Мужской персидский костюм

Персидский мужской костюм состоял из длинных штанов, в меру плотно прилегающих к ногам (Приложение А, рисунок 26). Эти длинные штаны - отличительный признак целой группы индоевропейских народов, к которой принадлежат персы, скифы, лидийцы, фригийцыи и др. По мере продвижения этих воинственных кочевников на Запад, приживался на новых местах и этот элемент одежды, но за пределы Малой Азии он практически не вышел. Здесь, в Малой Азии, штаны являются частью известного лидийско-скифского наряда троянцев и других племен, о чём свидетельствуют, например, росписи на греческих вазах (Приложение А, рисунок 27). По этому признаку -штанам (по гречески «анаксариды»), римляне дали всем так называемым варварским народам, пользовавшимся данным предметом одежды, от Персии через Кавказ до северного побережья Чёрного моря и по всей Европе до Галлии, - прозвище «Ьгасса» («носящие штаны» - иноземные, чужие). Для истории костюма этот вид одежды важен в двух планах: как противоположность, с одной стороны, египетскому переднику, с другой -накидкам греков и римлян с их многочисленными складками и живописными драпировками. [3]

Мидийско-персидская мужская одежда представляла собой подпоясанную на вавилонский манер рубаху, только более просторную и с расширяющимися книзу рукавами. Исконная персидская одежда - кафтан до колен, более узкая и закрытая с узкими длинными рукавами, подпоясанная в талии поясом, использовалась простолюдинами как верхняя, а богатыми как нижняя одежда. Весь костюм простолюдина изготавливался из овечьей шерсти или кожи (Приложение А, рисунок 26). Простолюдины, кроме короткой закрытой рубахи и штанов, носили средней высоты или высокую остроносую обувь со шнуровкой, а на голове - шарообразную кожаную шапку (Приложение А, рисунок 28) или только повязку, которая удерживала искусно уложенные тугие завитки волос.

Бороду и волосы персы отпускали, применяя различные средства ухода за ними.

Аристократическая верхушка и царь заимствовали свою верхнюю одежду у покорённых ими мидийцев. На рельефе из сокровищницы царя Дария I в Персеполе в такой одежде изображены царь, его приближенные и стража (Приложение А, рисунок 28). Это длинный кафтан-халат с широкими своеобразными рукавами, слегка задрапированный по бокам. Форма рукавов с обязательными складками во внутренней их части дает возможность предполагать, что в основе покроя кафтана лежит круг, сложенный пополам, разрезанный в боковых частях (до талии) по прямой (Приложение А, рисунок 29). [2] Подрезанные куски закладывали лучеобразными складками. Кафтан опоясывали и слегка драпировали в боках.

Костюм царя делался из самых дорогих тканей, как правило, отдавали предпочтение блестящим шелковым тканям с богатым узором, которые приобрели особенно широкую известность позже, при Сасанидах. Одежду, обувь, головной убор украшали драгоценностями. В основном, это были крохотные золотые или серебряные пластины, на которых выбивали различные узоры, представлявшие собой символические знаки того или иного божества. В этом приёме декорирования костюма прослеживается глубинная связь поколений от древних шумер до наследников персов. Знаками царского достоинства были митра (тиара), почти полусферической или цилиндрической формы, и посох.

Верхняя мидийская одежда у персов делалась из тканей пурпурного цвета различных оттенков (от тёмного до бледно голубого и жёлтого), часто украшенных вышивкой в виде розеток (символ солнца) и отделанных по краю каймой (Приложение А, рисунок 30). На некоторых изображениях воинов складки рукавов сделаны из ткани другого цвета (Приложение А, рисунок 30). В этом случае клинообразные куски пришивали к основной ткани, но сохраняли крой. Голову покрывали небольшими шапками или повязками, в некоторых случаях шапки увенчаны остроконечными трубочками. Это, вероятно, знак воинской должности. На ногах у персов - короткие башмаки из кожи.

Вооружение воинов состояло из лука, меча и (реже) секиры. Поскольку одежда персов делалась из кожи, для защиты тела достаточно было высокого четырёхугольного щита лучника. Позже кафтан и штаны стали покрывать металлическими чешуйками. Затем появились нагрудные латы и шлемы из железа и бронзы. Гораздо позже стали защищать панцирем голову, грудь, бока и ноги лошадей.

Знатные персы, благодаря сложившейся традиции, много внимания и времени уделяли причёске и косметике. Волосы они носили длинные. Чем знатнее был человек, тем длиннее у него были волосы. Ещё по ассиро-вавилонской традиции, персидские парикмахеры туго завивали волосы в локоны, которые укладывали красивыми рядами. Бороду и усы отпускали, применяя различные средства ухода за ними. У персов, как ранее у мидян, в равной мере высокого уровня развития достигло искусство обращения с косметикой и благовониями (их поставляла главным образом Аравия). Знатный перс не отправлялся в поход без ящика с мазями, маслами, помадами и благовониями; у царя были свои косметические средства, приготовленные из львиного жира, пальмового вина, шафрана и ароматического масла. [3]

Интересные материалы дают нам росписи греческих ваз, найденных на Малоазийском побережье. Древние греки всегда изображали персов в довольно облегающей, богато декорированной одежде (Приложение А, рисунок 27), состоящей из анаксарид, узкого короткого кафтана и высокой войлочной шапки со спускающимися лопастями (Приложение А, рисунок 31). Форма шапок, одежды и декор многократно варьируются. Но неизменным остаётся главное -плотно облегающая одежда из пёстрых тканей. Интересен и костюм царского телохранителя с греческой вазы (Приложение А, рисунок 32). Сверх обычных анаксарид и кафтана надет близкий греческому хитон. Элементы греческой одежды в персидском костюме мы находим и на других древнегреческих вазах.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >