Употребление словосочетания «качество жизни» в российских средствах массовой информации 2000 и 2001 гг

Как было показано выше, диффузионный процесс берет свое начало в языке специальности и через язык СМИ распространяется в повседневный частный дискурс. В социологическом исследовании 2000 г. качество (товаров) обозначается как ключевое понятие пока еще узкого русского среднего класса. Это отражается как в том, что его представители предпочитают специализированные магазины, так и в том, что 92 % из них готовы заплатить больше денег за качественные фирменные товары (Гурова, Блажснкова 2000). А словосочетание КЖ в 2001 г. уже встречается часто, что подтверждает краткий поиск по интернету. Поисковые программы[1] дают богатый материал, в особенности тексты из области медицины, где КЖ описывается в рекламных целях в связи с побочным действием медикаментов или как в пр. 26, где красивые зубы отождествляются с высоким качеством жизни. Политические деятели, например Путин, тоже обещают повышение КЖ (пр. 27). В других текстах говорится о необходимости увеличения бюджета для улучшения КЖ, в третьих рекламируются дома за городом, где КЖ лучше, потому что дома низкие, природа рядом и т. д. Даже представители коммунистической партии указывают на то, что Советское государство было среди 10 лучших стран мира в отношении КЖ: «В то же время В. Купцов подчеркнул, что “с именем Компартии значительная часть россиян сегодня соотносит историю советского государства, которое ... входило в первую десятку стран мира по важнейшим показателям качества жизни”» (Interfax News Agency (Russian Language), Daily News Bulletin (Russian Language) 19.07.2001). Анализируемые в предыдущем параграфе интервью 1993 г. из Санкт-Петербурга, однако, показывают, что представление, что КЖ в СССР было лучше, чем в современной России 1993 г., не ограничивается мнением деятелей Компартии.

Понятие КЖ как право граждан в 2001 году является новым явлением, для распространения которого была создана собственная интернет-страница (пр. 28). Обращает на себя внимание то, что в тексте просматриваются эксплицитное подчеркивание культурной специфики КЖ (Каждое сообщество разрабатывает это понятие самостоятельно, исходя из своих идеалов. Во многих странах идея качества стала национальной идеей) и 3 выделенных аспекта: достаточность финансовых средств, единство с окружающей средой (экология) и ответственность перед будущими поколениями. Более подробное определение, вполне соответствующее западноевропейскому социологическому концепту КЖ, где устанавливается связь с красивыми и здоровыми зубами и КЖ, можно найти у Леонтьева (1999, пр. 26).

В Екатеринбурге существует журнал «Технологии качества жизни», издаваемый Институтом качества жизни УГЛТУ. До 2001 г. вышли три номера (выпуск 2000, выпуск 2001-1-1 и выпуск 2001-1-2), в которых понятие КЖ охватывает много областей: менеджмент качества (управление качеством продукции), охрану окружающей среды,

туризм, образование. Под заголовком «Гуманитарные аспекты качества жизни» в статье «Качество жизни и региональное развитие» говорится о необходимости радикального изменения менталитета (пр. 29).

В 1993 г. сочетание КЖ в речи людей отсутствовало, в речи же специалистов, хотя и редко, употреблялось. 7—8 лет спустя сочетание КЖ активно употребляется как в СМИ, так и в политическом дискурсе и определяется в русле приведенного выше определения из «Брокгауза» (ср. пр. 28). В повседневной разговорной речи оно, однако, и в начале XXI века воспринимается как «цитата» из книжной, специальной речи. Термин КЖ употребляется в медицинском, техническо-научном, экономическом и политическом дискурсах, но не в дискурсе общественных наук или в философском дискурсе. Видимо, концепт должен распространиться технократическим путем. В пользу этого говорит и тип СМИ, где он преимущественно употребляется и которые обращаются к пользователям интернета и читателям научных журналов. Тот факт, что именно журнал Технология качества жизни основал интернет-страницу, где призывают к публичной дискуссии о КЖ (пр. 28), говорит в пользу технизации (Fairclough 1995: 102) и маркети-зации дискурсов (Ibid.: 131—166), которые отражают характерное для глобализации преобладание областей техники и экономики.

  • (26) Понятие «качество жизни» давно вошло в обиход социологов и постепенно стало общепринятым и общепризнанным термином, обозначающим совокупность черт и свойств личности и общества, условий их жизни, здоровья, работы, проживания, питания, отдыха, состояния внешней среды. Таким образом, понятие «качество жизни» имеет две стороны — внутреннюю, зависимую от самой личности человека, и внешнюю, обусловленную степенью развития общества, государства. ... Таким образом, эстетика зубов, улыбки является одним из важных показателей качества жизни общества. (Леонтьев 1999).
  • (27) На пресс-конференции в среду в Кремле российский лидер заявил: «Я хотел бы, чтобы то, что мы сегодня начали, то, что мы сегодня самым активным образом продвигаем в жизнь, чтобы это было реализовано и принесло бы реальные результаты, которые почувствовал бы каждый рядовой гражданин страны на своем кармане» (Interfax News Agency, Interfax Presidential Bulletin (Russian) 18/07/2001). [На эту пресс-конференцию ссылалась и испанская газета Эль Пайс, причем в русском заявлении об этом термин КЖ употребляется дословно]:

«Мадридская Пайс» выделяет слова В. Путина, в частности, о том, что его главной целью является в течение трех-четырех лет дать возможность каждому россиянину почувствовать улучшение материального положения, ощутить безопасность и улучшение качества жизни, чтобы испытывать гордость за свою страну. (Interfax News Agency, Russian Language; Daily News Bulletin, Russian Language 19/07/2001).

(28) Качество жизни — Ваше право!

Качество жизни — категория не столь стандартизованная, как понятие «качество», изложенное в международных стандартах ISO. Каждое сообщество разрабатывает это понятие самостоятельно, исходя из своих идеалов. Во многих странах идея качества стала национальной идеей. Под качеством жизни понимается, как правило, финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениями и многое другое.

Этим сайтом мы открываем широкий форум для обсуждения этого понятия и для разработки инструментария повышения качества жизни нашего российского общества. Мы будем рады любому сотрудничеству с частным лицом или фирмой, любым идеям и предложениям. Развернутые варианты этих разработок предлагаем публиковать в нашем журнале «Технологии качества жизни». Идея качества жизни начинает входить в умы сограждан (qol.ur.ru/index.html, проверено: 26.08.2001).

(29) Излюбленные вопросы русских граждан: «Кто виноват?» и «Что делать?», по-видимому, так и не будут решены, если не заменить их на другие два: «Что делать?» и «Как делать?». Попытаемся ответить на последние, тогда может быть станет ясно, что вина не является целью жизни, которую надо искать столетиями. С этой целью предлагается разрабатывать технологии качества жизни, которые станут инструментарием развития общества и улучшения качества жизни людей (Копнов 2001: 1).

  • [1] Сердечно благодарю Barbara Muller за помощь при поиске по интернету.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >