Информационно-библиотечное обеспечение науки в Республике Беларусь

Развитие системы научных библиотек

Разрушение научных и научно-организационных связей после распада СССР наложило негативный отпечаток на состояние науки Беларуси. Темпы развития научного потенциала, эффективность его деятельности в 1990-е годы резко снизились в связи с сокращением финансирования науки, старением ее материально-технической базы, низким уровнем затребованности результатов научных исследований в народном хозяйстве [130, с. 302]. В новых политических и экономических условиях перед молодым суверенным государством встала сложнейшая задача сбалансировать экономику, развивая ее конкурентные преимущества и источники роста, к которым в первую очередь относится интеллектуальный потенциал нации - наука и образование [36, с. 5]. Первоначальной задачей научно-технической политики в период 1993-1996 гг. было максимальное сохранение научного потенциала от распада. Несмотря на объективные трудности, в большинстве научных организаций остались продуктивные коллективы и важнейшие научные школы, значительный научно-технический потенциал [36, с. 5]. В стране начались формирование и реализация национальной научно-технической и инновационной политики Республики Беларусь. Это нашло отражение в создании ряда органов государственного управления. Для повышения эффективности научно-технической деятельности в 1992 г. был создан Государственный патентный комитет. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 809 от 30 ноября 1993 г. был организован Государственный комитет по науке и технологиям. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 564 от 18 сентября 1992 г. «О создании Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров Республики Беларусь» была сформирована национальная система аттестации Республики Беларусь. Перед ВАК Беларуси стояла задача скорректировать сеть существующих советов по защите кандидатских и докторских диссертаций с учетом направлений развития научных исследований в суверенной Республике Беларусь [36, с. 5]. С 1991 г. начал действовать Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, оказывающий на конкурсной основе финансовую поддержку научным коллективам и отдельным ученым.

Активно осуществлялась разработка нормативной правовой базы, регулирующей развитие научно-технической сферы. Были подготовлены и приняты основополагающие законы Республики Беларусь: «Об основах государственной научно-технической политики» (1993), «О научной деятельности» (1996), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998), Указ Президента Республики Беларусь № 390 «О дополнительных мерах по реализации Национальной академией наук Беларуси статуса высшей государственной научной организации» от 4 августа 1998 г., другие нормативные правовые акты. С принятием в 1996 г. «Программы научно-инновационной деятельности» наметился переход к государственной инновационной политике. Для усиления государственной поддержки этой деятельности в республике в соответствии с Постановлением Совета Министров № 1739 от 12 ноября 1998 г. был создан Белорусский инновационный фонд.

Для развития актуальных научных направлений в 1990-е годы в Беларуси начали действовать новые научные учреждения. В Академии наук были организованы Инженерный центр «Плазмотег» (1990), Институт проблем использования природных ресурсов и экологии (1990, на базе Института торфа), Отдел оптических проблем информатики (1991) и др. Институт ядерной энергетики в 1993 г. преобразован в Академический научно-технический комплекс «Сосны» [130, с. 303-304]. В 1992 г. создана Академия аграрных наук Республики Беларусь, которая объе-398

динила 15 научно-исследовательских институтов и 9 опытных станций [130, с. 304]. В 1996-2000 гг. научные исследования проводились по 39 государственным программам в почти 130 научных учреждениях, в т. ч. в 48 организациях НАН Беларуси, 13 институтах и центрах Академии аграрных наук, 32 вузах, 35 отраслевых НИИ, 7 научных и научно-технических центрах [130, с. 304].

Социально-экономическая ситуация в Беларуси, которая в 1990-е годы характеризовалась общей нестабильностью, негативно отразилась на состоянии библиотечного дела. Только с 1990 г. было закрыто более 750 библиотек [592, с. 3]. В начале 1990-х годов совокупный фонд библиотек сократился почти на 9,3 млн экз. Комплектование научных, научно-технических, отраслевых библиотек и библиотек высших учебных заведений было серьезной проблемой. Фактически ученые и специалисты различных областей производства страны оказались в информационном вакууме. Комплектование научной литературой в ЦНБ АН Беларуси сократилось за пятилетку на 84 %, в Национальной библиотеке Беларуси - почти на 80 %. Отсутствие валютных средств сделало невозможным приобретение ценных зарубежных изданий [683].

Первой попыткой определения новых направлений деятельности библиотек стала «Концепция развития библиотечного дела в Республике Беларусь», подготовленная в 1990-1991 гг. и утвержденная Министерством культуры 26 марта 1992 г. Важным шагом в развитии библиотечного дела в стране стало принятие Закона Республики Беларусь «О библиотечном деле в Республике Беларусь» [79, с. 28-41], который создал юридическую основу формирования библиотечной политики, нормативной базы для практической деятельности библиотек. Закон дал определение библиотеки как социального института, который «осуществляет сбор, хранение и передачу материализованной информации для удовлетворения потребностей общества, содействует духовному формированию личности в республике» [79, с. 28], утвердил основные принципы деятельности библиотек. Закон официально определил государственно-общественный характер управления библиотечным делом.

Центральным органом управления в области библиотечного дела в республике является Министерство культуры, которое реализует единую государственную культурную политику, вместе с соответствующими министерствами, организациями разрабатывает нормативные документы и осуществляет контроль за их выполнением; возглавляет разработку республиканских комплексных целевых программ; определяет государственные требования к уровню библиотечного обслуживания и др. Государственное управление библиотеками осуществляют также министерства и организации, располагающие собственной сетью библиотек [592, с. 4]. Для осуществления взаимодействия и взаимоиспользования информационных ресурсов библиотек разных систем, обеспечения государственной поддержки библиотечной деятельности в 1999 г. был создан Республиканский библиотечный совет при Министерстве культуры [17].

В июне 1996 г. проблемы библиотечного дела были рассмотрены Комиссией по образованию, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания. Комиссия рекомендовала облисполкомам, Мингорисполкому и Министерству культуры принять соответствующие меры по выполнению требований действующего законодательства в библиотечном деле [77, с. 16]. Были определены меры по регулированию деятельности библиотечной системы в стране, приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной поддержке культуры», «Об утверждении порядка рассылки обязательных бесплатных и платных экземпляров печатных изданий» и др.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 1992 г. Государственной библиотеке им. В. И. Ленина был придан статус Национальной библиотеки Беларуси (НББ) [16]. Устав Национальной библиотеки, утвержденный Министерством культуры в 1994 г., обозначил ее основные черты: государственное значение, традиции и национальный характер, общедоступность, определил место и роль Национальной библиотеки в структуре информационных учреждений государства, распределение и функциональную кооперацию с другими библиотеками [77, с. 7].

В 1990-е годы в Беларуси создана система библиотек, включающая публичные и специальные библиотеки. Длительное время библиотеки республики находились в ведении различных министерств и ведомств, в результате чего сложилась практика, при которой специальные библиотеки объединялись в библиотечные сети. Важнейшими из них являются сети академических библиотек, научно-технических библиотек, медицинских библиотек, библиотек агропромышленного комплекса, библиотек школ и средних учебных заведений, сеть библиотек вузов. Всего в Беларуси в 1997 г. насчитывалось более 6 тыс. специальных библиотек с совокупным объемом фонда около 150 млн экз. [391, с. 22]. В систему научных академических библиотек входили Центральная научная библиотека им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси и 27 библиотек при научно-исследовательских институтах Академии наук. Их совокупный фонд составлял более 3 млн экз.

Систему научно-технических библиотек составляли библиотеки на предприятиях и в учреждениях различных сфер деятельности. Основное их назначение заключалось в удовлетворении информационных потребностей, связанных с производством определенных изделий и оказанием услуг, а также проведением прикладных научных исследований. Библиотеки данного типа являются наиболее динамичными. Их создание, реорганизация и ликвидация зависят от эффективности деятельности предприятий, которые они обслуживают. В 1997 г. насчитывалось около 300 библиотек данного типа. Сеть медицинских библиотек республики включала более 200 библиотек различных типов, в том числе 4 областные библиотеки, 10 библиотек медицинских НИИ, 5 библиотек медицинских вузов, 19 библиотек медицинских училищ. Более 3,5 млн экз. было в совокупном фонде системы. Система библиотек агропромышленного комплекса (АПК) республики включала более 200 библиотек (библиотеки сельскохозяйственных НИИ, опытных станций, высших и средних специальных учебных заведений, учебных центров и комбинатов) с совокупным фондом более 6 млн экз. [391, с. 23].

В 1997 г. в республике действовало 33 государственных и около 20 коммерческих вузов. Их пользователями были более 240 тыс. студентов и преподавателей вузов. Координационным центром для сети вузовских библиотек является Фундаментальная библиотека Белгосуниверситета [391, с. 24]. Республиканская научно-педагогическая библиотека была методическим центром для библиотек средних специальных учебных заведений, занималась обслуживанием специалистов образования всех уровней: от руководящих и научных работников до студентов вузов и педагогических училищ. Кроме того, в Беларуси функционировали две республиканские библиотеки, не имевшие разветвленной сети библиотек, но «располагающие оригинальным фондом и занимающие свою нишу в информационном пространстве республики» - Президентская библиотека Республики Беларусь и Республиканская научно-методическая библиотека по физической культуре [391, с. 24].

С целью создания оптимальных условий в использовании библиотечных и информационных ресурсов, в том числе мировых, на основе современных технологий в 1990 г. была разработана «Концепция автоматизации библиотек системы Министерства культуры Республики Беларусь» и начато создание автоматизированной информационно-библиотечной системы, однако в силу ряда причин многие положения Концепции остались нереализованными. В 1998 г. принята «Программа информатизации отраслей культуры», где определен перечень работ по внедрению современных информационных технологий в организациях и учреждениях культуры. В соответствии с постановлением коллегии Министерства культуры были определены приоритетные направления развития культуры на 1997-2000 гг. В конце 1990-х годов основным направлением единой государственной библиотечной политики стали координация формирования информационных ресурсов, интеграция инфраструктуры библиотек всех уровней в единую библиотечную сеть и информационное взаимодействие, телекоммуникации и организация доступа к мировым информационным ресурсам путем подключения в Интернет, преобразование библиотек в информационно-справочные центры [592, с. 5-6].

Совет Министров Республики Беларусь в 1991 г. принял Программу информатизации Республики Беларусь на 1991— 1995 гг. и на период до 2000 г. Программой предусматривалась реализация процессов информатизации в социальной, материальной сферах и в управлении. Для формирования государственной политики в области информатизации создана Межведомственная комиссия по вопросам информатизации в Республике Беларусь. С целью решения межотраслевых проблем информатизации при Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь учрежден Фонд информатизации. Работы в области информатизации проводились в основном в рамках отдельных научно-технических проектов, государственной научно-технической программы «Информатика» и программы создания научно-информационной компьютерной сети (НИКС) [541, с. 60]. В 1996 г. начаты работы по созданию НИКС с учетом потребностей формирования баз и банков данных, обеспечения высокоскоростного доступа к международным информационным ресурсам, а также для обеспечения обмена информацией внутри республики [77, с. 38]. Важным фактором в деле создания корпоративных библиотечных сетей в Беларуси было Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1609 от 22 октября 1998 г. «О развитии в республике работ по созданию единой научно-информационной компьютерной сети (НИКС)».

Система научно-технической информации в Республике Беларусь создавалась и развивалась как часть общесоюзной системы. Главным поставщиком информационной продукции являлись союзные органы НТИ, НИИ, вузы, предприятия и организации, которые готовили информационные листки, доклады, аналитические обзоры и представляли их в систему НТИ для публикации и распространения. В результате распада СССР система НТИ разрушилась: накопленный общегосударственный ресурс применительно к Беларуси оказался за границей (в Москве), прекратились сбор и издание внутриреспубликанских информационных материалов, сократилось количество научно-технических библиотек; на большинстве предприятий и организаций службы НТИ трансформировались в отделы маркетинга, удельный вес НТИ в них был сведен до минимума; прекратили информационную деятельность БелНИИНТИ и областные центры НТИ [246, с. 75].

Государственная система НТИ Республики Беларусь как основа национального информационного ресурса фактически стала воссоздаваться в 1996 г. с учетом последних достижений в области информационных технологий. Указом Президента Республики Беларусь № 363 от 13 сентября 1996 г. «О некоторых мерах по совершенствованию системы научного обеспечения государственного управления» Белорусский институт информации и прогноза (Белинформпрогноз) преобразован в Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, а также поручено создать при Комитете по науке и технологиям Институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, передав в его ведение Центр научно-технической политики, Центр выставок, Центр регистрации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ бывшего Белинформпрогноза. В октябре 1996 г. создан Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, на который возложены функции национального научноинформационного центра [125, с. 33].

В декабре 1999 г. утверждена Программа развития системы НТИ в Республике Беларусь. Одной из задач ГСНТИ было завершение создания НИКС и подключение к ней основных информационных центров: по непубликуемым документам -БелИСА; по информационным ресурсам - НИПТИ информатизации; по нормативно-технической информации - Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации; по патентной информации - Государственный патентный комитет Республики Беларусь; по правовой информации -Национальный центр правовой информации Администрации Президента; по медицинской информации - Центр медицинских технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения; по строительной науке - Белстройинформцентр; по вопросам агропромышленной науки - Институт экономики 404

и организации АПК; по картографической информации -Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии [540, с. 56-57].

* * *

После распада СССР наука, образование, культура развивались в новых условиях. Был принят ряд мер по государственной поддержке науки, созданы новые научные учреждения, Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований. Повысилась роль Академии наук Беларуси в организации научных исследований. Организована Академия аграрных наук.

Несмотря на принятие мер по укреплению законодательной базы деятельности библиотек, комплектование библиотечных фондов осуществлялось в сложных условиях из-за отсутствия финансовых средств. Ученые и специалисты оказались в информационном вакууме.

В 1990-е годы в Республике Беларусь сложилась библиотечная система, включающая сети публичных и специальных библиотек. Начаты работы по созданию автоматизированной информационно-библиотечной системы, реализации Программы информатизации Республики Беларусь.

В 1996 г. начала воссоздаваться Государственная система научно-технической информации Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь был создан ряд информационных центров, в том числе БелИСА, на который возложены функции национального научно-информационного центра.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >