Введение

Формирование внешнеэкономической стратегии Республики Беларусь является комплексной проблемой, где важное место занимают вопросы внешнеторговой политики, разработка которой должна базироваться на оценке эффективности экспортно-импортных потоков; анализе состояния и тенденций конъюнктуры мировых товарных рынков - основных позиций белорусского экспорта; выявлении незадействованных резервов экспорта.

Формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) актуализирует вопросы межгосударственной производственной кооперации белорусских предприятий и механизмов их обеспечения, что выдвигает на первый план проблему научной проработки формирования скоординированной промышленной политики стран-членов ЕЭП с учетом интересов каждой из сторон.

Определенным вызовом для белорусской экономики и других партнеров по ЕЭП стало вступление Российской Федерации в ВТО. Оценка возникающих эффектов и разработка комплекса практических рекомендаций по снижению негативного влияния на экономику страны стали чрезвычайно важными как научными, так и практическими проблемами.

Слабо изученным и недостаточно применимым на практике является международное региональное сотрудничество (приграничные и межрегиональные связи), активизация которого может способствовать дальнейшему развитию ЕЭП. Поэтому актуальной в научном плане является разработка методических основ анализа регионального среза формирования ЕЭП, выявления уровня интеграции регионов и существующих между ними различий, что может стать основой для разработки новой архитектуры интеграционных связей на субнациональном уровне.

В результате разработаны тсорстико-мстодологичсскис основы и комплекс практических рекомендаций по повышению эффективности внешней торговли Беларуси и развитию интеграционных связей в условиях вступления в ВТО и евразийской интеграции.

Глава 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Методические основы и оценка эффективности внешней торговли

Обзор существующих подходов к оценке эффективности внешнеторговой деятельности предприятия

Отдельные попытки оценки эффективности внешнеэкономической деятельности организации сделаны в исследованиях Е. В. Попова и Г. Бирмана, которые предлагают изучать организацию с позиции эффективного вложения инвестиций. А. Н. Жеглов и Дж. Стрикланд уделяют особое внимание проведению экономического анализа организации, характеризующего их финансовое состояние. Однако типовой методики оценки внешнеторговой деятельности организации не существует. В научной литературе недостаточно разработаны вопросы, посвященные определению обобщающего показателя, рассчитываемого по единой схеме для производственных организаций. В практике планово-экономических расчетов и обоснований показатель эффективности внешнеторговой деятельности и экспортного потенциала не планируется и даже не упоминается [59, с. 40].

Обзор действующих методик, используемых для исследования внешнеторговой деятельности организаций, показал, что многие положения каждой из методик схожи, но вместе с тем авторы предлагают и свои подходы к определению эффективности внешнеэкономической деятельности.

Так, методика, предложенная И. А. Руссовой [80], направлена на исследование внешнеторговых возможностей всех подразделений организации. Автор предлагает в случае возможности идентификации части активов (АЭ) и собственного капитала (СК), задействованных в производстве и реализации экспортной (импортной) продукции, использование анализа Du Pont:

ОЧП ПЭ АЭ ОЧП

------X----X----=------, (1.1)

ПЭ АЭ СК СК

где ПЭ - объем продаж по экспорту (импорту); ОЧП - объем чистой прибыли от экспорта (импорта) продукции.

Для принятия правильных управленческих решений целесообразно рассчитывать показатели экономической эффективности экспорта и импорта: где Э3фэкс - экономический эффект экспорта; Овф - валютная выручка предприятия (за вычетом подлежащей обязательной продаже государству), рассчитываемая путем ее пересчета в рубли по курсу на дату поступления валюты; Вр - выручка в рублях от обязательной продажи валютной выручки Национальному банку; Зэкс полные затраты предприятия на экспорт; Эимп- экономический эффект импорта; Цр цена реализации импортных товаров на внутреннем рынке; Зимп - затраты на импорт товаров.

Данная методика позволяет комплексно исследовать финансовые результаты внешнеторговой деятельности относительно капитала, задействованного в производстве и реализации продукции. Недостатки данной методики заключаются в том, что отсутствуют анализ конкурентоспособности продукции, сравнения конкурентных позиций организации с производителями аналогичных товаров, выявление сильных и слабых сторон организаций и исследование рентабельности экспортного потенциала.

Методики экономического анализа, предлагаемые профессором Л. Е. Стров-ским [92, с. 222] и О. П. Тимошенко [92, с. 48], предполагают поэтапный анализ внешнеэкономической деятельности и установление факторов, повлиявших на ее изменения, а также выяснение причин недовыполнения обязательств по тем или иным позициям. Методики включают в себя такие расчеты, как: определение динамики объемов экспорта (импорта) в натуральном и стоимостном выражении, влияние факторов на изменение объемов экспорта (импорта), анализ составляющих накладных расходов и их динамики, расчет показателей абсолютной и относительной эффективности экспорта (импорта).

Показатель абсолютной эффективности по экспортным операциям подсчитывается по формуле

вримхкр^олл.+врр^.

ЭЭ -

  • (1.4)
  • 1 Сз+НРруб+НРиивхКр^

где 39j - показатель абсолютной эффективности экспорта; Круб/долл - курс иностранной валюты к рублю; ВРинв - выручка от экспорта в инвалютных рублях; BPpv6 выручка от экспорта в рублях; HP б - накладные расходы по экспорту за год, руб.; НРинв - накладные расходы по экспорту за год, инв. руб.; Сэ - производственная себестоимость реализованных товаров.

Этот показатель сравнивается с показателем ЭЭ9, характеризующим эффективность реализации на внутреннем рынке:

ВР й __ руо.вн.

  • (1.5)
  • 2 ~~с

вн.

где ЭЭ2 - показатель относительной эффективности экспорта; ВР бвн - выручка от реализации продукции на внутреннем рынке, руб.; Св11 - себестоимость продукции, реализованной на внутреннем рынке, руб.

Если ЭЭ| > 1 и при этом ЭЭ} > ЭЭ2 (т. е. эффективность реализации на внешнем рынке выше, чем на внутреннем), то экспорт можно признать экономически выгодными.

Показатель экономического эффекта, определяемый как прибыль (77Д рассчитывается по следующей формуле:

П., = ВРруб. - НРинв_ X Kpy6JdOM. - НР^ - С,. (1.6)

Показатель экономической эффективности импорта продукции может быть рассчитан по формуле

ЭЭ =Ц +Ц , (1.7)

илт. рм. ^п.и.* V /

где Ц - цена реализации импортной продукции на внутреннем рынке с учетом расходов, связанных с организацией продаж (реклама, маркетинг, транспортные издержки), руб.; Цп и - цена покупки импортной продукции на внешнем рынке, включая все расходы, связанные с ее приобретением (пошлины, транспортные издержки, страховка, оплата услуг посредников и др.), руб.

Относительный показатель экономической эффективности импорта продукции для реализации на внутреннем рынке может быть рассчитан по формуле

Э = (1.8)

ММП. V /

п.и.

Необходимым условием эффективного импорта является условие Эимп > 1.

К достоинствам можно отнести выявление основных факторов, повлиявших на изменение объемов экспортных поставок, изучение динамики экспорта (импорта) за несколько лет, расчет эффективности экспортной деятельности в абсолютном и относительном значении. Проблемы проявляются в невозможности учета сильных и слабых сторон организации, проведения анализа отраслевой среды, в которой функционирует организация, оценки рентабельности и расходов экспортных операций, а также выявления основных конкурентных позиций организации во внешней торговле.

Т. В. Миролюбова [45, с. 8] и Т. В. Карпей [26, с. 124] делают акцент на комплексно-целевом анализе, позволяющем наиболее полно выявить закономерности и пути повышения экономической эффективности экспортной деятельности за счет четкой формулировки цели и выбора критерия оценки.

При расчете экономической эффективности используют систему показателей (Э ,, Э о, Э ,):

v экс!’ эксЗ'

3^=^^, (1.9)

"*ЭКС

где 0,)КС объем экспорта во внутренних среднегодовых ценах; Сжс - производственная себестоимость экспортных товаров.

^жсЗ

/ @ВФ + ВрЗж

Овф + Вр

100)^

Кже

(1.П)

где Кжс - среднегодовая стоимость основных производственных и оборотных средств, используемых при производстве экспортной продукции.

Названные показатели целесообразно рассчитывать перед заключением экспортного контракта в целях выбора наиболее оптимального критерия эффективности. Экспорт считается целесообразным при следующих условиях:

1<Эж1ж2. (1.12)

Критерий эффективности - максимум эффекта: Ээкс max.

Для определения экономической эффективности импорта используют си-

стему показателей

Э =Ц -3 , (1.13)

ими. ими.9 V /

ц

3^=-^, (1.14)

'уимп.

где Цр - цена реализации импортных товаров на внутреннем рынке; Зиип — затраты на импорт товаров.

Расчеты экономической эффективности составляют основу системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Вместе с тем недостатком данных методик является их неадаптирован-ность к оценке внешнеторговой деятельности отдельно взятой организации, анализ проводится по группе организаций, экспортирующих аналогичные товары. Рассчитываются только показатели экономической эффективности. Методики ориентированы на выявление оборачиваемости капитала, авансированного на экспорт. Не рассматриваются показатели целесообразности внешнеэкономической деятельности, динамики экспортных поставок, а также рентабельности продаж на внешних рынках.

О. Н. Воронкова [9, с. 153] и Т. И. Чиранова [97] используют в своих методиках математический инструментарий взаимосвязи между факторами и результатом развития внешнеэкономической деятельности организаций, который позволяет использовать в расчетах долю экспорта в общем объеме продаж организации, доходность экспортных операций, устойчивость позиций организации на внешнем рынке.

Авторы выделяют количественные показатели эффективности экспорта:

/. Базовый коэффициент эффективности экспорта (импорта) (Кэб):

(1-15)

где Т - транспортно-экспедиторские расходы; Пр - прочие расходы.

Если Л’эб> 1, то экспорт эффективен. Чем выше указанный коэффициент, тем выше эффективность экспорта (импорта).

2. Альтернативный коэффициент эффективности экспорта (импорта) (К.п):

г. _ Вр} Тр Пр эа ~ В -С в те

(1.16)

где Вв - внутренняя выручка (выручка от продажи товара внутри страны); Cwg - себестоимость продукции, поставленной на внутренний рынок.

Если Кэа > 1, экспорт (импорт) эффективен.

Таким образом, для определения эффективности экспорта (импорта) необходимо рассчитать оба коэффициента и сопоставить их:

  • а) если Кэб> 1 и К > 1, экспорт (импорт) товара эффективен;
  • б) если Кэб< 1, а К > 1, то экспорт (импорт) неэффективен, так как экспортные затраты превышают экспортный доход;
  • в) если А’э(5> 1, а К < 1, то экспорт (импорт) не эффективен, так как прибыль от продажи товара внутри страны будет выше, чем от его экспорта;
  • г) если 1 и К. < 1, то экспорт (импорт) товара неэффективен.

Помимо коэффициентов эффективности экспорта (импорта) может быть рассчитан показатель эффекта экспорта (импорта) (/797), который определяется по формуле

п„=оВФр-эз,

(1.17)

где ОВФ - рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый пересчетом валютной выручки (за вычетом обязательной продажи государству) в рубли по курсу на дату поступления валюты, руб.; В ~ рублевая выручка от обязательной продажи части валюты государству, руб.; ЭЗ - полные затраты предприятия на экспорт (импорт), которые включают: затраты на производство и реализацию продукции (реклама, маркетинг, транспорт, страхование, пошлины, сборы и др.).

Отрицательные стороны исследования заключаются в отсутствии анализа сильных и слабых сторон организации, уровня рентабельности продаж, четкой оценки финансовых результатов экспортной деятельности и трудности в выявлении определенных параметров экспортной работы организаций конкурентов.

Наиболее полной с точки зрения оценки внешнеэкономической деятельности организации является методика, предложенная Е. С. Демидовой [19, с. 48]. Данная методика включает в себя анализ потенциальных возможностей фирмы на рынке, оценку уровня и качества выполнения обязательств по контрактам с иностранными партнерами, характеристику динамики экспорта товаров и услуг, исследование накладных расходов по экспорту, анализ эффективности экспорта товаров, оценку финансовых результатов экспортной деятельности организации.

Показатель эффективности по экспортным (импортным) операциям подсчитывается по следующей формуле:

э = в,кс НР,1"н х Кв 100%, жс С + HP '-'же. пгруб.

где Ээкс - эффективность экспортных (импортным) операций; Кв - курс иностранной валюты к рублю; В — выручка от экспорта (импорта) в инвалютных рублях; Сэкс - себестоимость экспортируемой (импортируемой) продукции.

Показатель экономического эффекта, определяемый как прибыль (/7Э), рассчитывается по следующей формуле:

П, = ВРру6 ~НРинв хКв -НРруб —Сэ.

(1-19)

Однако данная методика ие дает комплексной оценки среды функционирования организации, не учитывает рентабельность продаж на внутреннем и внешнем рынках.

В целом представленные выше методики могут быть успешно использованы на микроуровне, однако их применение для оценки эффективности внешней торговли на уровне республики не представляется возможным на данный момент ввиду отсутствия исходных статистических данных.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >