ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Становление и основные этапы развития западноевропейской политической мысли

Изучение истории мировой политической мысли крайне важно не только для более рационального познания мира политики, но также и для прогнозирования будущего. Политическая мысль Западной Европы стала развиваться с переходом человечества от первобытнообщинного к рабовладельческому обществу, с появлением государства и его институтов. Наивысшего расцвета политическая мысль в период античности (IX в. до н. э. - V в.) достигла в Древней Греции. Ее характерными чертами стали: постепенное освобождение знаний о политике от мифологических норм; обособление их как самостоятельной части философии; мир политики рассматривался как область государственного управления гражданами или подданными; анализ устройства государства, классификация его форм, поиск наилучшей формы правления, сохранение целостности полиса; обоснование сверхъестественной, божественной природы политической власти, политического и правового неравенства людей.

Наиболее полно эти идеи вобрали в себя труды древнегреческих философов - Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 гг. до н. э.) - один из самых известных философов Древней Греции, определивший европейский стиль мышления, ученик Сократа и наставник Аристотеля. Свои взгляды о политике изложил в сочинениях «Государство» (1-я книга написана в 90-е гг. IV века до н. э., 2-10-я книги - в 70-60-е гг. IV века до н. э.), «Политик», «Законы» (50-е гг. IV века до н. э.), в которых коснулся целого ряда вопросов, в том числе и общефилософского характера. Стал первым философом, создавшим достаточно целостную концепцию происхождения государства и основавшим этическую традицию изучения политики, которая воплотилась в модели идеального государства. По мнению

Платона, государство сходно с душой человека и имеет одинаковое с ней устройство. Правители государства соответствуют разумной части души, воины - аффективной (эмоциональной), а ремесленники и земледельцы - инстинктивной (вожделеющей) части. В идеальном государстве, считал мыслитель, правителями должны быть только философы-мудрецы, способные узреть высшую истину и воплотить ее в реальную жизнь, воины должны заботиться об охране государства, ремесленники и земледельцы своим трудом обеспечивать философов и воинов. Таким образом, идеальное государство по Платону - это справедливое правление лучших и благородных, а лучший тип государственного устройства - монархия (если среди правителей выделяется кто-нибудь один) и аристократия (если управляет несколько правителей). Совершенному государственному устройству присущи четыре добродетели - мудрость, мужество, рассудительность, справедливость, которые ограждают государство от внутренних распрей и смут и обеспечивают гармонию и порядок.

В поисках идеального государства Платон много путешествовал по древнегреческому миру, но повсюду он встречал только «плохие» типы государственного порядка, для которых были характерны насилие, раздоры, принуждение, деление людей на два слоя - богатых и бедных. На основе собранных данных древнегреческий мыслитель классифицировал «неправильные» государства по формам их устройства, которые считал искажением идеальных форм. Он выделил: тимократию - господство честолюбцев, которое до некоторого времени сохраняет совершенные формы, что выражается в уважении народом правителей, в отсутствии у воинов материальных интересов и т.д.; олигархию - власть богатого меньшинства, которое управляет бедным большинством на основе имущественного ценза; демократию - правление большинства; тиранию - установление власти одного над всеми в результате избытка свободы при демократии. Каждый из перечисленных типов, по мнению Платона, является результатом вырождения предыдущего, и все дальше удаляется от идеального государства.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, обладавший энциклопедическими знаниями в различных областях, идеолог земледельческой аристократии, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Свои политические взгляды изложил в трактатах «Политика», «Афинская полития», «Никомахова этика», где защищал необходимость частной собственности и оправдывал рабовладельческий строй. Политику считал искусством управления обществом через государство, а также искусством управления самим государством. Главным предназначением политики, по мнению Аристотеля, является достижение общего блага для людей на основе добродетели, правосудия, сотрудничества между различными слоями общества. Большое внимание в трудах Аристотеля уделено функционированию главного политического института - государства, которое, по мнению философа, является высшей формой общения людей. Его интересы древнегреческий мыслитель ставил на первое место, считая, что государство должно доминировать над человеком и семьей. Аристотель вместе со своими учениками исследовал 158 греческих и варварских государственных устройств и предложил их классификацию на основе двух критериев - количества правителей и этической природы существующего политического режима. В соответствии с этими критериями он выделил шесть форм государственного устройства, разделив их на правильные, при которых правители руководствуются общим благом, и неправильные, где власть имущие действуют только в своих собственных интересах или выражают желания отдельных социальных групп в ущерб остальным гражданам. Среди трех правильных Аристотель назвал: монархию, под которой понимается политическая власть одного; аристократию - это правление мудрых; политик) (или политейю) - правление многих. Среди неправильных: тиранию - деспотическая власть одного; олигархию - правление богатых; демократию - власть большинства. Идеальным государственным устройством, по мнению древнегреческого мыслителя, является полития, так как она сочетает в себе все положительные характеристики правильных форм и обеспечивает стабильность и процветание общества.

Идеи Платона и Аристотеля получили свое дальнейшее развитие в трудах целого ряда древнеримских мыслителей: Полибия (207-120 до н. э.), Тита Лукреция Кара (99-55 до н. э.), Марка Туллия Цицерона (106-43 до н. э.). Последний в своих диалогах «О государстве», «О законах» попытался ответить на вопросы о долговечности государственного устройства, об эффективности элементов, обеспечивающих расцвет государственности, о наилучшем устройстве государства. С этой целью

Цицерон проанализировал устройство Римского государства на различных стадиях его развития. При царской власти, считал мыслитель, народ отстранен от общего для всех законодательства, при власти оптиматов люди также лишены возможности участвовать в управлении государством, при народной власти в силу отсутствия дифференциации общества ущемляются интересы достойных и доблестных граждан. Помимо этих трех видов государственного устройства, склонных, по мнению Цицерона, к вырождению и превращению в тиранию, существует еще один вид, образующийся в результате смешения трех предшествующих. В этом случае государство будет наиболее прочным, а свобода граждан будет обеспечена путем равенства через разделение властей. В основе существования государства, считал мыслитель, должен лежать закон, который извечен и существует от природы. Право вытекает из закона и должно быть единым для всех. Это единственное, в чем можно уравнять людей, достигнув согласия.

В «Кратком пособии для претендентов на выборные должности» Цицерон дал много полезных советов, которые и сегодня используются политиками разных стран. По мнению мыслителя, главной целью правителя должна быть счастливая жизнь граждан. В его деятельности на первом месте должны стоять обязанности, выполнение которых подкрепляется выдающимися качествами, такими как: достоинство, справедливость, благоразумие, воздержанность, красноречие, знание законов.

Период средних веков (V-XV вв.) характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на жизнь общества христианской религии и римско-католической церкви. Средневековый человек не воспринимал себя вне божественного начала, которое не просто проникало во все сферы жизни, но и являлось неотъемлемой частью миропорядка, его основной составляющей. Главными движущими силами развития западного средневекового общества стали самоизоляция и экспансия. В культурном плане самоизоляция проявлялась, прежде всего, в полном отказе от наследия античной цивилизации. Христианские авторы жесточайшим образом перекраивали наследие греков и римлян, выбирая только то, что вписывалось в рамки христианства. Характерными чертами развития политической мысли эпохи Средневековья являются следующие: формирование политических идей религиозными мыслителями; разработка теологической концепции политической власти; обоснование приоритета духовной власти над светской, церкви над государством в политике.

Наиболее значительными представителями политической мысли данного периода были: Иоанн Златоуст (347-407, «Толкование на послание к Римлянам»), Амвросий Медиоланский (340-397, «Об обязанностях служителей»), Августин Блаженный (354-430, «О граде Божьем» и др.), Св. Бернард (1090-1153, «О размышлении»), Иоанн Солсберийский (1110-1180, «Поли-кратикус»), Фома Аквинский (1225-1274; «О правлении государей» и др.), Эгидий Римский (ок. 1243-1316, «О правлении князей»), Иоанн Парижский (1260-1306, «О власти королевской и папской»), Марсилий Падуанский (1275-1343, «Защитник мира») и др[1]. Все указанные выше мыслители так или иначе касались вопросов политики. Остановимся на наиболее значительных фигурах.

Притязания церкви влиять на государственное управление попытался обосновать Аврелий Августин Блаженный - теолог, видный церковный деятель, родоначальник христианской философии истории. Основными философско-теологическими трудами Августина признаны «О троице» (399—419), «О граде Божьем» (413-427), «Исповедь» (397). В этих работах Августин, используя библейское положение о том, что «всякая власть от Бога», отразил мысль, что в мире существуют две общности: Град Божий (он основан на любви к Богу и стремится к общей справедливости и пользе) и Град Земной (он строится на любви к себе, насилии, разбое, принуждении). Под первым он подразумевал церковь, под вторым - государство. Государство, по мнению мыслителя, не может претендовать на обеспечение счастья своих граждан. Оно обеспечивает только внешний и внутренний мир, защищает свободы людей и их собственность. В силу этого государство, чтобы иметь право на существование, должно подчиняться нормам и доктринам церкви, служить ей верно и преданно, помогать утверждать ее идеалы на земле.

Фома Аквинский - доминиканский монах, теолог, виднейший идеолог католицизма и феодализма в эпоху Высокого Средневековья. Свои идеи изложил в целом ряде блестящих трактатов и «Сумм» («Сумма Теологии» (1265-1273), «Сумма

против язычников» (1261-1264) и др.), опираясь на труды некоторых античных авторов, в частности Аристотеля, пользовавшегося большим авторитетом у средневековых богословов за созданную им стройную систему логических рассуждений. Исходя из основных положений философии Аристотеля, Аквинский создал свою собственную философско-теологическую систему, главным принципом которой стал принцип гармонии веры и разума. По мнению мыслителя, общественное неравенство и эксплуатация человека человеком установлены Богом, поэтому им не следует противиться. По божьей воле, считал он, существует также и монархия на земле. Однако повиноваться власти монарха следует в рамках того блага, что несет власть. Люди по своей природе, утверждал Аквинский, равны, и власть является только посредником в отношениях между Богом и подданными. Мыслитель допускал восстание подданных против тирана, поскольку считал, что тираническое правление устанавливается для частной пользы и противоречит единству народа. В развернувшейся в средневековом мире борьбе светской и духовной власти Аквинский встал на сторону последней, настаивая на том, что именно духовная власть имеет право господствовать. В качестве доказательства мыслитель выдвигал положение о том, что светской власти принадлежит только тело человека, а души людей принадлежат Богу, церкви и папе римскому. Именно папе римскому, как наместнику Бога на земле, должны подчиняться все, в том числе и монархи - короли, императоры, князья.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) характеризовалась разложением феодальных отношений и становлением капиталистических, развитием науки, техники, городов, торговли, искусства. В эту эпоху стали отстаиваться гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие, на проявление своих творческих способностей. Гуманизм возродил интерес к античной древности, когда человеческая природа не толковалась как средоточение греха, какой она представлялась в средние века. Родиной Возрождения стала Италия. Здесь начала формироваться новая политическая мысль, которая защищала интересы зарождавшейся буржуазии и новые капиталистические отношения. Ее особенностями и характерными чертами на данном этапе стали: освобождение от теологии; развитие положения о естественных правах человека, его земных интересах и потребностях; становление гражданской концепции политики; обоснование принципа реализма в политике; разработка идеологии централизованного государства.

Одним из первых носителей подобных идей стал итальянский политический деятель, мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527), существенным образом повлиявший на формирование и развитие европейской политической философии. Значение творчества Макиавелли для политической науки определяется, прежде всего, его попыткой теоретизировать самостоятельность политической сферы жизни общества, отделив ее от морали и религии, и утвердить этот принцип автономии в качестве ведущего для деятельности правителей и для исследования этой стороны человеческого бытия. В целом ряде своих сочинений, в частности «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1513-1517), «История Флоренции» (1520) и др., итальянский философ уделил внимание феномену власти, выступающей залогом стабильности в государстве и упорядоченности отношений между людьми, от которых она требует подчинения созданным ею законам во имя достижения общего блага.

Макиавелли выдвинул теорию светского (нерелигиозного) государства, которое представляет собой политическую власть, организованную особым образом. Появление государства он связывал с потребностью обуздания эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы. Главной функцией государства, по мнению мыслителя, является функция защиты частной собственности. Наилучшей формой государственного правления Макиавелли считал республику, позволяющую участвовать в осуществлении власти многим политикам, наделенным разными добродетелями и препятствующую узурпации власти одним человеком или политической группой. Богатый политический опыт и исторические познания позволили Макиавелли создать оригинальную концепцию политических добродетелей государей, к числу которых он отнес силу, хитрость, здоровье, патриотизм, умение предвидеть и способность противостоять судьбе. Образцами проявления подобных качеств мыслитель считал правителей Древнего Рима, а идеальным правителем - того, кто воплощает в себе черты лисицы и волка. Для достижения поставленных целей, по мнению Макиавелли, правители могут использовать любые средства, в том числе и самые негативные. Правитель обязательно будет оправдан, если результаты его политики будут положительными. Эти взгляды Макиавелли назвали «безнравственной политикой».

Не менее значительный вклад в развитие политической науки внес и другой представитель эпохи Возрождения французский мыслитель Жан Боден (1530-1596), автор нескольких работ, среди которых наиболее известны: «Метод для облегчения понимания истории» (1566), «Шесть книг о государстве» (1576), «Разговор семерых о религии» (изд. 1857). В период религиозных войн, поглотивших Францию в XVI веке и поставивших ее на грань полной анархии, многие французские мыслители стали искать источник общественного порядка и устойчивого политического режима. Боден увидел этот источник в суверенитете, под которым понималась абсолютная, постоянная, единая и неделимая власть государства над подданными, не связанная никакими законами, не ограниченная внешним и внутренним контролем. В практическом плане суверенитет предполагал независимость государства от церкви, от папы римского и других внешних авторитетов, от сословий и иных внутриполитических центров силы, а также возможность издавать, отменять законы, собирать налоги, объявлять войну и заключать мир, назначать должностных лиц, осуществлять верховный суд, наказывать преступников. Данная концепция суверенитета, предложенная Боденом, стала чрезвычайно важным и эффективным инструментом анализа политической власти и одним из ориентиров трансформации европейских стран Нового времени в направлении их преобразования в независимые нации-государства.

Период Нового времени (XVII-XVIII вв.) характеризуется укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть, буржуазными революциями в Голландии, Англии, Франции. Основными идеями данной эпохи стали следующие: верховенство закона в обществе и государстве; утверждение принципа разделения властей; формирование концепции прав человека и гражданина; материалистическое объяснение государства, политики, права; зарождение либеральной, консервативной, социалистической идеологий. Главная проблема в политической науке этого времени - проблема взаимоотношений личности и государства. Этому взаимоотношению была посвящена теория «естественных прав», утверждавшая, что права и сво-34

боды, присущие человеку от рождения, т.е. данные природой, проистекают из ее основных законов. Будучи досоциальными, эти права и свободы первичны по отношению ко всем нормам и законам, установленным обществом и государством; они неотъемлемы, действуют везде и на протяжении всей истории. Теория «естественных прав» была направлена против всех форм феодальной собственности, сословного деления и обосновывала равенство людей, данное им природой. Сторонники этой теории выступали за законодательное закрепление свободы убеждений и действий людей, права обладания и распоряжения собственностью и т.д. Впервые теория «естественных прав» была зафиксирована в американской Декларации независимости 1776 года, провозгласившей такие права человека, как право на жизнь, свободу, стремление к счастью, и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, назвавшей основами естественных прав свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Своеобразным дополнением теории «естественных прав» стала теория «общественного договора». Согласно ей государство возникло не по Божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Государство, образованное таким способом, должно обеспечивать охрану прав своих граждан, их свободы, которые не гарантированы в естественном состоянии. В различных вариантах эти обе теории использовали в своих трудах Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс, Дж. Локк (Англия), Г. Лейбниц, И. Кант (Германия), А. И. Радищев (Россия), Т. Пейнт, Т. Джефферсон (США), Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро (Франция) и многие другие.

Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ и политический деятель, автор целого ряда трудов: «Элементы законов, естественных и политических» (1640), «О гражданине» (1642), «О человеке» (1658), «О политическом теле» (1650), «Левиафан» (1651) и др. Он предложил достаточно оригинальную концепцию естественного права, под которым понимал свободу всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения жизни. В основе политической философии Гоббса - представление о природе человека, который находится во власти страстей и стремится к их максимальному удовлетворению. Для упорядочения этого «естественного состояния» людей, которое ведет к «войне всех против всех», необходимо, по мнению мыслителя, государство, способное обуздать темные инстинкты людей, расчистить путь законам и установить в обществе гражданское состояние. Государственная власть образуется на основе заключения общественного договора, а точнее множества договоров между людьми, которые взаимно отказываются от своих естественных прав (свобод) и передают их правителю. В силу этого источником легитимности власти является факт общественного договора, а сама власть должна быть абсолютна, едина, неделима и распространена на всех, в том числе и церковь. Гоббсом была предложена классификация государств. Он выделял монархию, которую считал лучшей формой правления, демократию, аристократию. Вне зависимости от способа образования и формы правления все государства, по мнению философа, должны выполнять функции охраны мира и обеспечения блага народа как высшего государственного закона.

Джон Локк (1632-1704) - английский философ, крупнейший политический деятель, один из теоретиков либеральной идеологии, автор многих работ, среди которых «Письма о веротерпимости» (1689, 1690, 1692), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Опыт о человеческом разуме» (1690) и др. Политическая философия Локка, в отличие от Гоббса, основана на оптимистическом видении природы человека. Локк считал, что в «естественном состоянии» люди доброжелательны, свободны и равны, их поведение подчиняется морально-этическим законам, божественным и природным установлениям, в то время как война - противоестественна, она начинается, когда один человек пытается установить свою абсолютную власть над другими. Философ вывел четыре качества человека, производных от его естественного состояния: природное равенство людей, полная свобода, собственность как результат деятельности личности, право защищать свое равенство, свободу, собственность. Исходным положением политической доктрины Локка является независимость индивида, которая обусловливает тезисы о труде как основании и оправдании собственности и о договорном характере государства. В отличие от Гоббса, который утверждал, что правитель находится вне рамок общественного договора, Локк считал правителя участником этого договора, принимающим на себя определенные обязательства и должным править согласно установленным законам, провозглашенным 36

народом и известным народу. По мнению мыслителя, именно народ является источником политического правления, который располагает правом не поддерживать своих правителей или даже свергнуть их, если они не выполняют условия общественного договора или плохо справляются со своими обязанностями. Для предотвращения узурпации власти одним человеком Локк предложил принцип разделения властей на законодательную (выборная и сменяемая), исполнительную и федеративную (для реализации международного общения) власти. Кроме этого, Локк обосновал идею прав человека на жизнь, собственность, свободу, а государство, которое он считал независимым сообществом людей, должно охранять эти права, поддерживать социальный порядок и сохранять частную собственность.

Большое влияние на развитие политической теории оказал французский философ Шарль Луи Монтескье (1689-1755). В целом ряде своих работ, посвященных политике («Персидские письма» (1721), «Размышления о величии и падении римлян» (1733), «О духе законов» (1748) и др.), он заявил о невозможности построить на основе теории естественного права универсальную систему общественных законов, так как условия существования народов различны. На первый план Монтескье ставил факторы, определяющие «дух законов», т.е. отношения, характеризующие совокупность позитивных политических, гражданских, исторических законов. Условия и факторы, которые характеризуют эти отношения, определяют характер формы правления. Французский мыслитель выделил три формы - республику, которую разделил на демократическую и аристократическую (ей присуща добродетель), монархию (для нее характерна честь) и деспотию (в ней доминирует чувство страха). При этом Монтескье полагал, что абсолютно произвольный выбор политической формы правления невозможен. Человек может только привести форму правления к умеренному состоянию. Монтескье обосновал впервые сформулированную Локком теорию разделения властей, которая и поныне используется большинством стран мира. Согласно ей существует необходимость обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, исполнительной, судебной. Эти власти должны взаимно сдерживать друг друга, что будет способствовать обеспечению политических и юридических условий свободы. Подобный анализ природы политики

Монтескье вышел далеко за государственные, за институциональные рамки и приобрел в какой-то степени социологический характер, поскольку политическая сфера в трактовке философа подчиняется законам и принципам физического, социального и морального порядка.

Гоббс, Локк, Монтескье стали одними из первых представителей идейно-политического течения, получившего название «Просвещение». Просветители критиковали феодальные порядки и отстаивали интересы зарождающегося буржуазного сословия. Они верили в огромные возможности человеческого разума и науки в деле преобразования общества на разумных началах. Ими было много сделано для освобождения науки от власти религии и использования научных достижений на практике. Просветители внесли большой вклад в развитие политических знаний о человеческом сообществе.

Критика несовершенства феодального общества достигла особой остроты в трудах французского просветителя Мари Франсуа Аруэ (1694-1778), больше известного как Вольтер. Идеи Вольтера в области политики и права сыграли большую роль в формировании политической идеологии назревавшей буржуазной революции во Франции. В большинстве своих работ французский мыслитель отстаивал принципы равенства, свободы и частной собственности. При этом равенство он признавал только в частном праве и выступал против равенства в политических правах, утверждая, что неимущие не должны обладать ими. Был сторонником власти просвещенного монарха.

Жан Жак Руссо (1712-1778) - французский философ-просветитель, автор сочинений, среди которых выделяются: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) и др. Основой политической доктрины Руссо стала его особая концепция общественного договора. По мнению философа, экономическое неравенство людей предопределяет их неравенство политическое, которое закрепляется в правах собственников, законах и учреждении публичной власти, т.е. в образовании государства. Деспотизм - это высший предел развития политического неравенства в государстве. В деспотии оно перерождается в равенство в бесправии перед деспотом, когда не остается ни законов, ни правителей, а народ впадает в состояние, обусловленное всевластием силы. Подоб ные рассуждения привели Руссо к мысли, что общественный договор, по которому учреждается публичная власть, уловка богатых, которые стремятся подчинить себе бедные слои общества. Он предлагал заключить новый подлинный общественный договор между всеми равными гражданами, которые должны отказаться от ранее принадлежащих им прав, обеспечиваемых только личной силой, в пользу сообщества, чтобы получить от него легитимные гражданские права и свободы, гарантированно защищенные мощью всего сообщества. В результате заключения такого договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, по форме правления - республика, устроенная на принципах свободы, уравнительного равенства, народного суверенитета, который неотчуждаем, неразделим и не может быть представлен никем, кроме самого народа. Являлся сторонником прямой (непосредственной) демократии.

Демократические идеи европейского просвещения развивал также американский политический философ, государственный деятель, четвертый президент США Джеймс Мэдисон (1751— 1836), статьи, выступления и переписка которого изложены в изданиях: «Журнал дебатов конституционной конвенции, написанный Дж. Мэдисоном» (изд. 1908), «Работы Дж. Мэдисона» (изд. 1900-1910), «Бумаги Дж. Мэдисона» (изд. 1962-1991). Политические идеи Мэдисона способствовали теоретизации проблем, связанных с демократическим правлением, разделением властей и федерализмом. Особенно показательным в этом плане является проект «Федералист», созданный Мэдисоном совместно с Александром Гамильтоном и Джоном Джеем. Этот проект, представлявший собой 85 статей, опубликованных в ряде нью-йоркских газет в 1787-88 гг., утверждал превосходство республиканской формы правления и федеративного устройства государства. По мнению Мэдисона, главным достоинством республики-федерации является большая территория, управление которой осуществляется небольшим числом выборных представителей, способных профессионально и непредвзято выражать интересы своих избирателей, а также действие принципа разделения полномочий между различными уровнями власти. Эти идеи Мэдисона нашли развитие в американской системе сдержек и противовесов, основанной на предложенных им принципах частичного пересечения компетенций властей и их взаимного контроля. Принимая классическое разграничение власти на законодательную, исполнительную и судебную, Мэдисон выступил за деление общефедеральной законодательной власти на две палаты, усматривая в палате представителей необходимый демократический элемент конституционного механизма, способный противостоять любым попыткам ограничить свободу.

Определенный вклад в развитие политической науки внесли представители немецкой классической философии. Так Иммануил Кант (1724-1804) в ряде своих работ: «Критика чистого разума» (1781), «Основы метафизики и морали» (1785)- теоретически обосновал выдвинутую еще Платоном и Цицероном идею правового государства и гражданского общества. По мнению мыслителя, государство должно отказаться от принуждения индивида в исполнении им нравственных обязанностей, признавая за ним моральную автономию, и оставить за собой функцию правового принуждения. В свою очередь Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), автор многочисленных трудов, среди которых: «Феномен духа» (1807), «Наука логики» (1812-1816), «Основы философии права» (1833-1836), «Лекции по философии истории» (1837) и др. утверждал, что государство, будучи воплощением духовной идеи, - это совершенная, первичная по отношению к человеку целостность, элементы которой - право, экономику, политику, культуру - нужно рассматривать как единое целое. Государству философ противопоставил гражданское общество, которое отождествлял с современным ему буржуазным обществом. Под ним понималась сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности, в которой существует множество проблем и антагонизмов. Устранение этих проблем, достижение общественного согласия Гегель связывал с использованием методов политики, в связи с чем государству он отводил роль нравственного целого, приводящего в состояние гармонии эгоизм, сложность и запутанность гражданского общества.

Интересные идеи о политической сфере высказал один из родоначальников консервативной идеологии, английский политический деятель, публицист Эдмунд Бёрк (1729-1797). В ряде своих работ, в частности «Рассуждения о революции во Франции» (1790), «Мысли о причине существующего недовольства» (1770), «Обращение новых вигов к старым» (1791) и др., Бёрк подверг острой критике идеи общественного договора, естест венных прав человека, а также теорию народного верховенства, выдвинутую во времена Французской буржуазной революции. Он, считая эти идеи фикцией, противопоставил им передаваемый из поколения в поколение опыт, традиции, обычаи, которые являются общим достоянием всего народа. Кроме этого, Бёрк высказал достаточно интересные мысли о роли политических партий в жизни общества, которые он считал неотъемлемой частью свободного государства и связующим звеном между монархом и парламентом; о парламентариях, деятельность которых должна быть направлена на достижение общего блага нации; о законодательстве; об условиях эффективного правления.

Французская буржуазная революция к. XVIII в. существенным образом повлияла на дальнейших ход европейской и мировой истории и привела к укреплению капиталистических отношений. В XIX в. в Европе активно развивалась буржуазная демократия, шло образование современных форм государств, что нашло свое отражение в политической науке того времени. Ведущим политико-идеологическим течением XIX в. стал либерализм, представители которого активно отстаивали демократические права и свободы, в первую очередь реализацию «личной свободы» и неприкосновенность частной собственности, выступали за реализацию принципа разделения властей, против вмешательства государства в экономику. Важнейшим нравственным принципом, главной движущей силой развития общества либералы считали стремление человека к пользе и выгоде для себя. Этот принцип индивидуализма лег в основу нового направления в методологии политического мышления, получившего название утилитаризм.

Основателями теории утилитаризма стали английские мыслители Иеремия Бентам (1748-1832), Джеймс Милль (1773-1836) и Джон Стюард Милль (1806-1873). Они считали, что общественное благо определяется совокупным расчетом частных интересов, удовольствий и страданий. Подобная процедура требует всеобщего избирательного права, свободы самовыражения, регулярных выборов, правления большинства, что дает гражданам возможность выбирать правителей и контролировать их решения. Реализацию этих установок они связывали с гарантиями прав и свобод человека, которые должно было обеспечивать демократическое государство. По мнению

Бентама, лучшим правительством является то, которое следует принципу: «максимум счастья для наибольшего числа людей». Подобные рассуждения легли в основу разработанной указанными выше мыслителями охранительной модели демократии, ограничивающей власть государства. Такая демократия должна гарантировать политические и гражданские свободы, а также равенство всех перед законом. Политическое равенство, понимаемое как равное для каждого право голоса, защищает личную свободу, которая обеспечивается строгим разделением властей и сохранением основных прав и свобод. Охранительная демократия предоставляет гражданам большие возможности для выбора их образа жизни при полной ответственности за свой выбор, что подразумевает невмешательство властей во многие сферы жизни общества и полное отделение государства от гражданского общества. Теоретики данной модели считали, что демократия должна быть не прямой, а представительной. В частности, Милль-старший считал, что представительная демократия, основанная на всеобщем избирательном праве, является необходимым элементом хорошей системы правления. Его сын Джон Стюард Милль, разделяя в принципе политические идеи своего отца, в работах «О свободе» (1859), «Соображения о представительном правлении (1861), «Утилитаризм» (1863) обратил внимание на опасность тирании большинства над личностью с последующим ухудшением качества политики. Чтобы избежать прихода к власти большинства посредственностей и невежд, Милль-младший разработал оригинальную систему выборов на основе принципа пропорционального большинства, которая способна обеспечивать представительство всех мнений, в том числе и меньшинства. Более образованные люди, по мнению Милля, должны получить привилегированные права в выражении своих взглядов, т.е. получить право голосовать в нескольких избирательных округах, в то время как остальные будут иметь возможность подачи голосов только в одном округе. Созданный на такой основе институт представительной власти должен не править, а всего лишь обсуждать политический курс и контролировать его исполнение, функции же непосредственного управления должны осуществлять эксперты. Все эти меры, считал Милль, позволили бы создать равновесие между народным суверенитетом и профессиональным управлением. По этой же причине английский мыслитель ратовал и за развитие системы местного самоуправления.

В политической науке XIX в. получили отражение и идеи, подвергшие критике основные ценности либерализма, в том числе и буржуазную демократию. Эти идеи проявились в так называемой «теории завоевания», выдвинутой австрийско-польским социологом и юристом Людовигом Гумпловичем (1838-1909). Он считал, что главной движущей силой развития человеческой цивилизации является борьба рас, под которыми понимал нации и классы, за существование, в результате которой победу одерживают наиболее сильные. Господство победивших рас, по мнению Гумпловича, должно обеспечивать государство, используя при этом для подавления высшей расой (господами) революционного движения пролетариата (низшей расы) любые методы и средства.

Подобные идеи высказывал и немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900), обозначивший движущей силой общественного развития волю к власти. Ницше считал, что вся история развития общества представляет собой борьбу двух рас: сильной, к которой он относил аристократических господ, и слабой - подневольной массы, толпы. В ряде своих работ: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Воля к власти» (1889) немецкий философ стремился доказать, что эксплуатация человека человеком является естественным и высшим законом жизни. Для того чтобы этот закон действовал, он предлагал беспощадно бороться против демократии и ее основных институтов: равенства, прав и свобод человека и т.д. Главную роль в наведении порядка на земле Ницше отводил «сверхчеловекам», которые могут эффективно управлять государством и не должны быть связаны ни моральными нормами, ни правовыми законами. Подобные идеи впоследствии были использованы фашистами для обоснования проводимой ими политики.

Родоначальником идей утопического социализма, идей о построении общества социального равенства и социальной справедливости, стал английский политический и общественный деятель, писатель-гуманист Томас Мор (1478-1535). В своем произведении «Золотая книга о наилучшем государственном устройстве и о новом острове Утопия» (1516) он подверг острой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала, осудил частную собственность, в которой видел первопричину ни щеты, эксплуатацию человека человеком. Мор предложил заменить капиталистический строй принципиально иным строем вымышленного острова Утопия, устройство которого носило демократичный характер и предполагало выборность должностных лиц. Основными функциями такого государства должно было стать руководство народным хозяйством, организация производства и распределение материальных и иных благ. Мор предложил заменить частную собственность общественной и сформировать общество, основанное на принципах грубой уравнительности, аскетизма и регламентации общественной и даже семейной жизни людей.

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит и итальянский мыслитель, общественный деятель Томмазо Кампанелла (1568-1639). В своем произведении «Город солнца» (1623) он раскритиковал социальный строй Италии того времени и предложил проект идеального государства, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции экономической мысли Средневековья, мыслитель ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего ему рисовалось как совокупность сельскохозяйственных общин, в которых трудятся все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда и отвергал тезис о том, что после ликвидации частной собственности никто не будет работать. Потребление в Городе солнца, по мнению Кампанеллы, будет общественным при изобилии материальных благ, нищета и прочие беды, сопровождающие жизнь человека, исчезнут. Отношения между людьми будут основываться на дружбе, товариществе, взаимопонимании.

В п.п. XIX в. появилась новая плеяда мыслителей, которые продолжили развивать взгляды своих предшественников по построению общества социального равенства. Поиски путей к более справедливому общественному устройству вели представители критического утопического социализма - А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. В отличие от представителей раннего периода утопического социализма, критические утописты дали более обоснованную критику капиталистического строя, отказались от идей грубой уравнительности и регламентации жизни людей. Они также выдвинули и ряд новых положений, которые в последующем были использованы марксистами, в частности идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства. Идеальный общественный строй они именовали по-разному: Сен-Симон называл его индустриализмом, Фурье - гармонией, Оуэн - коммунизмом. Но все они исходили из отсутствия в нем эксплуатации, различий между умственным и физическим трудом, частной собственности.

Особенно показательными в этом отношении являются мысли французского социалиста-утописта Анри Клода Сен-Симона (1760-1825), который считал, что основной задачей переустройства общества является переход от феодализма к промышленному режиму. Будущее справедливое общество должно развиваться на базе крупного промышленного производства, промышленность - по определенному плану, а управление осуществляться из единого центра индустриалами. Планы развития промышленного производства и распределение продукции будут составляться учеными; промышленники будут руководить организацией управления, а рабочие - непосредственно трудиться над выполнением разработанных планов. Это приведет к ликвидации деления общества на управляющих и управляемых, а политическая власть превратится во власть, которая будет выполнять только административные функции.

Французский мыслитель Шарль Фурье (1772-1837), также как и Сен-Симон, считал, что капитализм обречен. Он был сторонником реформирования общества, перехода к справедливости и уничтожению эксплуатации путем агитации и примера. Перейти к гармонии - новому общественному строю, по мнению Фурье, можно на основе открытия закона, по которому общество должно жить и развиваться. Справедливое общество, мечтал французский мыслитель, будет состоять из ассоциаций производителей (фаланг), созданных без принуждения, исходя из принципа удовлетворения потребностей людей. Каждая фаланга будет занимать определенный участок, на котором ее члены будут производить продукцию, а потом сами ее распределять. Основой будущего строя Фурье считал земледелие, промышленности же отводилась второстепенная роль. Новое общество будет бесклассовым и гармоничным, в нем будет господствовать принцип всеобщего единства.

Роберт Оуэн (1771-1858) - английский социалист-утопист, автор «Книги нового нравственного мира», так же как и его французские коллеги, критиковал капитализм и считал, что сопровождающие этот строй нищета и несправедливость будут уничтожены при социалистической организации труда. Наряду с частной собственностью причиной противоречий в обществе Оуэн считал деньги, которые он предлагал заменить на «рабочие деньги» - эквивалент трудовых затрат. Кроме этого, английский мыслитель предложил провести реорганизацию производства и попытался создать «Союз производства». Для организации такого союза капиталисты должны были продать средства производства профсоюзам. Но из этого намерения ничего не вышло, поскольку капиталисты не имели желания продавать свои предприятия, а у профсоюзов не было средств их купить.

В мировой политической науке важное место занимают труды выдающихся немецких мыслителей, создателей классического марксизма Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Их учение, возникшее во второй половине 40-х гг. XIX в. в русле европейских рационалистических традиций, представляет собой сложную мировоззренческую систему, включающую философское, экономическое, социально-политическое учения. Центральной категорией марксизма является категория отчуждения. Именно через отчуждение продукта труда, утверждал Маркс, проявляется сущность буржуазного строя, заключающаяся в противоречии между трудом и капиталом. При капитализме процесс самоотчуждения человека достигает высшей точки, поскольку его физические силы и умственные способности становятся товаром, а сам человек, в результате этого, превращается в вещь. Освободить человека от этой зависимости можно путем ликвидации товарно-денежных отношений и их причины - частной собственности и далее обобществления средств производства и уничтожения наемного характера труда. Главную роль в этом процессе, по мнению Маркса и Энгельса, должен был сыграть пролетариат - самый отчуждаемый, бесправный и угнетенный класс буржуазного общества, о чем сказано в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) и других произведениях немецких мыслителей.

Особой сложностью и противоречивостью отличаются взгляды Маркса и Энгельса на политику и государство. Их условно можно представить в виде следующих тезисов: приоритет экономической сферы в жизни общества и ее существенное влияние на политику; движущей силой исторического и политического прогресса является политическая борьба классов, имеющих прямо противоположные экономические интересы; организованное насилие и классовое господство - основа всякой политики и государственной власти в условиях антагонистического общества; пролетариат - носитель всеобщего политического интереса, способный совершить социалистическую революцию и открыть этим путь к строительству коммунизма -бесклассового, безгосударственного общества свободы и изобилия; установление диктатуры пролетариата - необходимый период господства рабочего класса, во время которого должны быть созданы предпосылки для построения нового общественного порядка.

Политические взгляды Маркса и Энгельса, не будучи особо признанными при их жизни, серьезно повлияли на политическую мысль к. XIX - н. XX вв. Их суждения о политике стали основой целого ряда идеологий, доктрин, программ, а также руководством к действию многих революционных движений и партий леворадикального, коммунистического толка, провозглашавших свое мессианство и социальную исключительность.

По мнению многих политологов, марксистское учение обеспечило своеобразную линию преемственности в понимании сущности политики между классическими теориями прошлого и более современными интерпретациями. Основные положения марксизма позволили ближе подойти к рассмотрению глубинных движущих сил политики и некоторых мотивов поведения людей в данной сфере. В то же время марксизм оставил без внимания исследование других, более тонких побудительных мотивов политической активности людей, обусловленных социально-психологическими, биологическими, культурными, правовыми, демографическими и иными факторами.

В н. XX в. немецкий социолог, экономист, политический философ Макс Вебер (1864-1920), автор многочисленных работ, среди которых: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Политика как призвание и профессия» (1920), «Экономика и общество» (1924) и др., противопоставил марксизму свою собственную, одну из самых известных в политической науке, концепцию политики. Ее изначальное положение о том, что политика - это область общественных отношений по поводу власти, было сходно с тезисами классиков марксизма. Однако Вебер пошел дальше Маркса и указал, что политика является еще и особым видом человеческой деятельности, представляя собой, с одной стороны, аппарат легитимного (признанного большинством) господства, а с другой - профессиональную специфическую деятельность, которая пронизывает всю жизнь общества. По мнению Вебера, политика как самостоятельная сфера существовала не всегда, она стала формироваться вместе с возникновением государства и его административного аппарата, а также с выделением управленческой деятельности в особую профессию, связанную с властью.

Веберовская модель политики существенным образом повлияла на современные структурно-функциональные подходы к объяснению политического мира, в частности на концепцию американского социолога Тол котта Парсонса (1902-1979). В своих многочисленных трудах: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Структура и процесс в современном обществе» (1960), «Политика и социальная структура» (1969) Парсонс подошел к рассмотрению общества как сложной системы, состоящей из относительно самостоятельных частей (экономической, политической, духовной и интегративной). Каждая из этих подсистем выполняет свои специфические функции, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Политике отведена, считал Парсонс, функция целедостижения, поскольку она, опираясь на власть, способна обеспечивать организацию людей для эффективного коллективного действия, с тем, чтобы добиваться общих целей. По мнению мыслителя, политика включает в себя, с одной стороны, социальный механизм, который состоит из выбора коллективных целей, принятия решений, привлечения необходимых ресурсов, а с другой стороны - институциональную структуру, состоящую из трех компонентов: института лидерства, органов власти, правил и норм, определяющих политическую активность. В свою очередь, политическую жизнь Парсонс определял как совокупность воздействий лидеров через органы власти на людей в рамках определенных юридических норм, состоящую из определения целей, принятия решений и их осуществления путем привлечения необходимых ресурсов. Подобные идеи придали новое измерение анализу политических отношений и процессов, которое позволило точнее определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем.

Представления Парсонса о политике как относительно самостоятельной подсистеме общественной жизни стали основой системного анализа политики, принципы которого были разработаны американским политологом Дэвидом Истопом (род. в 1917). В ряде своих работ, в частности «Политическая система» (1953), «Системный анализ политической жизни» (1965), «Основы политического анализа» (1979) и др., Истон создал научную традицию рассмотрения политики через прямые и обратные связи и взаимодействия политической системы с внешней социальной средой[2].

Марксистское учение о политике как о проявлении классовой борьбы привело к появлению целого ряда влиятельных концепций, основанных на объяснении политической сферы сквозь призму столкновения противоположных интересов или взглядов (конфликтологическое понимание политики). Речь идет, прежде всего, о теории социального конфликта, созданной известным немецким ученым Ральфом Дарендорфом (род. в 1929), в которой главным признаком классов были обозначены отношения господства и подчинения, а не собственности, как у Маркса. По мнению Дарендорфа, каждая социальная группа выступает как носитель определенных позиций, связанных с выполнением специфических социальных ролей. Под социальной ролью он понимал совокупность способов поведения, которые заданы носителю позиции в определенном обществе, т.е. принуждение с помощью системы социальных санкций каждого конкретного человека вести себя определенным образом. Следование устоявшимся нормам дает человеку возможность продвижения к более высоким позициям, полномочия на законотворчество, истолкование этих законов и норм, применение санкций против ненормативного поведения других людей. Совокупность этих полномочий означает наличие господства, а наличие господства, в свою очередь, предполагает возникновение конфликтов.

Другой не менее интересной теорией данного направления является теория политического конфликта немецкого мыслителя и теоретика права Карла Шмитта (1888-1985). Он сформулировал положения о неизбежности конфликтов, как во внутренней, так и во внешней политике, о важнейшей роли государства, единственного способного защитить граждан от внешних врагов и обеспечить внутренний мир и стабильность. Политику Шмитт

представлял в виде особого типа социальных отношений «враг-друг», пронизывающих всю структуру общества и определяющих все события и действия. Разделение на «врагов и друзей», по мнению немецкого мыслителя, «столь сильно и имеет столь определяющее значение, что такое группирование отставляет на задний план свои предшествующие критерии и мотивы: религиозные, хозяйственные, культурные и оказывается в подчинении у совершенно новых, своеобразных условий и выводов уже политической ситуации» Г Деление на «врагов-друзей» находит выражение в борьбе, связанной с возможностью возникновения так называемого «решающего случая - физического уничтожения»[3] . При этом политика не тождественна кровопролитию, войне между государствами или гражданами, революции - воплощают только возможность предельного выражения политики.

Большое распространение в XX веке получил бихевиоризм, пришедший в политическую науку из психологии. Ученые, первыми применившие подобную методику в политологии - Чарльз Мерриам (1874-1953), Гарольд Лассуэлл (1902-1978), Джордж Э. Кэтлин (1896-1979), - попытались вытеснить господствовавший до того времени теоретический формализм, институционально-юридические ограничения исследований политики. Они обосновывали необходимость эмпирического подтверждения данных в качестве единственного основания конституциализации науки. Главным объектом исследования объявлялось поведение человека, наблюдение за которым позволяло создавать определенные модели политики. По мнению указанных выше мыслителей, индивиды вступают между собой во властные отношения, в результате чего их личные устремления и установки превращаются в целостный политический процесс. Соответственно, политическая сфера представляет собой совокупность политической активности людей, которая формируется из их отдельных действий и взаимодействий. Более того, Лассуэлл предложил использовать методы социальной психологии, психоанализа, психиатрии в исследованиях человеческого измерения политики. Он установил, что политические мотивы в основном рождаются из сети

межличностных связей и что отношение человека к политике обусловлено преимущественно психологическими механизмами его личности, на основе чего Лассуэлл сделал вывод, что для обеспечения политической стабильности следует сохранять психологическое равновесие индивида. Ученый много лет работал над созданием интегрированной политической науки, ориентированной на так называемые полевые исследования. Он призывал переориентировать социальные и даже биологические науки на изучение политики. По своей сути все науки, считал Лассуэлл, помогают понять политическую реальность и принять необходимые политические решения.

Бихевиористский способ познания заложил теоретико-методологическую традицию интерпретации политики на уровне ее микросоциальных организмов. В рамках этой традиции политика рассматривается как совокупность различных видов действий, поведения и отношений ее субъектов (акторов). Ее описывают и объясняют в качестве: политического рынка (Питер Блау (род. в 1918), где идет обмен контролируемыми ресурсами); политической игры (Стивен Брамс; род. в 1940); рационального выбора политических акторов (Моррис Фио-рина; род. в 1946).

Для заполнения образовавшегося при бихевиоральном подходе разрыва между микроаналитическим уровнем, основанным на психологической интерпретации индивидуального политического поведения, и макроаналитическим, базирующемся на ценностно-нормативном подходе, в 60-е гг. XX в. была сформулирована концепция политической культуры, получившая в дальнейшем широкое распространение в политологии. Ее создателями стали американские ученые Габриэль Алмондом (род. в 1911)[4] и Сидней Верба (род. в 1932). В основе их взглядов лежат представления о том, что традиционный подход к политике, который выражается в категориях «политическая система», «политические институты», не в состоянии объяснить функционирование политической сферы жизни общества. Концепция политической культуры стала своеобразной попыткой включить в структуру политической системы национальную психологию. Она доказывает существование в каждой политической системе особой политической культуры, которая

определяет политическое поведение, придавая ему определенные содержание и направление.

В современной политологии довольно большим влиянием пользуются коммуникативные концепции политики. Среди их основателей следует назвать Ханну Аренд (1906-1975) и Карла Дойча (1912-1992), рассматривавших политику как систему коммуникаций и информационных потоков. Не менее интересны объяснения политической сферы в виде мира коммуникаций и соответствующих техник общения индивидов Никласа Лу-мана (род. в 1927) и Юргена Хабермаса (род. в 1929), автора ряда монографий, среди которых: «Техника и наука как идеология» (1968), «Познание и интерес» (1968), «Теория коммуникативного действия» (1982) и другие. Одним из главных тезисов этих произведений является тезис о том, что политика выражает себя через систему коммуникативных действий.

Таким образом, современная западная политическая наука состоит из множества разнообразных теорий. Их подавляющее большинство оформлено в виде определенных школ, направлений и концепций, которые не замыкаются в рамках одной страны, а развиваются политологами разных стран. Развитие современной политологии свидетельствует о том, что она находится в зависимости от запросов и потребностей политики, проводимой как в одном отдельно взятом государстве, так и в мире в целом. Основными проблемами, которые рассматриваются политологами сегодня, являются следующие:

> формирование политической власти, ее влияние на процесс принятия политических решений;

> политическое поведение отдельных социальных групп и индивидов;

> деятельность государства и его основных институтов;

> проблема бюрократии и бюрократизации;

> влияние политической культуры на политические процессы;

> функционирование политических партий и групп интересов в политике и др.

  • [1] Политология: учеб, пособие / под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. -СПб., 2005.-С. 61.
  • [2] См. подробнее тему «Политическая система».
  • [3] Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. - Т. 1 - М., 1993.-С. 43. 2 Там же.
  • [4] См. подробнее тему «Политическая культура».
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >