялась абсолютная монархия, опиравшаяся на сословный строй и крепостное право.

Большинство исследователей выделяют в царствовании Александра I два периода: до войны 1812— 1814 гг., когда император стремился провести либеральные преобразования, и после победы над Наполеоном, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции. Молодой император мечтал об установлении конституционного строя. Планы таких преобразований обсуждались в Негласном комитете — неофициальном органе при императоре, в состав которого входили его друзья и единомышленники. Официально пересмотром существующих государственных законов и составлением новых законопроектов занимался Непременный совет, состоявший из представителей высшей титулованной знати.

В 1802 г. были созданы министерства — новые отраслевые органы управления, заменившие собой коллегии, и Комитет министров — коллегиальный совещательный орган, призванный координировать деятельность министерств. Министры назначались императором. Они единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность перед монархом.

В 1809 г. по поручению императора М. М. Сперанский подготовил проект широкомасштабных государственных преобразований. Предлагалось реформировать государственный механизм исходя из принципа разделения властей.

В частности, проект предусматривал создание новых органов власти — Государственной думы и Государственного совета. Из всего комплекса планируемых мероприятий Александр I решился только реализовать идею создания Государственного совета. Совет стал высшим законосовещательным учреждением. Он не ограничивал власть монарха, а призван был обеспечить повышение качества законотворческого процесса и привидение всей правовой системы к единообразию.

Во второй период своего царствования (1815—1825 гг.) Александр 1 стал проводить более консервативный курс, но все же не до конца отказался от своих конституционных идей. В 1818—1819 гг. по поручению императора группой высокопоставленных чиновников во главе с Н. Н. Новосильцевым был разработан проект российской конституции — «Государственная уставная грамота Российской империи». Проект был представлен государю и одобрен им, однако так и не был реализован. Таким образом, реформы Александра I не изменили абсолютистского характера российского государства.

Новый император Николай I (1825—1856 гг.) видел главную цель своего царствования в укреплении и охранении существующего строя. Главным государственным учреждением стала Собственная его императорского величества канцелярия. Особое значение имело третье отделение канцелярии, в задачи которого входили: борьба с государственными, должностными и религиозными преступлениями, наблюдение за иностранцами, цензура. В 1827 г. был образован и подчинен третьему отделению специальный корпус жандармов — военизированные формирования политической полиции. Правление Николая 1 подвело своеобразную черту под целым рядом неудачных попыток реформировать российское государство в первой четверти XIX в. и символизировало победу противников реформ.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >