Мужской костюм

Благодаря страсти этрусков к увековечиванию разных моментов собственной жизни, учёные имеют представление о покрое их одежды и об изменениях моды на всей протяжённости этрусской цивилизации. Мода тогда и теперь не была статичной. Только боги и богини, возможно, чтобы подчеркнуть их вечную и неизменную сущность, изображались в архаичных одеяниях, то же относится и к служителям культа.

Что касается обычных этрусков, то они не могли оставаться равнодушными к веяниям моды, которые приходили с Восточной Адриатики, из Греции и Малой Азии. С середины VI в. до н. э. в моде особенно заметными становятся греческое и восточное влияние. Однако, в жизни одежда простых людей отличалась от изображенной в настенной живописи. Мода для простонародья была скорее этрусской, чем греческой. Во многих захоронениях VII в. до н. э. находились, например, этрусские сандалии на толстой подошве (Приложение А, рисунок 74), части которой скреплены бронзовыми петлями для придания ей гибкости. Известны также этрусские сандалии с изящной золотой шнуровкой, весьма популярные в Афинах, которые ввозили их, а затем стали копировать. Характерно этрусскими были и сандалии со шнуровкой на кожаной подошве. И ещё много лет в этой обуви изображали богов и богинь в искусстве.

Этруски, возможно из-за несколько более прохладного климата, предпочитали ткань более плотной фактуры, чем греки, и вместо свободных туник иногда носили даже плотно пригнанную одежду. Греки были лаконично элегантны, этруски предпочитали более нарядный костюм с изысканными дополнениями в виде ремешков, поясков, шнурков и драгоценностей. У них использовалось несколько фасонов головных уборов - с полями, в форме дыни (Приложение А, рисунок 74), пилотки, а также высокие остроконечные (Приложение А, рисунок 75). Причём, как утверждают греческие историки пользовались одинаковым успехом у обоих полов. Кое-какие этрусские фасоны одежды - мантии, ниспадавшие складками и предвосхитившие римскую тогу, некоторые виды обуви, а также короткие стрижки.

Основной мужской костюм состоял из хитона и покрывала, которые на протяжении существования этрусского общества видоизменялись (Приложение А, рисунок 81).

На памятниках искусства VII-VI до н. э. мы видим хитоны из крепированных и гладких тканей. В конце VI в. до н. этруски изображены в коротких, облегающих фигуру рубашках. Они делались из плотных, подобных холсту материй. В V веке до н. э. чаще всего этруски, как и греки, одевались в одно лишь покрывало различных цветов - белого с голубой каймой, тёмнозелёного, светло-зелёного, тёмно-синего и др. Эти покрывала не достигали размеров греческих гиматиев того же времени. Конфигурация покрывал была также разнообразна, как и расцветка. Овальные, круглые, прямоугольные формы покрывал драпировались самым вычурным способом. В отличие от греков, этруски не пытались добиться гармонии форм в костюме. Заимствовав у греков гиматий, этруски использовали его по своему усмотрению.

Но ритуальная одежда этрусков выделяется сложностью формы, различными способами ношения и драпировки на фигуре. Коричневый цвет у этрусков ассоциировался с загробной жизнью, поэтому в ритуальном костюме преобладали мрачные цвета. Возможно, длинные полупрозрачные расширяющиеся книзу хитоны были частью костюмированной мистерии по загробной жизни. На фрагментах росписи могилы Триклиния, где изображены этруски, танцующие ритуальные, бурные, переходящие в экстаз танцы, костюм состоит из цельнокроеных хитонов с короткими рукавами и покрывал. Хитоны сделаны из тонких прозрачных тканей голубых, жёлтых, терракотовых тонов с различными рисунками. Понизу хитоны отделаны цветными полосками. Дополняют ритуальный костюм этрусские башмаки похожие на восточные.

Особым покрывалом была у этрусков «тога пикта», или «тибенна». Её имели право носить только военные вожди. В такой тоге изображён полководец на фреске «могилы Франсуа» в Вульчи (принесение в жертву троянских пленников на могиле убитого в бою Патрокла, III-II век до н. э.). Эта небольшого размера пурпуровая тога вышита по краям завитками аканфа и покрыта цветным изображением обнаженных людей в движении. Впоследствии тога пикта (но без рисунка на ткани) была заимствована у этрусков римлянами (Приложение А, рисунок 76).

Социальная дифференциация этрусского общества сказывалась и в костюме. Так, костюм жрецов выделялся строгостью форм и отсутствием орнамента на тканях.

Среди этрусской мелкой пластики встречаются изображения крестьян за работой. Прямой хитон с рукавами, сверх него подпоясанная свободная блуза из крупно гофрированной ткани, низкая круглая шляпа с небольшими полями -таков костюм этрусского крестьянина.

Костюм воинов состоял из короткого хитона, доспехов (панциря), поножей, шлема с рогами и пышным гребнем (Приложение А, рисунок 84).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >